Апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 21 августа 2015 г. по делу N 33-302/2015
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Иванчикова Д.А.,
судей: Яицкого Р.А.,
Вагапова К.Р.,
при секретаре Платоновой Е.С. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Семенищева Н.В. на решение Пермского гарнизонного военного суда от 9 июня 2015 года, которым частично удовлетворено заявление бывшего военнослужащего войсковой части N Мясоедова А.Ю. об оспаривании действий начальника Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско -Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и начальника Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных со снятием заявителя с учета нуждающихся в получении жилых помещений, с отказом в восстановлении в данном списке и во включении в Единый реестр военнослужащих нуждающихся в получении жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Вагапова Р.К., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, и поступивших на неё возражений, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Мясоедов проходил военную службу по контракту, с 1996 года - в войсковой части N, дислоцирующейся в "адрес". В декабре 1997 года он в установленном порядке жилищной комиссией названной части был признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на жилищный учет. Приказом Главнокомандующего Военно-воздушными силами от 22 мая 2001 года N он уволен с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями (подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"), и приказом командира войсковой части N от 6 июля 2001 года N он с данной даты исключен из списков личного состава воинской части. Общая продолжительность военной службы Мясоедова на день увольнения составила в календарном исчислении более 14 лет. При этом в период прохождения военной службы и после увольнения с нее заявитель жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации не обеспечивался.
Узнав в марте 2014 года об отсутствии в базе данных Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (Едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях) сведений о его состоянии на жилищном учете, Мясоедов обратился в ФГКУ "Центррегионжилье" с заявлением о восстановлении на этом учете, в чем ему было отказано по причине непредоставления документов, свидетельствующих о постановке на такой учет. Позже решением названного жилищного органа от 9 декабря 2014 года N ему было отказано в постановке на учете военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК Российской Федерации как лицу, не обладающему статусом военнослужащего и не имеющему права на обеспечение жильем от Министерства обороны Российской Федерации.
Полагая свои права нарушенными, Мясоедов обратился в суд с заявлением, в котором оспорил законность вышеизложенных действий и решения жилищного органа и просил признать незаконным решение Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Приволжско - Уральское ТУИО") (правопреемника "Второй Екатеринбургской КЭЧ района") от 6 июля 2001 года об исключении его из списков военнослужащих нуждающихся в получении жилых помещений и обязать ФГКУ "Приволжско - Уральское ТУИО" отменить указанное решение.
Также просил признать незаконным отказ Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ "Центррегионжилье") о восстановлении его и членов его семьи в списках военнослужащих нуждающихся в получении жилых помещений и включении в Единый реестр военнослужащих нуждающихся в получении жилых помещений (решение от 9 декабря 2014 года N) и обязать начальника ФГКУ "Центррегионжилье" восстановить его и членов его семьи в списках военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений и включить их в Единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений с
17 декабря 1997 года.
Рассмотрев заявление Мясоедова, Пермский гарнизонный военный суд решением от 9 июня 2015 года требования заявителя удовлетворил частично.
Решения жилищной комиссии войсковой части N о снятии Мясоедова с учета нуждающихся в получении жилых помещений с 6 июля 2001 года и начальника ФГКУ "Центррегионжилье" от 9 декабря 2014 года N об отказе в принятии Мясоедова на учет нуждающихся в получении жилых помещений суд признал незаконными и обязал начальника ФГКУ "Центррегионжилье" отменить их.
Также суд обязал названное должностное лицо рассмотреть вопрос о восстановлении Мясоедова на учете нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, и о включении его в Единый реестр военнослужащих нуждающихся в получении жилых помещений.
В удовлетворении требований Мясоедова, заявленных к ФГКУ "Приволжско - Уральское ТУИО", суд отказал.
Не согласившись с таким решением, представитель начальника ФГКУ "Центррегионжилье" Семенищев подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы представитель должностного лица, анализируя положения ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ
"О статусе военнослужащих", п. 8, 13 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, п. 15 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80, в редакциях, действовавших в период увольнения Мясоедова, указывает на получение заявителем в мае 2001 года удостоверения на право пользования льготами, которое также свидетельствует о праве на обеспечение его жилым помещением за счет органов местного самоуправления, в связи с чем ФГУ "Вторая Екатеринбургская КЭЧ района" обосновано сняла заявителя с жилищного учета, как реализовавшего право на обеспечение жилым помещением. Таким образом, полагает представитель должностного лица, Мясоедов должен быть обеспечен жилым помещением органом местного самоуправления, а именно администрацией г. Перми.
При этом, как отмечает Семенищев, в суде не исследован факт возможного обращения заявителя в администрацию г. Перми с имеющимся у него указанным удостоверением.
Далее указывает, что поскольку на момент обращения Мясоедова в ФГКУ "Центррегионжилье" в 2014 году с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях он не был военнослужащим, то ему обосновано отказали в постановке на соответствующий учет. Кроме того, право на обеспечение жилым помещением заявитель должен реализовать через органы местного самоуправления.
На апелляционную жалобу заявителем Мясоедовым поданы возражения, в которых он высказывает свое несогласие с доводами, изложенными в жалобе, и полагает необходимым обжалуемое решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела в соответствии с положениями ч. 1
ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, и поданных на неё возражений, окружной военный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года
N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от
7 августа 2000 года N 122-ФЗ) (далее Закон "О статусе военнослужащих) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 23 названного Закона военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы, в том числе в связи с организационно - штатными мероприятиями, без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктами 13 и 14 статьи 15 вышеуказанного Закона, либо Министерством обороны Российской Федерации им выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства.
Пунктами 13, 14 названой статьи предусмотрено, что военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы более 10 лет, при увольнении с военной службы, в том числе в связи с организационно - штатными мероприятиями и не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанные военнослужащие и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.
При этом военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в течение года при увольнении с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно - строительных (жилищных) кооперативов.
О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают соответствующим командирам воинских частей в трехмесячный срок и гарантируют предоставление жилых помещений после прибытия граждан, уволенных с военной службы, на избранное место жительства в течение трех месяцев.
Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих.
Судом первой инстанции установлено, что Мясоедов, имеющий общую продолжительность военной службы более 14 лет, и признанный 17 декабря 1997 года жилищной комиссией войсковой части N нуждающимся в жилом помещении, в мае 2011 года уволен с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями, в последующем 6 июля 2001 года исключен из списков личного состава названной воинской части и снят с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно письму ФГКУ "Центррегионжилье" от 11 июня 2014 года
N , Мясоедову сообщается, что его учетное дело в названный жилищный орган установленным порядком не передавалось и для рассмотрения вопроса о восстановлении его в Едином реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений предложено представить перечень документов.
Письмом ФГКУ "Центррегионжилье" от 23 сентября 2014 года
N заявителю сообщается, что им не представлены необходимые документы для рассмотрения вопроса о восстановлении его в названном реестре.
Решением ФГКУ "Центррегионжилье" от 9 декабря 2014 года N в связи с отсутствием у Мясоедова статуса военнослужащего, а также, что он не относится к гражданам уволенным с военной службы, признанным на момент увольнения с военной службы нуждающимися в получении жилых помещений, заявителю отказано в принятии на учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обосновано счел, что заявителю фактически отказано в восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Поскольку должностным лицом, чьи действия оспариваются, не были представлены доказательства, подтверждающие согласие заявителя на снятии с жилищного учета по последнему месту военной службы и его желание быть обеспеченным жильем по избранному им месту жительства, а также документы, подтверждающие направление командованием войсковой части 31533 ходатайства в орган местного самоуправления о принятии заявителя на жилищный учет и решение соответствующего органа местного самоуправления, суд первой инстанции правомерно указал, что основания для снятия заявителя с учета нуждающихся в жилом помещении, предусмотренные п. 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80 (действовавшей в тот момент), отсутствовали.
По указанным основаниям также является несостоятельным довод жалобы о не исследовании факта возможного обращения заявителя в орган местного самоуправления.
В связи с этим, суд первой инстанции правомерно признал незаконным решение жилищной комиссии войсковой части N о снятии Мясоедова с учета нуждающихся в получении жилых помещений с 6 июля 2001 года, которое послужило основанием для исключения его из базы данных компьютерного учета военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях "Второй Екатеринбургская КЭЧ района".
Также является несостоятельным довод жалобы об обязанности органа местного самоуправления обеспечить заявителя жилым помещением является, поскольку в соответствии Законом "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) с 1 января 2005 года такая обязанность возложена исключительно на федеральные органы государственной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Гарнизонный военный суд, проанализировав приказ Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" и изданного в целях его реализации письма от 12 марта 2011 года N 205/2/122, а также приказ Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации", уставы ФГКУ "Приволжско - Уральское ТУИО" и ФГКУ "Центррегионжилье", правомерно признал правопреемником "Второй Екатеринбургской КЭЧ района" по жилищным вопросам военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы - ФГКУ "Центррегионжилье", которое и уполномочено принимать решения по жилищным вопросам указанной категории граждан Российской Федерации.
В связи с этим суд обосновано отказал в требованиях заявителя к ФГКУ "Приволжско - Уральское ТУИО" и обязал начальника ФГКУ "Центррегионжилье" отменить решение жилищной комиссии войсковой части N о снятии Мясоедова с учета нуждающихся в получении жилых помещений.
Учитывая, что вопрос о восстановлении заявителя на жилищном учете начальником ФГКУ "Центррегионжилье" был рассмотрен без учета установленных в суде обстоятельств, суд первой инстанции обосновано признал незаконным решение названного должностного лица от 9 декабря 2014 года N об отказе в принятии заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях, и обязал указанное должностное лицо отменить его и рассмотреть вопрос о восстановлении Мясоедова на учет нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма и о включении в Единый реестр военнослужащих нуждающихся в получении жилых помещений.
Иные доводы представителя должностного лица об обратном суд находит основанными на ошибочном толковании действующего законодательства и отвергает по вышеприведенным основаниям.
Каких-либо процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и 329 ГПК Российской Федерации, Приволжский окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Пермского гарнизонного военного суда от 9 июня 2015 года по гражданскому делу по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N Мясоедова А.Ю. об оспаривании действий начальника Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и начальника Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных со снятием заявителя с учета нуждающихся в получении жилых помещений, с отказом в восстановлении в данном списке и во включении в Единый реестр военнослужащих нуждающихся в получении жилых помещений, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Семенищева Н.В. - без удовлетворения.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда Р.К. Вагапов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.