Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего Крыловой В.Н.,
судей Акатьевой Т.Я. и Улыбиной С.А.
при секретаре Галушкиной О.Н.
с участием прокурора Нестеренко Р.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
05 августа 2015 года
по докладу председательствующего Крыловой В.Н.
дело по апелляционным жалобам Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области
на решение Осташковского городского суда Тверской области
от 07 мая 2015 года,
которым постановлено:
"Заявление Осташковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области установить и описать границы особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного заказника "Исток реки Волги" площадью 6351 га, с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах.
Обязать Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области после установления и описания границ особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника "Исток реки Волги" незамедлительно предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в охраняемую природную территорию регионального значения - территорию государственного природного заказника "Исток реки Волги", для постановки на государственный кадастровый учет границ особо охраняемой природной территории регионального значения - территории государственного природного заказника "Исток реки Волги".
Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Осташковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, законных интересов неопределенного круга лиц к Правительству Тверской области, Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о возложении обязанности совершить определенные действия.
Заявленные требования были связаны с тем, что прокуратурой выявлены нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях. В ходе проверки выявлен факт двойного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, адрес объекта: "адрес", собственник ФИО1 Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18.08.2008 часть земельного участка с кадастровым (условным) номером "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" га по адресу: "адрес", леса, ранее находившиеся во владении КДСП "Заозерный") является лесным участком с категорией земли лесного фонда и является федеральной собственностью.
ООО " "данные изъяты"", согласно протоколу N 451 от 6.10.2014 года Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, по договору с собственником земельного участка ФИО1 совершило на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" незаконную порубку деревьев с нарушением режима особой охраны государственного природного заказника "Исток реки Волги". Ущерб от незаконной порубки составил "данные изъяты" руб. и "данные изъяты" руб.
Проверкой установлено, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" образован из земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", который в свою очередь образован из земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", образованного из участка с кадастровым номером "данные изъяты", образованного из земельного участка (единое землепользование) с кадастровым номером "данные изъяты", "данные изъяты" - земли КДСП "Заозерный" по материалам проекта землеустройства (перераспределения земель) КДСП "Заозерный" 1993 года. На единое землепользование сельскохозяйственному предприятию было выдано свидетельство на право собственности на землю. Земельный участок, принадлежащий ФИО1., по данным ГКУ "Осташковское лесничество Тверской области" и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области находится в границах особо охраняемой природной территории государственного природного заказника "Исток реки Волги".
На территории Тверской области Осташковского района Свапущенского сельского округа и Пеновского района Рунского сельского округа расположена особо охраняемая природная территория регионального значения - государственный природный заказник "Исток реки Волги". Постановлением губернатора Тверской области от 11.03.2004 N 24-па утверждено положение о государственном природном заказнике "Исток Волги", который представляет собой природный объект - исток реки Волги, верхнего течения реки Волги от истока до впадения в озеро Стерж, включая ее водосборный бассейн площадью 6351га. Согласно положению о государственном природном заказнике "Исток реки Волги" его назначением служит охрана и рациональное использование уникального природного объекта - истока реки Волги, верхнего течения реки Волги от истока до впадения в озеро Стерж, включая ее водосборный бассейн, восстановление и поддержание на максимально возможном уровне водоохранных свойств естественных экосистем и видов животных и растений, ограничение и оптимизация лесохозяйственного и сельскохозяйственного природопользования путем устранения вредного воздействия на живую природу.
Проверка показала, что до настоящего времени границы особо охраняемой природной территории - государственного природного заказника "Исток реки Волги", включающие в себя как границы самого государственного природного заказника "Исток реки Волги", так и охранной зоны, не установлены и не описаны: сведения об указанных границах не внесены в государственный кадастр недвижимости. Данные обстоятельства способствуют тому, что органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель, не предоставляют заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам сведения о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями пользования. При отсутствии соответствующих сведений, при рассмотрении вопросов, в частности, предоставления земельных участков, в отношении территорий, фактически являющихся зонами с особыми условиями, возможно принятие неправомерного решения об использовании соответствующих земель с отступлением от установленных требований, нарушением прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
30.12.2014 Осташковским межрайонным природоохранным прокурором внесено представление об устранении нарушений закона министру природных ресурсов и экологии Тверской области. Вместе с тем, меры, направленные на устранение нарушений закона Министерством не приняты.
На основании изложенного, прокурор просил обязать Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области установить и описать границы особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного заказника "Исток реки Волги", предоставить в орган государственного кадастрового учета документы для постановки на государственный кадастровый учет границ особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника "Исток реки Волги".
Заместитель Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Рыбников А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области по доверенности Турилов А.В. в судебном заседании исковые требования не признал.
Представитель ответчика Правительства Тверской области по доверенности Ковалева Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель третьего лица ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Тверской области ставит вопрос об отмене решения суда и просит постановить новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В жалобе указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Особо охраняемая природная территория регионального значения - государственный природный заказник "Исток реки Волги" имеет Положение, утвержденное постановлением администрации Тверской области от 11.03.2004, N 24-па, а также паспорт данного заказника. Указанные документы содержат описание и схему границ государственного природного заказника "Исток реки Волги", отображают в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы государственного природного заказника, что является достаточным для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости. Обязанность по направлению сведений об ограничениях по использованию земельных участков возложена на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области.
Отсутствие в резолютивной части решения суда указания на срок, в течение которого решение должно быть исполнено, является нарушением ст.206 ГПК РФ.
Суд необоснованно не принял во внимание доводы Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области о необходимых для исполнения решения суда сроках, которые предусмотрены Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В апелляционной жалобе Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области ставит вопрос об отмене решения суда и просит постановить новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В жалобе указывает, что фактически в исковом заявлении ставится вопрос о завершении процесса создания особо охраняемой природной территории регионального значения, начатый в соответствии с решением Калининского областного Совета народных депутатов от 12.02.1972 N 89 в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Для завершения процесса создания особо охраняемой природной территории необходимо проведение комплексного экологического обследования. Площадь особо охраняемой природой территории в ее естественных границах на сегодняшний день возможно определить только по результатам проведения специализированной организацией комплексного экологического обследования территории и только по данным обследования можно сделать вывод о расположении особо охраняемой территории в естественных границах. В случае если площадь особо охраняемой территории окажется больше, либо меньше площади, указанной в решении суда, исполнение такого решения станет для ответчика невозможным. В нарушение положений ч.4 ст.67 ГПК РФ в решении суда не была дана оценка данному доводу, равно как и не были приведены мотивы, по которым суд отверг данный довод о невозможности исполнения решения суда.
В решении не указано, в какой доле каждый из ответчиков должен выполнить заявленные требования. Отсутствие конкретных указаний на действия, которые каждый из ответчиков должен совершить в рамках исполнения решения суда влечет за собой возникновение затруднений и неясностей при исполнении данного решения, а также является нарушением положений ст.195 ГПК РФ.
Суд необоснованно не принял во внимание доводы Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области о необходимых для исполнения решения суда сроках, которые предусмотрены Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Отсутствие в резолютивной части решения суда указания на срок, в течение которого решение должно быть исполнено, является нарушением ст.206 ГПК РФ.
В возражениях на апелляционные жалобы Осташковский межрегиональный природоохранный прокурор С.С.Прокофьев, указывает на законность и обоснованность решения суда.
В суде апелляционной инстанции представитель Правительства Тверской области по доверенности Ковалева Е.В., представитель Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области по доверенности Морозов Е.В. поддержали доводы апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, и возражения представителя Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры по доверенности Нестеренко Р.Н., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. в, д. ч.1 ст.72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" законодательство Российской Федерации об особо охраняемых территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу с п.2, 3 ст.26 указанного Федерального закона природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Как следует из материалов дела, государственный природный заказник "Исток реки Волги" создан постановлением администрации Тверской области N 24-па от 11.03.2004 "О государственном природном заказнике "Исток реки Волги и Ботаническом саде Тверского государственном университете".
Согласно Положению о государственном природном заказнике "Исток реки Волги", являющемуся приложением к названному постановлению, географическое местоположение государственного природного заказника - в 34 км от города Осташкова на запад и северо-запад, от северной оконечности озера Стерж, на запад от границы Тверской и Новгородской областей, место нахождения - Тверская область, Осташковский район, Свапущенский сельский округ и Пеновский район, Рунский сельский округ, общая площадь 6351 га.
Правообладателем лесного участка, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь 10323 га, адрес объекта: Тверская область, Осташковский район, Свапущенское сельское поселение (Осташковское лесничество, Свапущенское участковое лесничество, леса, ранее находившиеся во владении КДСП "Заозерный") является Российская Федерация.
Статьей 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственном кадастре недвижимости должны содержаться сведения, в том числе, о зонах с особыми условиями использования территории, к которым относятся и особо охраняемые природные территории. Состав сведений кадастра недвижимости о таких зонах определен статьей 10 названного Федерального закона. К таким сведениям, в частности, относятся: описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территории, наименование органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты указанных решений и источники официального опубликования этих решений.
Вместе с тем, границы особо охраняемой природной территории - государственного природного заказника регионального значения "Исток реки Волги" не установлены и не описаны. Сведения об указанных границах не внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии со ст.13 Закона Тверской области от 02.08.2011 N 44-ЗО "О Правительстве Тверской области", Правительство Тверской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, природопользования и землепользования создает (образует) особо охраняемые природные территории регионального значения и обеспечивает их охрану, осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственное управление и контроль в области организации и функционирования таких территорий, обеспечивает организацию регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Согласно положениям Закона Тверской области от 08.12.2010 N 108-ЗО "Об особо охраняемых природных территориях в Тверской области" и Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 N 90-пп, установление и описание границ особо охраняемых природных территорий относится к компетенции Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области.
Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (часть 3 статьи 1).
В силу пункта 3 части 1 статьи 7, части 7 статьи 38 этого закона уникальной характеристикой земельного участка является местоположение его границ, которое устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Руководствуясь приведенными положениями нормативно-правовых актов, установив, что обязанность, возложенная на упомянутые органы исполнительной власти в силу закона, не исполнена, а отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об особо охраняемых природных территориях регионального значения с ограничениями режима их использования может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные прокурором Осташковской межрайонной природоохранной прокуратуры требования.
Доводы жалобы относительно того, что до проведения соответствующих мероприятий невозможно определить площадь особо охраняемой территории, противоречат материалам дела и установленным судом обстоятельствам, поскольку площадь государственного природного заказника регионального значения "Исток реки Волги", в размере 6351 га установлена постановлением администрации Тверской области от 11.03.2004 N 24-па.
Ссылка на отсутствие в решении суда указаний, в какой доле каждый из ответчиков должен выполнить возложенные на них обязанности, не состоятельна, поскольку вопросы, относящиеся к компетенции каждого из ответчиков, прописаны в нормативно-правовых актах, регламентирующих их деятельность.
Учитывая требования закона и установленные обстоятельства, суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного решения, так как направлены на иное толкование норм действующего законодательства, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Вместе с тем, судебная коллегия соглашается с доводами жалобы о необходимости установить срок, в течение которого ответчики должны совершить возложенные на них обязанности.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд должен установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом указанных требований судебная коллегия полагает дополнить решение суда указанием о сроке исполнения ответчиками обязанности совершить действия по установлению и описанию границ особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного заказника Исток реки "Волги".
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Осташковского городского суда от 07 мая 2015 года изменить, дополнив абзац второй резолютивной части решения районного суда указанием на срок исполнения решения суда, а именно - в течение шести
месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В остальном решение городского суда оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий В.Н.Крылова
Судьи С.А.Улыбина
Т.Я.Акатьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.