судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего: Воейкова А.А.,
судей: Хмельниковой Е.А., Милашовой Л.В.,
при секретаре: Сидорове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства образования Рязанской области на решение Советского районного суда г.Рязани от 26 мая 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования
Растопчина Р.Н. к Министерству образования Рязанской области о признании права на обеспечение жилым помещением и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, - удовлетворить.
Признать за
Растопчиным Р.Н. право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Обязать Министерство образования Рязанской области включить
Растопчина Р.Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Воейкова А.А., объяснения представителя Министерства образования Рязанской области - Волкову К.А., возражения Растопчина Р.Н. против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Растопчин Р.Н. обратился в суд с заявлением к Министерству образования Рязанской области о признании права на обеспечение жилым помещением и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В обосновании своих требований указал, что он с 1979 по 1987 года находился на полном государственном обеспечении в
"
...
"
школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать умерла 18 февраля 1989 года, то есть когда он был несовершеннолетним, данные об отце вписаны в свидетельство о рождении формально, со слов матери. В 1994 году он был поставлен на очередь для получения жилья, как сирота, но до настоящего времени жилье не предоставлено, другой жилой площади у него нет, он проживает в реабилитационном центре при Центральной Церкви Евангельских Христиан-Баптистов по адресу:
"
...
".
В 2014 году Растопчин Р.Н. обратился в Министерство образования Рязанской области о признании права на обеспечение жилым помещением, но в этом ему было отказано.
В связи с чем просил признать за ним право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, обязать ответчика включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Суд удовлетворил исковые требования, постановив указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство образования Рязанской области просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда не подлежит отмене.
В соответствии со ст.1 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к категории дети-сироты относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к категории лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет.
Аналогичные положения закреплены в законе Рязанской области N 47-ОЗ от 03.04.2006 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и законе Рязанской области N 108-ОЗ от 28.12.2012 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Из материалов дела следует, что Министерство образования Рязанской области приказом
N от 03.12.2014 отказало Растопчину Р.Н. 1972 года рождении во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции правильно исходил из того, что Растопчину Р.Н. следует предоставить жилое помещение, поскольку жилое помещение за ним не закреплялось, он не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения, не имеет жилого помещения в собственности, с 28 апреля 1994 года состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в категории дети-сироты оставшиеся без попечения родителей.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно сделал вывод о том, что Растопчин Р.Н. имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Соответственно Министерство образования Рязанской области обязано включить Растопчина Р.Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Доводы апелляционной жалобы о том, что действие Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не может быть распространено на Растопчина Р.Н., поскольку на момент вступления в силу данного закона ему исполнилось 24 года, не влекут отмены постановленного судом решения.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ст. 7 принятого в соответствии с ним Закона Рязанской области от 28.12.2012 г. N 108-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действие указанных законов распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу указанного Федерального Закона.
До принятия названных законов Российской Федерации и Рязанской области Растопчин Р.Н. был поставлен в очередь на получение жилья, как сирота, не имеющий жилья, состоял в очереди под N1. Растопчин Р.Н. не реализовал как до принятия указанного Федерального Закона, так и в последующие годы принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ст. 7 принятого в соответствии с ним Закона Рязанской области от 28.12.2012 г. N 108-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" суд правомерно удовлетворил требования Растопчина Р.Н.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения заявления Растопчина Р.Н., не опровергают выводы суда первой инстанции, они фактически сводятся к необходимости переоценки исследованных судом доказательств. Однако, основания для иной оценки, имеющихся в деле доказательств, отсутствуют, поскольку выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным, правовых оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Рязани от 26 мая 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства образования Рязанской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.