Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Лавровой С.Е.,
судей областного суда: Хасановой М.М., Сорокиной О.А.,
при секретаре: Айназаровой С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сорокиной О.А. дело по апелляционной жалобе комитета имущественных отношений Черноярского района на решение Черноярского районного суда Астраханской области от 27 июля 2015 года по заявлению Королева Сергея Валентиновича, комитета имущественных отношений Черноярского района об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области о приостановлении государственной регистрации права собственности,
УСТАНОВИЛА:
Королев С.В. и комитет имущественных отношений Черноярского района обратились в суд с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок. В обоснование заявления указано, что Королев С.В. приобрел по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с комитетом имущественных отношений Черноярского района, в собственность земельный участок по "адрес". Впоследствии, Королев С.В. обратился к заинтересованному лицу с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок. Государственная регистрация ДД.ММ.ГГГГ приостановлена в связи с тем, что постановление комитета имущественных отношений Черноярского района, на основании которого заключен договор купли-продажи земельного участка, не соответствует закону, поскольку муниципальный район не вправе распоряжаться земельными участками поселения. Королев С.В. и комитет имущественных отношений Черноярского района полагают решение о приостановлении государственной регистрации незаконным, поскольку муниципальный район вправе распоряжаться землями поселения, если в отношении поселения не утверждены правила застройки и землепользования. Принятые Советом МО "Черноярский сельсовет" ДД.ММ.ГГГГ Правила застройки и землепользования села "адрес", в данном случае, не могут применяться, поскольку приняты в отношении одного из трех населенных пунктов поселения - села "адрес". По этим основаниям заявители просили признать незаконным решение заинтересованного лица о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок.
В судебном заседании Королев С.В., представители комитета имущественных отношений заявление поддержали в полном объеме.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области по доверенности Шерстнева Е.В. возражала против удовлетворения заявления.
Решением Черноярского районного суда Астраханской области от 27 июля 2015 года в удовлетворении заявления Королева С.В. и комитета имущественных отношений Черноярского района отказано.
В апелляционной жалобе комитет имущественных отношений Черноярского района ставит вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права. В апелляционной жалобе указаны те же доводы, что послужили основанием для обращения комитета в суд с настоящим заявлением. Комитет полагает, что муниципальный район вправе распоряжаться земельными участками поселения, поскольку принятые Советом МО "Черноярский сельсовет" Правила застройки и землепользования села Черный Яр, приняты в отношении одного из трех населенных пунктов поселения - села "адрес".
На заседание судебной коллегии Королев С.В., извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте слушания по жалобе, не явился. С учетом надлежащего извещения сторон и, руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося лица.
Заслушав докладчика, выслушав объяснения представителей комитета имущественных отношений Черноярского района по доверенности Кравцова А.М., Омарова А.Ю,, Башмакова В.Е., Гай О.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Росресстра по Астраханской области по доверенности Лянгасову А.О., возражавшую против удовлетворения доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда по указанным в ней доводам.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ комитетом имущественных отношений Черноярского района принято постановление N о предоставлении в собственность Королеву С.В. за плату земельного участка по "адрес" для эксплуатации жилого дома. На основании данного постановления ДД.ММ.ГГГГ между комитетом имущественных отношений Черноярского района и Королевым С.В. заключен договор N о продаже земельного участка, составлен акт приема-передачи. Королев С.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Росреестра по Астраханской области с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок. Письмом Управления Росреестра по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ регистрация права собственности по заявлению Королева С.В. приостановлена. Основанием для приостановления регистрации послужил тот факт, что, по мнению регистратора, комитет имущественных отношений Черноярского района не вправе распоряжаться земельными участками поселения, так как в отношении села Черный Яр приняты Правила застройки и землепользования. Королев С.В. и комитет имущественных отношений Черноярского района обжаловали указанное решение регистрирующего органа в судебном порядке.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявления, районный суд пришел к выводу о том, что регистрирующий орган действовал в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с законом. Вид судопроизводства определен правильно.
До ДД.ММ.ГГГГ порядок рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений, установлен Главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В данном случае, заявление Королева С.В. и комитета имущественных отношений Черноярского района о признании незаконным решения регистрирующего органа о приостановлении государственной регистрации прав на земельный участок, относящееся в делам, возникающим из публичных правоотношений, подлежало рассмотрению и рассмотрено судом в порядке Главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Основанием для рассмотрения заявления в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является наличие властного волеизъявления государственного органа, его должностного лица, выразившееся в соответствующем решении, действии (бездействии), которое непосредственно затрагивает права и законные интересы заявителя. При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган полномочия на совершение действия; соблюден ли порядок совершения действий; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Такое разъяснение дано в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих".
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года N 1847 функции по организации единой системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального Закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав. Соответственно, регистрирующий орган в пределах своей компетенции обязан, при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, приостановить государственную регистрацию.
При решении вопроса соответствует ли содержание оспариваемого решения о приостановлении государственной регистрации , требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующего данные правоотношения, судебная коллегия учитывает следующее.
В силу пункта 1 статьи 17 данного Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия прав на недвижимое имущество являются, в частности, акты, изданные органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
В силу частей 2 и 3 статьи 3.3 Федерального Закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2015 года распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.
Как следует из положений статей 14-16.2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не относится к числу вопросов местного значения муниципальных образований.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Федеральным законом N 131-ФЗ о местном самоуправлении к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. В этой связи, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, относится к числу отдельных государственных полномочий, осуществляемых органами местного самоуправления, что подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 15 января 2008 года N 219-О-О.
Частью 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусматривается, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов. В этой связи возможность передачи осуществления части полномочий органов местного самоуправления поселений органам местного самоуправления муниципальных районов предусматривается только в отношении полномочий по решению вопросов местного значения, а не в отношении отдельных государственных полномочий.
Совокупность приведенных правовых норм свидетельствует о том, что полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения. Передача органами местного самоуправления поселений возникших в силу закона полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органам местного самоуправления муниципального района, не предусмотрена. Это обеспечивает комплексное регулирование вопросов предоставления земельных участков и размещения объектов капитального строительства в границах муниципальных образований.
Решением Совета МО "Черноярский сельсовет" от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Правила землепользования и застройки населенных пунктов муниципального образования "Черноярский сельсовет". Указанные правила приняты в соответствии с действующим законодательством, надлежащим образом опубликованы, вступили в законную силу и действуют в настоящее время. Районный суд, правильно руководствуясь приведенными выше нормами права, учитывая принятые на территории поселения Правила застройки и землепользования, пришел к выводу о том, что земельными участками, находящимися в границах МО "Черноярский сельсовет" должен распоряжаться орган местного самоуправления МО "Черноярский сельсовет".
Доводы комитета имущественных отношений Черноярского района о том, что данные Правила землепользования и застройки не распространяют свое действие на всю территорию МО "Черноярский сельсовет", а приняты в отношении одного из трех населенных пунктов поселения - села "адрес", соответственно, поселение не вправе распоряжаться землями, не основан на законе. Земельный участок, о государственной регистрации права на который заявлено Королевым С.В., находится на территории села "адрес", где утверждены Правила землепользования и застройки, принятые уполномоченным на то органом. Более того, статьи 31,36 Градостроительного кодекса Российской Федерации позволяют поселению самостоятельно определять места застройки и землепользования, в том числе в отношении отдельных населенных пунктов.
Совокупность приведенных норм свидетельствует о том, что предоставление земельного участка при отсутствии у органа права на его предоставление не соответствует закону. Поскольку представленный заявителем в регистрирующий орган акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество издан с нарушением законодательства, действовавшего на момент издания, то регистрирующий орган обоснованно приостановил государственную регистрацию заявляемого им права на данный объект недвижимого имущества. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного решения, по делу не установлено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черноярского районного суда Астраханской области от 27 июля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу комитета имущественных отношений Черноярского района - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.