Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего судьи Жельнио Е.С.,
судей Моргунова Ю.В., Овсянниковой И.Н.,
при секретаре Носаль М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 сентября 2015 года гражданское дело по иску Остапенко Ф. Я. к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России о признании права на обеспечение жилым помещением и возложении обязанности восстановить нарушенное право, по апелляционной жалобе истца на решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 28 мая 2015 года, заслушав доклад судьи Жельнио Е.С.,
УСТАНОВИЛА:
Остапенко Ф.Я. обратился в суд с иском к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства за счет средств Министерства обороны РФ и возложении обязанности восстановить нарушенное право путем восстановления в списках участников программы "Жилище" с 25.08.2010 года составом семьи 2 человека. В обоснование заявленных требований истец указал, что проходил военную службу и обеспечен служебным жилым помещением, в целях реализации права на жилье в 2010 году был признан нуждающимся в получении жилого помещения и включен в указанную программу, ГЖС не получил. Ответчик, ссылаясь на включение его в программу по п/п"б" п.5 Правил и исключение военного городка, на территории которого он проживает, из числа закрытых в выдаче ГЖС отказывает. Данный отказ незаконен, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 153 от 21.03.2006 года основанием для снятия гражданина с учета является лишь использование выделенной субсидии, иного не предусмотрено. Право на получение ГЖС возникло до изменения статуса военного городка, обязанность по предоставлению ГЖС своевременно не исполнена, вместе с тем, закон обратной силы не имеет. Кроме того, он, прослужив в Вооруженных силах РФ более 20 лет, имеет право на предоставление субсидии по двум основаниям, как предусмотренным п/п"б" п.5 Правил, так и по п/п"а" п.5 Правил, что не учтено ответчиком.
Решением Кировского районного суда г.Хабаровска от 28.05.2015 года Остапенко Ф.Я. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец Остапенко Ф.Я. просит отменить решение суда как незаконное, поскольку закон обратной силы не имеет, и исключение военного городка из перечня закрытых не освобождает государство от ранее принятых на себя обязательств. Кроме того, судом не дана оценка факту передачи жилого фонда бывшего военного городка в муниципальную собственность в аварийном состоянии и без технической документации, что препятствует приватизации жилых помещений.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании представитель истца Калаева В.Л. апелляционную жалобу поддержала по изложенным доводам, представитель ответчика ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России Червенко К.Г. с апелляционной жалобой не согласился.
Истец Остапенко Ф.Я. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен, неявка разбирательству дела не препятствует.
Заслушав объяснения, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Остапенко Ф.Я. в период прохождения военной службы (уволен в 1997 году, выслуга в календарном исчислении более 25 лет) по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи четыре человека предоставлена трехкомнатная квартира общей площадью 55,63 кв.м, жилой - 43,66 кв.м по "адрес", в которой истец совместно с супругой зарегистрирован и проживает до настоящего времени, другого жилья не имеет.
В 2010 году Остапенко Ф.Я., как подлежащий отселению из закрытого военного городка, составом семьи два человека (включая супругу ФИО1) был включен в список на получение государственных жилищных сертификатов с избранным местом постоянного жительства - "адрес".
В связи с исключением военного городка из числа закрытых, истец из указанного списка исключен. В соответствии с Приказом МО РФ N от 02.11.2011 года жилой фонд бывшего военного городка N "адрес" передан в муниципальную собственность сельского поселения "Яснинское".
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался положениями Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", Постановления Правительства РФ от 31.12.2005 года N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", Указа Президента РФ от 30.09.1997 года N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан", Распоряжения Правительства РФ от 19.08.2011 года N 1470-р "О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 752-р", и исходил из того, что в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов право на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, с момента утраты военным городком статуса закрытого отпало условие, при наличии которого истец может реализовать свое право на получение субсидии.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
Давая оценку доводам истца о незаконности исключения его из списка в связи с наличием у него, как лица, имеющего военную выслугу более 20 лет, права на предоставление субсидии по двум основаниям, в том числе по п/п"а" п.5 Правил, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что постановка на учет по иному основанию предполагает совершение заявителем определенных действий с предоставлением необходимых документов и соблюдением порядка обращения, истцом же доказательств, подтверждающих совершение действий для постановки на учет по указанному основанию и включение в соответствующий список (формирующийся отдельно по каждой категории граждан) не представлено.
Судебная коллегия также отклоняет доводы апелляционной жалобы истца о незаконности решения суда вследствие отсутствия надлежащей оценки наличия препятствий в приватизации занимаемого жилого помещения и невозможности придания закону обратной силы.
По общему правилу действия закона во времени и исходя из предусмотренных Конституцией РФ принципов, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмена для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, и реализуемого в конкретных правоотношениях недопустимо. Между тем, в данном случае изменение претерпели не положения нормативных правовых актов, регулирующих выпуск и реализацию государственных жилищных сертификатов, а жилищные условия истца в связи с изменением статуса населенного пункта, в котором расположено занимаемое им жилое помещение. Условия предоставления мер социальной поддержки гражданам, подлежащим переселению из закрытых военных городков остались прежними.
Действующие нормативные акты, регламентирующие порядок обеспечения граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, не предусматривают возможности сохранения за участниками программы права на получение государственного жилищного сертификата в случае утраты военным городком статуса закрытого.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 23.06.2015 года N 1462-О подпункт "б" пункта 5 Правил предусматривает в качестве основания для получения социальной выплаты факт проживания граждан на территории закрытого военного городка, что обусловлено его особым правовым режимом и определенными ограничениями для этих граждан. Между тем заявителям было отказано в признании права на получение социальной выплаты в связи с утратой правовых оснований, необходимых для ее предоставления. Соответственно, оспариваемая норма не может рассматриваться как нарушающая их конституционные права.
Препятствия в реализации права на приватизацию занимаемого жилого помещения, правового значения для разрешения спора о законности исключения из списка на получение государственного жилищного сертификата как граждан, подлежащих переселению из закрытого военного городка, не имеют.
При наличии к тому предусмотренных оснований и предоставлении в установленном порядке подтверждающих документов, истец не лишен возможности на обеспечение жильем, в том числе путем получения ГЖС в соответствии с п/п"а" п.5 Правил.
Доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с выводами суда, однако, по существу их не опровергают, и основанием к отмене решения суда не являются. Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, представленным доказательствам дал надлежащую оценку, разрешив спор в соответствии с требованиями материального и процессуального закона.
Руководствуясь ст.ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 28 мая 2015 года по иску Остапенко Ф. Я. к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России о признании права на обеспечение жилым помещением и возложении обязанности восстановить нарушенное право оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий судья Е.С. Жельнио
Судьи Ю.В. Моргунов
И.Н. Овсянникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.