Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего
Минаева Е.В.
судей
Дубинина А.И., Мясникова А.А.
с участием секретаря
К.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства имущественных отношений Ставропольского края по доверенности Воропаева И.А.,
на решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 27 апреля 2015 года,
по иску прокурора Труновского района в интересах Кунилова Р.Ю. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края об обязании предоставить Кунилову Р.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,
заслушав доклад судьи Дубинина А.И.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Труновского района в интересах Кунилова Р.Ю., обратился в суд с исковым заявлением к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, в котором просит обязать ответчика предоставить Кунилову Р.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка доводов обращения Кунилова Р.Ю., 10.11.1992 года рождения, о защите права на жилище в государственном жилищном фонде, в ходе которой установлено следующее.
В связи с лишением матери родительских прав (Решение Левокумского районного суда от 04.09.2006 г.) Кунилов Р.Ю. признан лицом, оставшимся без попечения родителей.
Таким образом, в силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Кунилов Р.Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
31.07.2014 г. министерством образования Ставропольского края сформирован сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2014 году, в который включен Кунилов Р.Ю.
Основанием для принятия уполномоченным органом в области управления жилищным фондом решения о предоставлении специализированного жилого помещения является письменное заявление лица, включенного в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представленный в установленном порядке органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим управление в сфере образования, и достигшего возраста 18 лет или признанного в установленном порядке полностью дееспособным до достижения им совершеннолетия (п. 2 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2013 N240-п).
В ходе проверки установлено, что Кунилов Р.Ю. обращался в министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края с вышеуказанным письменным заявлением.
Определением Ленинского районного суда города Ставрополя от 05.03.2015 г. судом произведена замена ответчика по делу - Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края на его правопреемника - Министерство имущественных отношений Ставропольского края.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда города Ставрополя от 27 апреля 2015 года, исковое заявление прокурора Труновского района в интересах Кунилова Р.Ю. удовлетворено частично.
Суд обязал Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Кунилову Р.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края.
В удовлетворении исковых требований прокурора Труновского района в интересах Кунилова Р.Ю. в части срока предоставления Кунилову Р.Ю. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель Министерства имущественных отношений СК по доверенности Воропаев И.А. просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение, которым прокурору Труновского района СК в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что Кунилов Р.Ю. обратился в министерство с заявлением о предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда СК лишь 25 августа 2014 г. и в журнале учета заявление зарегистрировано под номером ... Тогда как согласно действующему порядке жилые помещения предоставляются данной категории граждан однократно согласно регистрации их заявлений в журнале регистрации, при наличии незаселенных специализированных жилых помещений необходимой общей жилой площади, соответствующей норме предоставления. Первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрено, иначе будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в Журнале регистрации до Кунилова Р.Ю.
Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Кунилов Р.Ю., Министерство имущественных отношений Ставропольского края извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда не явились своих представителей не направили, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем на основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского края находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав прокурора Ледовскую Н.В., обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от в ред. от 31.12.2014), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Аналогичные нормы закреплены положениями Закона Ставропольского края от 16.03.2006 N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2013 N 240-п утвержден порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, в соответствии с которым решение о предоставлении специализированного жилого помещения указанным лицам принимается уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области управления жилищным фондом Ставропольского края.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.10.2010 г. N 330-п в Постановление Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 г. N 60-п внесены изменения, в соответствии с которыми Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края определено уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Законом Ставропольского края N 6-кз от 06.02.2015 г. "О внесении изменений в ст. 7 Закона Ставропольского края "О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесены изменения, согласно которым предоставление жилья детям-сиротам осуществляет уполномоченный орган в сфере управления имущественных отношений.
Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам, из числа детей сирот, в настоящее время возложена на Министерство имущественных отношений Ставропольского края, являющееся правопреемником Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что родителями Кунилова Р.Ю., 10.11.1992 года рождения являются: мать - Кунилова Е.Ю., отец - Кунилов Ю.К., что подтверждается справкой о рождении N ... от 12.04.2006 г. (л.д. 14).
Заочным решением Левокумского районного суда Ставропольского края от 04.09.2006 г., Кунилова Е.Ю. лишена родительских прав в отношении сына Кунилова Р.Ю., 10.11.1992 года рождения (л.д. 15-оборот).
Постановлением главы администрации Левокумского муниципального района Ставропольского края N ... от 19.10.2006 г. несовершеннолетний Кунилов Р.Ю. определен в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 16).
Постановлением главы администрации Труновского муниципального района Ставропольского края N ... от 26.12.2006 г., несовершеннолетний Кунилов Р.Ю., 10.11.1992 года рождения определен в государственное образовательное учреждение "Детский дом" (смешанный) N ... с. Донского (л.д. 17).
Постановлением главы администрации Труновского муниципального района Ставропольского края N ... от 16.11.2007 г., над несовершеннолетним Куниловым Р.Ю., 10.11.1992 года рождения установлено попечительство, опекуном назначена Киреева Г.Б. (л.д. 18).
Постановлением главы муниципального образования села Правокумского Левокумского района Ставропольского края N ... от 07.12.2012 г. Кунилов Р.Ю., 10.11.1992 года рождения снят с учета, как нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д. 19).
Постановлением главы администрации муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края N ... от 06.05.2013 г. Кунилов Р.Ю., 10.11.1992 года рождения поставлен на льготную очередь, для обеспечения жилым помещением, как лицо оставшееся без попечения родителей (л.д. 20).
Согласно уведомлению Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 31.07.2014 г. N ... , Кунилов Р.Ю., 10.11.1992 года рождения включен в сводный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2014 году (л.д. 9-оборот).
28.01.2014 г. Кунилов Р.Ю. окончил ГБОУ СПО "Региональный многопрофильный колледж" г. Ставрополя, по профессии автомеханик, что подтверждается копией диплома (л.д. 24).
Согласно справке администрации муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края от 16.06.2014 г. N ... , Кунилов Р.Ю., 10.11.1992 года рождения проживает по адресу: /адрес/, вместе с ним по указанному адресу проживают: опекун Киреева Г.Б., Киреева A.M., Киреев С.М., брат Кунилов В.А. (л.д. 26)
25.08.2014 г. Кунилов Р.Ю. обратился в министерство строительство, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства СК с заявлением о представлении ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края, зарегистрированное в журнале под номером ... (л.д. 6).
Согласно информации ГУП СК "Бюро кадастровых инженеров" от 14.06.2014 г. N ... подтверждается, что жилых помещений в собственности или по договору социального найма Кунилов Р.Ю. не имеет (л.д. 23).
До настоящего времени Кунилов Р.Ю. специализированным жилым помещением не обеспечен.
Суд первой инстанции, разрешая спор по существу, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку установил, что Кунилов Р.Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений, жилым помещением не обеспечен и имеет право на жилое помещение в соответствии с требованиями указанного Закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что внеочередное предоставление жилого помещения Кунилову Р.Ю. повлечет нарушение прав иных лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих в очереди перед Куниловым Р.Ю., основанием к отмене решения суда являться не могут, поскольку ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, право граждан на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Правовых оснований, которые могли бы повлечь отмену решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Разрешая спор, суд в полном объеме определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, выводы суда первой инстанции основаны на обстоятельствах, установленных судом, подтверждены доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 327 - 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 27 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства имущественных отношений Ставропольского края по доверенности Воропаева И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.