Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Шарыповой Н.В., Коуровой В.Е.,
с участием прокурора Б.А.С.,
при секретаре судебного заседания А.К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 8 сентября 2015 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах С.Л.А. к ГС(К)ОУ "Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" и Главному управлению образования Курганской области о признании права на меры социальной поддержки и взыскании денежных средств
по апелляционной жалобе Финансового управления Курганской области на решение Лебяжьевского районного суда Курганской области от " ... ", которым постановлено:
исковые требования прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах С.Л.А. к ГС(К)ОУ "Лебяжьевскаяспециальнаякоррекционная школаинтернат VIII вида", Финансовому управлению Курганской области, Главному управлению образования Курганской области о взыскании денежных средств удовлетворить частично.
Взыскать с Финансового управления Курганской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации - Курганской области в пользу С.Л.А. денежные средства, потраченные на оплату электроэнергии, в размере " ... " рублей " ... " копеек.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Заслушав доклад судьи областного суда Шарыповой Н.В. об обстоятельствах дела, мнение прокурора прокуратуры Курганской области Б.А.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Лебяжьевского района Курганской области обратился в суд с иском в интересах С.Л.А. к Государственному казенному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" (далее - ГКС(К)ОУ "Лебяжьевская специальная(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида"), Финансовому управлению "адрес", Главному управлению образования Курганской области о признании права на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, расположенного в сельской местности, в полном объеме без учета норм потребления; о взыскании с ответчиков денежных средств, потраченных на оплату освещения в размере 9 579 руб. 04 коп. за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Курганской области.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Лебяжьевского района по заявлению С.Л.А. проведена проверка исполнения федерального законодательства, в ходе которой установлены нарушения ее прав на меры социальной поддержки, предоставляемые педагогическим работникам, со стороны ГКС (К) ОУ "Лебяжьевскаяспециальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" и Главного управления образования Курганской области. Отметил, что согласно действующему законодательству за С.Л.А. закреплено право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, данная компенсация предоставляется для возмещения понесенных расходов в полном объеме. Однако Главное управление образования Курганской области, в нарушение действующих норм законодательства, установило норматив потребления электроэнергии на освещение занимаемых учителями жилых помещений, в связи с чем в " ... " году учителя самостоятельно вносили плату за потребленную электроэнергию сверх установленного ответчиком норматива. Прокурор полагал, что отсутствие у С.Л.А. отдельного прибора учета потребленной электроэнергии на освещение жилого помещения не может повлечь за собой отказ в возмещении произведенных расходов по оплате электроэнергии на иные цели, кроме освещения.
За " ... " год С.Л.А. оплачено электроэнергии на общую сумму " ... " руб. " ... " коп., из которых ей возмещены " ... " руб. " ... " коп. Сумма некомпенсированных истцу расходов за освещение составила " ... " руб. " ... " коп.
Прокурор считал, что ГКС(К)ОУ "Лебяжьевскаяспециальная (коррекционная) общеобразовательнаяшкола-интернатVIII вида" необоснованно отказалось возмещать С.Л.А. расходы на оплату освещения.
В судебном заседании помощник прокурора Лебяжьевского района Д.Д.А. поддержал заявленные требования по изложенным основаниям.
Истец С.Л.А., представители ответчиков ГКС(К)ОУ "Лебяжьевская специальная(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида", Финансового управления Курганской области, Главного управления образования Курганской области, представитель третьего лица Главного управления социальной защиты населения Курганской области в судебное заседание не явились, извещались надлежаще, просили суд рассмотреть дело без их участия.
Лебяжьевским районным судом Курганской области постановлено изложенное выше решение, с которым не согласен представитель ответчика Финансового управления Курганской области, просит его отменить и принять по делу новее решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ссылается на п. 8 ст. 47 Федерального закона от " ... " N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"), согласно которому педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Отмечает, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Автор жалобы указывает, что в силу п. 7 ст. 26.3 Федерального закона от " ... " N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные п. 2 ст. 26.3 названного Закона, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.
Отмечает, что финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. При этом, денежные средства на компенсацию расходов по предоставлению мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации - Курганской области не поступают с 01.01.2005.
Полагает, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации - Курганской области, возникшие в результате принятия Закона Курганской области от " ... " N "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" (далее - Закон Курганской области N 75), выполнены Курганской областью в полном объеме.
Считает, что обязательство по предоставлению мер социальной поддержки в полном объеме, то есть в части, не обеспеченной Законом Курганской области N 75, является расходным обязательством Российской Федерации, следовательно, при таких обстоятельствах вывод суда о праве истца на компенсацию понесенных убытков за счет средств казны Курганской области не обоснован.
Кроме того, указанным Законом Курганской области N для педагогических работников образовательных учреждений предусмотрена компенсация оплаты освещения жилого помещения, а не электроснабжения в целом.
Автор жалобы полагает, что не представлено доказательств несения истцом С.Л.А. расходов на освещение, превышающих расходы, возмещенные образовательным учреждением, поэтому не имеется оснований полагать, что права истца нарушены. Не соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что сумма, подлежащая взысканию, сложилась из суммы, уплаченной истцом за весь объем электроэнергии, за минусом компенсации за освещение, размер которой определен работодателем расчетным путем. Полагает, что возмещение в полном объеме стоимости электроснабжения, а не освещения, как это установлено Законом Курганской области N 75, влечет увеличение расходов бюджета на оплату не предусмотренных действующим законодательством мер социальной поддержки.
Указывает, что Финансовое управление Курганской области привлечено к участию в деле в качестве ответчика безосновательно, без учета норм бюджетного и гражданского законодательства, поскольку из имеющихся в материалах дела документов, не усматривается противоправность действий государственных органов Курганской области, указанных в качестве ответчиков по делу. Настаивает, что нарушений по перечислению компенсации со стороны органов государственной власти Курганской области уполномоченными надзорными органами не установлено, и суд первой инстанции произвел взыскание материального вреда при отсутствии незаконных действий (бездействия) органов государственной власти Курганской области.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Лебяжьевского района Курганской области просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор прокуратуры Курганской области Б.А.С. возражала против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия, с учетом мнения прокурора, находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия областного суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что С.Л.А. работает заместителем директора по учебно-воспитательной работе в ГКС(К)ОУ "Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательнаяшкола-интернат VIII вида", что подтверждается записями в трудовой книжке, дополнительным соглашением к трудовому договору.
Истец зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес", что подтверждено справкой Администрации Лебяжьевскогопоссовета Лебяжьевского района Курганской области и сведениями паспорта гражданина Российской Федерации.
Предметом настоящего спора является право истца как педагогического работника, проживающего в сельской местности, на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления за " ... " год.
Согласно сведений, представленных Лебяжьевскимучастком ОАО "Энергосбыт", истцом произведена оплата электроэнергии на общую сумму " ... " руб. " ... " коп.
В материалах дела имеется справка N от " ... ", представленная ГКС(К)ОУ "Лебяжьевскаяспециальная(коррекционная) общеобразовательнаяшкола-интернат VIII вида" и подтверждающая, что истцу возмещено " ... " руб. " ... " коп. Сумма некомпенсированных расходов истцу на оплату освещения жилого помещения составила " ... " руб. " ... " коп.
Истцом заявлены требования о взыскании некомпенсированных денежных средств, указывая на неправомерность действий ответчиков, ограничивающих ее права на меры социальной поддержки путем компенсации ее расходов на оплату освещения жилого помещения, исходя из нормативов потребления электроэнергии непосредственно на освещение занимаемого жилого помещения.
Судебная коллегия находит обоснованным удовлетворение судом исковых требований, исходя из разницы фактически понесенных расходов и выплаченной истцу компенсации.
Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения регулируется положениями Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Указанный Федеральный Закон предоставляет право педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (ч. 8 ст. 47).
Из анализа федерального законодательства следует, что наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
На территории Курганской области принят и действует Закон Курганской области N 75, в статье 2 которого определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки. К ним, в частности, отнесены педагогические работники образовательных учреждений.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Курганской области N педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных учреждений меры социальной поддержки предоставляются в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения.
С " ... " в связи с изменениями, внесенными в абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от " ... " N "Об образовании" Федеральным законом от " ... " N 439-ФЗ, предоставление мер социальной поддержки в натуральном виде было заменено на компенсацию произведенных работниками платежей.
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от " ... " N утвержден Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, который определяет правила компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области.
Согласно п. 6 данного Порядка педагогические работники образовательных учреждений ежемесячно по месту работы представляют документы, содержащие сведения о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги за предшествующий месяц: документы о полной оплате жилого помещения и коммунальных услуг, начисленных за предшествующий месяц; справку органов местного самоуправления о приобретении топлива за счет собственных средств с учетом услуг по его доставке (для лиц, проживающих в жилых помещениях, не имеющих централизованного отопления).
В п. 9 Порядка предусмотрено, что начисление и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, указанным в п. 2 раздела 1 настоящего Порядка, осуществляется по месту работы в размерах, определенных Законом Курганской области N 75.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Курганской области N компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляется для возмещения понесенных расходов в полном объеме.
Таким образом, государство гарантировало педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа), компенсацию расходов в полном объеме на освещение и отопление занимаемых ими жилых помещений без каких-либо ограничений, в том числе ни размером приходящейся на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения, ни нормативами потребления коммунальных услуг.
Вступившим в законную силу решением Лебяжьевскогорайонного суда Курганской области от " ... " за С.Л.А. было признано право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, расположенного в рабочем поселке на территории Курганской области, в полном объеме без учета норм потребления. По этим основаниям суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск лишь в части требований.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо).
При таких обстоятельствах, учитывая, что предоставляемая С.Л.А. в " ... " году мера социальной поддержки по оплате освещения жилья была ограничена размером расчетной величины, что не обеспечивает полного возмещения расходов по оплате данной коммунальной услуги, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования и взыскал в пользу истца сумму, оплаченных ею, но некомпенсированных расходов на электроэнергию в размере " ... " руб. " ... " коп.
Судебная коллегия полагает несостоятельным довод апелляционной жалобы Финансового управления Курганской области о том, что при реализации названной льготы следует разграничивать понятия "освещение" и "электроснабжение" и при определении размера денежной выплаты необходимо учитывать только электроэнергию, расходуемую на освещение помещения по установленному нормативу потребления, поскольку данные утверждения основаны на неверном толковании норм федерального законодательства.
Не соглашается судебная коллегия с доводом апелляционной жалобы в части возложения судом первой инстанции обязанности по компенсации истцу расходов по оплате электроэнергии в полном объеме на Финансовое управление Курганской области.
В ст. 7.2 Закона Курганской области N установлено, что финансирование расходов, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета. Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, устанавливается Правительством Курганской области.
Согласно п. 12, 13 Порядка предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от " ... " N 379, финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для предоставления мер социальной поддержки лиц, указанных в п. 2 раздела I настоящего Порядка, ежегодно предусматриваются в Законе Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций. Возмещение расходов, произведенных учреждениями, подведомственными главным распорядителям средств областного бюджета, связанных с предоставлением мер социальной поддержки лиц, указанных в п. 2 раздела I настоящего Порядка, осуществляется соответствующим главным распорядителем средств областного бюджета за счет средств, предусмотренных на указанные цели в смете расходов данных учреждений на очередной финансовый год.
ГКС(К)ОУ "Лебяжьевскаяспециальная(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида") является государственным казенным образовательным учреждением, финансируемым за счет средств бюджета Курганской области. Учредителем образовательного учреждения является Курганская область, следовательно, меры социальной поддержки, на которые имеет право истец, являются расходными обязательствами данного субъекта Российской Федерации, и финансирование расходов по обеспечению указанных мер является расходным обязательством Курганской области.
Согласно п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Статьей 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что перечень распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
В ведомственной структуре расходов областного бюджета на " ... " год и на плановый период " ... " годы, утвержденные Законом Курганской области от " ... " N "Об областном бюджете на " ... " год и на плановый период " ... " годы" предусмотрены расходы Финансового управления Курганской области на мероприятия в области социального обеспечения населения в виде субвенций на исполнение государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа).
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции обоснованно произвел взыскание убытков в связи с не предоставлением мер социальной поддержки педагогическому работнику в полном объеме с Финансового управления Курганской области.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда и к иной, нежели у суда, оценке фактических обстоятельств дела и подлежащих применению правовых норм, для чего оснований судебная коллегия не находит, поэтому они не влекут отмену постановленного в соответствии с законом судебного решения.
Поскольку апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, оснований для ее удовлетворения не имеется, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах при верном применении норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 8 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Финансового управления Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.М. Софина
Судьи Н.В. Шарыпова
В.Е. Коурова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.