Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Александровой А.В., судей Орловой И.Н., Нестеровой А.А., при секретаре судебного заседания Орловой Е.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Федорова А.Ф. к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики о признании права на обеспечение жилым помещение в порядке установленным для граждан, уволенных с военной службы; возложении обязанности выдать единовременную денежную выплаты в форме государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения, поступившее на апелляционное рассмотрение по апелляционной жалобе истца Федорова А.Ф. на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 мая 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований Федорова А.Ф. к Министерству строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики о признании права на обеспечение жилым помещение в порядке установленным для граждан, уволенных с военной службы; о возложении обязанности выдать единовременную денежную выплаты в форме государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения на состав семьи "данные изъяты" человек за счет средств федерального бюджета, отказано.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Федоров А.Ф. обратился в суд с иском к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, указывая, что он проходил службу в органах внутренних дел. Приказом МВД по Чувашской Республике уволен "данные изъяты". Истец является получателем пенсии. С ДД.ММ.ГГГГ он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации Калининского района г. Чебоксары в списке "Общий" и в списке первоочередного предоставления жилого помещения "Сотрудники правоохранительных органов". Решением комиссии по жилищным вопросам администрации Калининского района г. Чебоксары от 06.03.2014 г. N истец включен в список подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 год. Истцу сообщено, что остатки денежных средств, запланированные на 01.01.2014 г. для решения жилищных проблем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, возвращены в начале 2014 г. обратно в федеральный бюджет. Полагая, что отсутствие денежных средств само по себе не может являться и не является законным основанием для отказа в предоставлении ему жилого помещения, просит признать за ним право на обеспечение жилым помещением в порядке, установленном для граждан, уволенных с военной службы; обязать Министерство строительства архитектуры и жилищно-комунального хозяйства Чувашской Республики выдать единовременную денежную выплату в форме государственного жилищного сертификат на приобретение жилого помещения на состав семьи "данные изъяты" человек за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании истец Федоров А.Ф. и его представитель Демяшкин И.К. поддержали заявленные требования.
Ответчик Министерство строительства, архитектуры и жилищно-
коммунального хозяйства Чувашской Республики в судебное заседание не направил представителя, представив письменный отзыв в котором просил отказать в удовлетворении иска.
Третьи лица - администрация Калининского район города Чебоксары, Министерство внутренних дел Чувашской Республики, Управление Федерального казначейства по Чувашской Республики, Министерство внутренних дел Российской Федерации в судебное заседание не направили своих представителей.
В апелляционной жалобе истца Федорова А.Ф. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного ввиду неправильного применением норм материального и процессуального права, как не соответствующего обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца Федорова А.Ф. и его представителя Демяшкина И.К., поддержавших апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Федоров А.Ф. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, уволен со службы ДД.ММ.ГГГГ по "данные изъяты" Выслуга лет на день увольнения, составила 20 лет 04 мес. 29 дней. Должности, по которым истец проходил службу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, содержались за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
Федоров А.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ в администрации Калининского района гор. Чебоксары состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в списках "Общий", "Сотрудники правоохранительных органов".
Заявление о включении Федорова А.Ф. в список граждан, изъявивших желание получить жилое помещение в собственность бесплатно или по договору социального найма или получить единовременную денежную выплату в соответствии Федеральным законом от 08.12.2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" подано Федоровым А.Ф. в администрацию Калининского района г.Чебоксары в 2014 году, которое рассмотрено жилищной комиссией 06 марта 2014 года и принято решение о включении Федорова А.Ф. в Сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 год по Калининскому району г.Чебоксары Чувашской Республики в категорию граждан, уволенных с военной службы, под N 1.
31 июля 2014 года Федоров А.Ф. обратился в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики с заявлением о выплате единовременной денежной выплаты на приобретение(строительство) жилого помещения.
Согласно ответа Министерства строительства, архитектуры и жилищно-
коммунального хозяйства Чувашской Республики N 11-16/Ф-888 от 22.08.2014 года финансирование расходов, связанных с предоставлением гражданам жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма или предоставлением единовременной денежной выплаты, осуществляется за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета в республиканский бюджет Чувашской Республики на указанные цели и распределяемых между бюджетами муниципальных районов (для расчета и предоставления субвенций бюджетам поселений) и бюджетами городских округов.
Не использованные по состоянию на 1 января 2014 г. остатки межбюджетных трансфертов возвращены в федеральный бюджет в течение первых 15 рабочих дней 2014 года на основании части 7 статьи 23 Федерального закона от 2 декабря 2013 г.N 349-ФЗ N "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
В соответствии с Федеральными законами от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ N "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 2014, 2015 годы и на плановый период 2016 и 2017 годов" на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не предусмотрено.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями постановления Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 и постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153, правомерно исходил из того, что право истца на получение государственного жилищного сертификата не оспаривается, истец в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством участвует в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г., действующее законодательство связывает исполнение государственных обязательств по выдаче государственных жилищных сертификатов с наличием бюджетного финансирования, обеспечение лиц, имеющих право на получение сертификатов, осуществляется по мере финансирования. При этом суд первой инстанции нарушений прав истца незаконными действиями или бездействием ответчика не установил.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Указом Президента Российской Федерации от 28.06.1999 г. N 825 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений" установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно абзацу третьему подп. "а" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы(далее-Правила) право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание (п. 6 Правил).
При этом из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпункте "а" пункта 5 настоящих Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, указанным в абзацах девятом и десятом этого подпункта (п. 7 Правил).
Участие в подпрограмме добровольное(п.2 Правил)
В силу п. 3 указанных Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов они выпускаются государственным заказчиком подпрограммы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Формы бланков сертификатов и порядок их заполнения утверждаются государственным заказчиком подпрограммы по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Государственный заказчик подпрограммы определяет порядок учета, хранения и уничтожения бланков сертификатов.
Участие в подпрограмме добровольное(п.2 Правил).
Согласно паспорту подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы государственным заказчиком подпрограммы является Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Министерство регионального развития РФ является основным разработчиком подпрограммы.
В подп. "а" п. 18 Правил предусмотрено, что выдачу сертификатов осуществляют гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
Согласно п. 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается.
Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В силу п. 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2 и утверждает его. Сводные списки в отношении граждан, указанных в подпунктах "д" - "ж" пункта 5 настоящих Правил, в течение 10 рабочих дней после их утверждения представляются государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.
На основании п. 28 Правил государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального бюджета на соответствующий год (за исключением средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат гражданам, указанным в подпунктах "з" и "и" пункта 5 настоящих Правил), и на основании установленного подпрограммой принципа распределения общих объемов финансирования по категориям граждан, а также сводных списков, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и сведений, полученных от федеральных органов исполнительной власти, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые до 1 октября года, предшествующего планируемому, доводятся до соответствующих органов исполнительной власти.
Распределение объема финансирования между федеральными органами исполнительной власти осуществляется пропорционально заявленной ими потребности в целях обеспечения своевременного увольнения граждан с военной службы (службы), обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), но оставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в этих органах на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также отселения граждан - участников подпрограммы из закрытых военных городков и поселков.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка, а также норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, действующего на момент получения контрольных цифр бюджетных средств, формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан (далее - сводный список получателей сертификатов). Формирование сводных списков получателей сертификатов осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан - участников подпрограммы (п. 29 Правил).
Согласно п. 31 Правил порядок и сроки формирования списков граждан - участников подпрограммы, состоящих на учете в федеральных органах исполнительной власти и изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти.
Государственный заказчик подпрограммы на основании заявок на выпуск сертификатов и с учетом графика выпуска и распределения сертификатов издает приказ о выдаче бланков сертификатов и направляет соответствующее количество бланков сертификатов в органы исполнительной власти (п. 35).
Органы исполнительной власти в 2-месячный срок с даты получения бланков сертификатов производят их оформление на имя граждан - участников подпрограммы и передают сертификаты органам местного самоуправления и подразделениям для вручения указанным гражданам, если иное не предусмотрено в актах, принимаемых органами исполнительной власти в соответствии с пунктом 32 настоящих Правил.
Оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников подпрограммы с учетом реализации положений, установленных пунктом 7 настоящих Правил (п. 36 Правил).
По смыслу указанных норм права необходимым условием реализации указанного права на обеспечение жилым помещением в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015" годы является включение в Сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Из материалов дела следует, что в отношении Федорова А.Ф. принято решение о включении в Сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 год по "данные изъяты" району "данные изъяты" по категории граждан, уволенных с военной службы, под N 1. Право на обеспечение жилым помещением Федоров А.Ф. имеет в силу Закона, в связи с чем, предъявление самостоятельного требования не служит способом защиты нарушенного права.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении указанного требования, так как истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Довод истца о том, что отсутствие денежных средств не может являться и не является законным основанием для отказа в предоставлении жилого помещения, судебная коллегия находит несостоятельным.
По смыслу указанных норм права, действующее законодательство связывает исполнение государственных обязательств по выдаче государственных жилищных сертификатов с наличием бюджетного финансирования, обеспечение лиц, имеющих право на получение сертификатов, осуществляется по мере финансирования, и невыдача сертификата по основанию отсутствия финансирования не может свидетельствовать о нарушении права таких лиц в текущем году, на что правильно сослался суд первой инстанции в решении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Федорова А.Ф. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 мая 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Александрова А.В.
Судьи Орлова И.Н.
Нестерова А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.