судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Смирновой Л.А.,
судей Крючковой Н.П., Овчаренко А.Н.,
при секретаре Аблязове Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Григорьевой Ирины Камильевны на решение Кузнецкого районного суда Пензенской области от 15 июня 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Григорьевой И.К. о признании незаконным отказа администрации города Кузнецка Пензенской области в изменении вида разрешенного использования земельного участка, площадью 40 кв.м., расположенного в "адрес", отказать",
заслушав доклад судьи Овчаренко А.Н., объяснения представителя заявителя Григорьевой И.К. - Маслова А.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, просившего решение суда отменить, представителя заинтересованного лица - администрации г. Кузнецка Пензенской области - Шлейникова Е.О., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, просившего решение суда оставить без изменения,
УСТАНОВИЛА
Григорьева И.К., действуя через своего представителя по доверенности - Маслова А.Н., обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Кузнецка Пензенской области в изменении вида разрешенного использования земельного участка, площадью 40 кв.м., расположенного в "адрес". В обоснование заявления представителем заявителя указывается, что 5 декабря 2014 года Григорьева И.К. обратилась в администрацию города Кузнецка с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, общей площадью 40 кв.м, с разрешенным использованием: размещение гаражей, по адресу: "адрес", на вид разрешенного использования: для размещения нестационарного объекта торговли. Указанный земельный участок принадлежит заявителю на праве собственности на основании договора купли-продажи земельного участка от 23 января 2012 года, о чем сделана запись регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N "данные изъяты" от 25 февраля 2012 года. Письмом администрации города Кузнецка от 31 декабря 2014 года N 3185 ей было отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка. В обоснование такого отказа администрация города сослалась на Правила землепользования и застройки города Кузнецка, утвержденные решением Собрания представителей города Кузнецка от 27 октября 2011 года N110- 45/5, которыми не предусмотрен такой вид разрешенного использования земельных участков как "для размещения нестационарных объектов торговли". С указанным решением заявитель не согласен по следующим основаниям. Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ (ред. от 31 декабря 2014 года) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Согласно положениям п. 7 ст. 10 указанного Закона порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации. Из смысла указанной нормы следует, что размещение нестационарных объектов торговли возможно, в том числе и на землях находящихся не только в государственной и муниципальной собственности, но и в частной собственности. Согласно статье 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" изменение вида разрешенного использования носит заявительный характер. В силу части 5 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Пунктом 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221- ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании земельного участка. Порядок определения и изменения сведений относительно разрешенного использования земельных участков предусмотрен действующим законодательством (Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"). Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что любой вид разрешенного использования выбирается лицом, которому принадлежит земельный участок, самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. При этом положения данной нормы, как регламентировано законодательством РФ, применимы в том случае, если произведено градостроительное зонирование. Согласно Градостроительному кодексу РФ под градостроительным зонированием следует понимать не только установление территориальных зон, но и постановка данных зон на государственный кадастровый учет. В противном случае, как подтверждено судебной практикой, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 29 декабря 2004 N 191-ФЗ (в редакции от 08 мая 2009 года) "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"), согласно которому к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности. Территориальные зоны, установленные Правилами землепользования и застройки г. Кузнецка на кадастровый учет не поставлены в соответствие с законодательством РФ. Возможность размещения нестационарных объектов на территориях муниципальных образований регламентирована земельным законодательством и законом о торговой деятельности. Следовательно, такой вид разрешенного использования как "размещение нестационарных объектов" имеет право на существование независимо от того, включен данный вид в Правила землепользования и застройки или нет. Кроме того, Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования и не могут, исходя из своей правовой природы, содержать положения относительно размещения нестационарных объектов.
По указанным основаниям, Григорьева И.К. в соответствии со ст. 254 ГПК РФ просила суд признать незаконным отказ администрации города Кузнецка Пензенской области в изменении вида разрешенного использования земельного участка с вида разрешенного использования "размещение гаражей" на вид разрешенного использования "размещение нестационарного объекта торговли", общей площадью 40 кв.м, по адресу: "адрес", с кадастровым номером "данные изъяты".
Кузнецкий районный суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Григорьевой И.К. - Маслов А.Н., действующий на основании доверенности, просил отменить данное решение как незаконное и необоснованное, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства и ошибочность выводов суда о том, что действующим законодательством не предусмотрен указанный заявителем вид разрешенного использования - "для размещения нестационарного объекта торговли". По мнению автора жалобы, судом не было учтено, что на территории г. Кузнецка Пензенской области располагаются иные нестационарные объекты торговли, суд не дал надлежащую правовую оценку оспариваемому отказу органа местного самоуправления и имеющимся в деле доказательствам и не привел в решении мотивы, по которым он не применил указанные заявителем правовые нормы.
В письменном отзыве администрация г. Кузнецка Пензенской области считала апелляционную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, и было установлено судом, Григорьева И.К. является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного в "адрес". Данный земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов, исходя из его разрешенного использования предназначен под размещение гаражей и имеет общую площадь 40+/-3 кв.м.
05 декабря 2014 года Григорьева И.К. обратилась к Главе администрации города Кузнецка с заявлением об изменении условно разрешенного вида использования указанного земельного участка с вида "размещение гаражей" на вид "размещение нестационарного объекта торговли".
Письмом администрации города Кузнецка Пензенской области от 31 декабря 2014 года N 3185 Григорьевой И.К. было отказано в удовлетворении указанного заявления по тем основаниям, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка проводится по результатам публичных слушаний, а также что вышеуказанный земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными жилами домами и испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка отсутствует в Правилах землепользования Правил землепользования и застройки города Кузнецка Пензенской области, утвержденных Решением собрания представителей города Кузнецка от 27.10.2011 N 110-45/5. Кроме того, в данном письме органа местного самоуправления имеется ссылка на то обстоятельство, что расположение нестационарного объекта рядом со смежным жилым домом нарушает противопожарный разрыв.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Отказывая в удовлетворении заявления Григорьевой И.К., суд исходил из законности оспариваемого решения администрации г. Кузнецка Пензенской области.
Данный вывод суда, по мнению судебной коллегии, является правильным, соответствует установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, подлежащим применению к рассматриваемым публичным правоотношениям.
Так, в соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства Российской Федерации.
Положениями ст. 7 Земельного кодекса РФ определен состав земель Российской Федерации по категориям, включая земли населенных пунктов, и определено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статьей 85 Земельного кодекса РФ установлено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Для земельных участков, расположенных в границах одной территории зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно положениям частей 1-3 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав жилых зон могут включаться:
1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами;
2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами;
3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами;
4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами;
5) зоны жилой застройки иных видов.
В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
В соответствии с нормами частей 1, 8, 9 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Реконструкция указанных в части 8 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.
Статьей 37 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, согласно Правилам землепользования и застройки города Кузнецка Пензенской области, утвержденным решением Собрания представителей города Кузнецка от 27 октября 2011 года N110-45/5, принадлежащий заявителю земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный в "адрес", находится в территориальной зоне Ж-3 (зона индивидуальных жилых домов с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры), что подтверждается выкопировкой из схемы землепользования города Кузнецка, представленной суду апелляционной инстанции.
Согласно статье 25 названных Правил землепользования и застройки в указанной зоне среди прочих видов разрешенного использования допускается в качестве основного вида использования - "размещение объектов розничной торговли", в качестве вспомогательного вида использования - "для хозяйственных построек (сараи, гаражи, бани и пр.).
Между тем, указанный Григорьевой И.К. вид разрешенного использования земельного участка - "размещение нестационарного объекта торговли" не отнесен Правилами землепользования и застройки г. Кузнецка к основным, вспомогательным или условно-разрешенным видам использования участков, которые являются допустимыми в указанной территориальной зоне (Ж-3).
В этой связи, изменение вида разрешенного использования земельного участка таким образом, как указано заявителем, входило бы в противоречие с вышеприведенными нормами земельного и градостроительного законодательства, которые не допускают произвольное изменение собственниками видов разрешенного использования земельных участков, в связи с чем, оспариваемый отказ администрации г. Кузнецка Пензенской области является правомерным, что в соответствии со ст. 258 ГПК РФ явилось основанием для отказа судом в удовлетворении заявленных требований.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд при рассмотрении дела дал надлежащую правовую оценку доводам заявителя и оспариваемому решению администрации г. Кузнецка Пензенской области, проверив процедуру его принятия и компетенцию данного органа, что отражено в мотивировочной части обжалуемого постановления суда.
При рассмотрении дела суд верно исходил из того, что в данном случае предметом проверки является законность отказа органа местного самоуправления в изменении вида разрешенного использования земельного участка, а не в целом возможность и пределы осуществления Григорьевой И.К. торговой деятельности на принадлежащем ей земельном участке, в связи с чем обоснованно применил к рассматриваемым правоотношениям вышеприведенные нормы земельного и градостроительного законодательства.
Таким образом, решение суда об отказе в удовлетворении заявления Григорьевой И.К. является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неверному исходу дела, судом не допущено, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, направлены на их переоценку и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кузнецкого районного суда Пензенской области от 15 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Григорьевой И.К. - Маслова А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.