Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики РФ в составе: председательствующего Карлинова С.В., судей Алексеевой Г.И., Смирновой Е.Д., с участием прокурора Ишмуратовой Л.Ф., при секретаре судебного заседания Поликарповой В.Ю., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Филимоновой Г.Н. к Ковалевскому А.В. о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, поступившее на апелляционное рассмотрение по апелляционной жалобе истца Филимоновой Г.Н. на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 18 июня 2015 года, которым постановлено:
Взыскать с Ковалевского А.В. в пользу Филимоновой Г.Н. компенсацию морального вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, в сумме "руб.".
Взыскать с Ковалевского А.В. государственную пошлину в доход местного бюджета "руб.".
Заслушав доклад судьи Карлинова С.В., пояснения истицы Филимоновой Г.Н. поддержавшей доводы жалобы, заключение прокурора Ишмуратовой Л.Ф. о законности судебного решения, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Филимонова Г.Н. обратилась в суд с иском к Ковалевскому А.В. о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия. Требования мотивированы тем, что по вине ответчика Ковалевского А.В., управлявшего автомобилем "N 1", 12.10.2013 года произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого погиб сын истца - ФИО1. Приговором Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 04.02.2014 года, вступившим в законную силу 03.04.2014 года, Ковалевский А.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ. Кроме того, с Ковалевского А.В. взыскана компенсация морального вреда в пользу супруги покойного ФИО2 "руб.", расходы на оплату услуг представителя в сумме "руб." Истец, отмечая, что действиями ответчика Филимонова Г.Н. ей как матери причинены нравственные и физические страдания, просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере "руб.", расходы на оплату услуг представителя в размере "руб."
В судебном заседании истица Филимонова Г.Н. и ее представитель Васильева Л.С. поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Ковалевский А.В. в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что исковые требования истицы признает частично. Также указал, что является получателем пенсии по старости, состоит на учете у гематолога с диагнозом: " "данные изъяты"", страдает "данные изъяты", на его иждивении находится престарелая мать, в связи с чем может возместить истице моральный вред в сумме "руб."
Старший помощник прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Баранова Т.Ю. просила суд определить размер компенсации морального вреда исходя из принципа разумности и справедливости.
Судом вынесено указанное выше решение, на которое истцом Филимоновой Г.Н. подана апелляционная жалоба. Указывается на незаконность и необоснованность решения суда в части размера компенсации морального вреда, взысканного с ответчика в ее пользу, как необоснованно заниженного.
Проверив решение районного суда в пределах доводов апелляционной жалобы, возражения старшего помощника прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики на апелляционную жалобу, изучив материалы дела, выслушав истицу, заключение прокурора, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. В соответствии со ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
В соответствии с п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Из материалов дела следует, что около 5 часов 45 минут 12 октября 2013 года на участке 655 км автодороги " ... " Ковалевский А.В., управляя автомашиной "N 1", нарушил требования Правил дорожного движения РФ и совершил столкновение с автомашиной "N 2", под управлением ФИО1.
В результате указанного дорожно-транспортного происшествия погиб водитель автомобиля "N 2" - ФИО1., являвшийся истцу сыном.
Вступившим в законную силу 03.04.2014 года приговором Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 04.02.2014 года, Ковалевский А.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ, назначено наказание в виде лишения свободы сроком до 3-х лет 4 месяцев с отбыванием наказания в колонии-поселении с лишением права управлять транспортным средством сроком на 3 года. Кроме того, с Ковалевского А.В. взыскана компенсация морального вреда в пользу ФИО2 (жена погибшего ФИО1) в размере "руб.", расходы на оплату услуг представителя в сумме "руб."
Заявляя настоящие требования, истец отмечает, в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего по вине ответчика, ей причинены нравственные страдания, она потеряла близкого человека, по поводу чего до настоящего времени испытывает душевные волнения и переживания, что является основанием для удовлетворения исковых требований и взыскания с ответчика компенсации морального вреда.
Ответчиком Ковалевским А.В. представлены суду доказательства о том, что он является получателем пенсии по старости. Согласно медицинскому заключению он состоит на учете у гематолога с диагнозом: "данные изъяты", (л. д. 29 -30), на его иждивении находится престарелая мать.
На основании фактических обстоятельств дела, а также приведенных норм права суд пришел к правильному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку в результате совершения ответчиком преступления истцу причинен моральный вред. Принимая во внимание, что гибель близкого человека сама по себе является необратимым обстоятельством, нарушающим психическое благополучие родственников и членов семьи, а также неимущественное право на родственные и семейные связи, подобная утрата является тяжелейшим событием в жизни, неоспоримо причинившим нравственные страдания.
Судебная коллегия соглашается с размером компенсации морального вреда, определенного судом в сумме "руб.", так как данный размер компенсации соответствует требованиям разумности и справедливости.
Определяя размер денежной компенсации в возмещение морального вреда, причиненного истцу, суд исходил из фактических обстоятельств дела, степени вины ответчика, характера и объема причиненных истцу нравственных страданий, индивидуальных особенностей истицы и ответчика, требований разумности и справедливости, оценил степень причиненных истице моральных и нравственных страданий.
Указанные выводы суда достаточно мотивированы, основаны на материалах дела и не противоречат положениям закона. Оснований для признания размера компенсации морального вреда неправильным и увеличения его размера компенсации по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Утрата близкого человека (родственника) рассматривается в качестве наиболее сильного переживания, влекущего состояние эмоционального расстройства, препятствующего социальному функционированию и адаптации лица к новым жизненным обстоятельствам.
Поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания. Исходя из вышеизложенного, поскольку близкие родственники во всех случаях испытывают нравственные страдания, вызванные смертью родного человека, факт причинения им морального вреда предполагается и установлению подлежит лишь размер его компенсации.
Судебная коллегия, исходя из вышеизложенного, принципа разумности и справедливости, приняв во внимание характер нравственных страданий, полученных истицей в результате смерти сына, находит обоснованными выводы суда по определению размера компенсации морального вреда по делу
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов, содержащихся в решении, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные ответы. Правовых оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену или изменение решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истца Филимоновой Г.Н. на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 18 июня 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Карлинов С.В.
Судьи: Алексеева Г.И.
Смирнова Е.Д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.