Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи Криволаповой Е.А.,
судей: Осиповой И.Г., Тепловой Т.В.,
прокурора: Ледовской Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя министерства имущественных отношений СК - Баранукова А.А. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 18 июня 2015 года по иску прокурора Буденновского межрайонного прокурора в интересах Мясниковой Анастасии Владимировны к министерству имущественных отношений Ставропольского края о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения,
по докладу судьи Криволаповой Е.А.,
УСТАНОВИЛА:
Буденновский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Мясниковой А.В. к министерству имущественных отношений Ставропольского края о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в прокуратуру обратилась Мясникова А.В., *** года рождения, временно проживающая по адресу: СК, ***, по факту нарушения ее жилищных прав. Прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что Мясникова А.В., *** года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Мясниковой А.В. - П.Н.Н. умерла ***, отец П.В.В. умер ***. *** Мясникова А.В. обратился в министерство строительства, архитектуры и жилищно - коммунального хозяйства СК с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения, однако до настоящего времени Мясникова А.В. жилым помещением не обеспечена. Со ссылкой на положения Конституции Российской Федерации, ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей", Закона СК "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", помощник прокурора Ленинского района города Ставрополя - Князева Е.Г. просила возложить на ответчика обязанность предоставить Мясниковой А.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя 18 июня 2015 года исковые требования Буденновского межрайонного прокурора в интересах Мясниковой А.В. к министерству имущественных отношений Ставропольского края о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворены. Суд первой инстанции обязал министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Мясниковой А.В., *** года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям Буденновского района Ставропольского края.
Не соглашаясь с постановленным судом первой инстанции решением, представитель министерства имущественных отношений СК - Барануков А.А. в своей апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывает, что при вынесении решения суд первой инстанции не учел, что Мясникова А.В. обратилась в министерство с заявлением о предоставлении ей жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края лишь *** г. и в журнале учета заявление зарегистрировано под номером ***. Тогда как согласно действующему порядку жилые помещения предоставляются данной категории граждан однократно в порядке очередности согласно регистрации их заявлений в журнале регистрации заявлений, при наличии незаселенных специализированных жилых помещений необходимой общей жилой площади, соответствующей норме предоставления, по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края (п. 6 Порядка). Первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрено, иначе будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в Журнале регистрации до Мясниковой А.В.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Ледовскую Н., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Так, в силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2013 года)). При этом, жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 вышеуказанного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом вышеуказанного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Вместе с тем, по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В связи с приведенными изменениями Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание ст. 57 ЖК РФ, из которой был исключен п. 2 ч. 2, который ранее предусматривал предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", названный Закон вступил в силу с 1 января 2013 года.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 года), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При этом, согласно новой редакции ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" вышеуказанное право возникает лишь с достижением возраста 18 лет.
Следовательно, проанализировав указанные нормы права, имеющиеся в материалах гражданского дела доказательства, суд первой инстанции, по мнению судебной коллегии, законно и обоснованно пришел к суждению о том, что у истца, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ (01.01.2013 года) имеется нереализованное право на обеспечение жилым помещением. В связи с чем, юридическим фактом, с которым суд первой инстанции связал право Мясниковой А.В. на обеспечение специализированным жилым помещением, является дата включения ее в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Материалами гражданского дела подтверждается, что Мясникова А.В., *** года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края.
Министерством образования СК Мясникова А.В. включена в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В нарушение федерального законодательства Мясникова А.В. жилым помещением до настоящего времени не обеспечена.
Ответчиком не оспаривалось, что до настоящего времени истцом жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, либо по договору социального найма, не получено. Не оспаривалось ответчиком и право истца состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма специализированного жилого помещения.
При наличии изложенных обстоятельств, принимая во внимание требования закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований Буденновского межрайонного прокурора, обязав министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Мясниковой А.В., *** года рождения, специализированное жилое помещение на территории Ставропольского края.
Такой вывод подтверждается имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку суда в порядке ст. 67 ГПК РФ и соответствует установленным обстоятельствам дела и приведенным нормам материального права.
Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, и свои обязательства, установленные Федеральным законом, не исполнило, право на получение жилья не реализовано, установлено нарушение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд первой инстанции пришел к правильным выводам относительно удовлетворения заявленных требований.
Суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства, правильно пришел к выводу о том, что истец имеет право на обеспечение жилой площадью в силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившего в силу с 01.01.2013 года).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2013 года N 240-п утвержден Порядок предоставления лицам указанной категории благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, которым установлено, что обязанности по формированию указанного списка с 01.01.2013 года возложены на министерство образования Ставропольского края, пунктом 3 указанного Порядка установлено, что решение о предоставлении лицам вышеуказанной категории благоустроенных жилых помещений "специализированного жилищного фонда Ставропольского края принимается уполномоченным органом исполнительной власти в области управления жилищным фондом - Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края. И согласно, изменениям, внесенным законом Ставропольского края N 6-кз от 06.02.2015 "О внесении изменений в ст. 7 Закона Ставропольского края "О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" - предоставление жилья детям-сиротам осуществляет уполномоченный орган в сфере управления имущественных отношений.
Так, в соотвествии с ч. 2 ст. 7 Закона СК "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения предоставляются лицам указанной категории по их месту жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края.
Следовательно, ввиду того, что Мясникова А.В. проживает на территории Буденновского района, суд первой инстанции счел необходимым обязать министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Мясниковой А.В. специализированное жилое помещение на территории Буденновского района СК.
Довод апеллянта о включении истца в список очередности в получении благоустроенного жилого помещения и будущей реализации его права, является неубедительным, поскольку о безусловном предоставлении Мясниковой А.В. жилого помещения и выполнении возложенных на Министерство обязанностей не свидетельствует.
Ссылка в жалобе на нарушение прав и законных интересов иных лиц (детей-сирот), поставленных на учет ранее истца, во внимание принят быть не может, поскольку решение суда первой инстанции не содержит суждения о праве истца именно на внеочередное получение жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, мотивированы, сделаны при правильном определении юридически значимых обстоятельствах, надлежащей оценке представленных доказательств и основаны на нормах действующего законодательства. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а доводы апелляционной жалобы, с учетом изложенных обстоятельств, не могут повлечь отмены решения суда первой инстанции.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 18 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.