Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе: председательствующего судьи Каракич Л.Л.,
судей Новокрещенова Н.С. и Туглаковой Л.Г.,
при секретаре Захаренковой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материал по частной жалобе Вяткина С.В. на определение судьи Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 24 июня 2015 года о возвращении жалобы Вяткина С.В.,
УСТАНОВИЛА:
Вяткин С.В. в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оспорил отказ Областного государственного казенного учреждения Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Обжалуемым определением судьи жалоба возвращена заявителю со ссылкой на наличие спора о праве. Заявителю рекомендовано обратиться в суд в порядке искового производства по месту нахождения организации.
В частной жалобе Вяткин С.В. и его представитель поставили вопрос об отмене судебного определения, полагая необоснованным вывод судьи о наличии спора о праве.
Заслушав доклад судьи Каракич Л.Л., объяснения представителя Вяткина С.В. - Я.., настаивавшей на отмене определения, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Возвращая жалобу заявителю, судья исходил из того, что в данном случае имеет место спор о праве на получение соответствующих мер социальной поддержки, который должен быть разрешен в порядке искового производства.
Судебная коллегия полагает эти выводы суда правильными и обоснованными
Согласно статье 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, если такими решениями, действием (бездействием) нарушены его права и свободы, созданы препятствия к осуществлению им прав и свобод или на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к решениям, возможность оспаривания которых предусмотрена главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Как видно из содержания жалобы и приложенных к ней документов, Вяткин С.В. в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оспаривает отказ ОГКУ Дирекции по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС в предоставлении мер социальной поддержки в рамках государственной программы, который, по его мнению, нарушает его преимущественное право на предоставление жилья.
Согласно преамбуле Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 2 указанного Закона систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 17 Закона структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 63 Устава Иркутской области исполнительную власть Иркутской области осуществляют:
1) высший исполнительный орган государственной власти Иркутской области - Правительство Иркутской области, возглавляемое Губернатором Иркутской области;
2) министерства и иные исполнительные органы государственной власти Иркутской области.
В систему исполнительных органов государственной власти Иркутской области, согласно Закону Иркутской области от 11 мая 2010 N 30-оз "
О системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области
", входят Правительство области и иные исполнительные органы, к которым относятся министерства, службы, агентства, обладающие каждый в установленной сфере деятельности государственными полномочиями - функциями по контролю, надзору, оказанию государственных услуг.
Служба и Агентство Иркутской области могут находиться в ведении министерства Иркутской области или Губернатора.
Несмотря на то, что областное государственное казенное учреждение "Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС" создано Постановлением Правительства Иркутской области от 23 сентября 2011 года N 328-пп и находится в ведении Министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, в силу приведенных выше норм законодательства в систему органов государственной власти Иркутской области оно не входит, и никакими государственными полномочиями не наделено.
При таких обстоятельствах вывод о том, что ОГКУ Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС не является органом государственной власти, и его решения не могут быть оспорены в порядке главы 25 ГПК Российской Федерации, обоснован.
Спорные отношения публичного характера не носят, а являются частноправовым спором, подлежащим разрешению, как правильно указано в определении судьи, по правилам искового производства.
Доводы частной жалобы основаны на неверной правовой оценке статуса ОГКУ "Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС" и характера возникших правоотношений и не могут быть приняты во внимание.
Несостоятелен и довод жалобы о создании Вяткину С.В. препятствий в доступе к правосудию, поскольку он не лишен возможности защитить свои социальные, жилищные права, которые считает нарушенными, обратившись с соответствующим иском в компетентный в соответствии со статьей 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд.
Руководствуясь статьями 329, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение судьи Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 24 июня 2015 года о возвращении жалобы Вяткина С,В. оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Л. Каракич
Судьи Н.С. Новокрещенов
Л.Г. Туглакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.