Судья Самарского областного суда Тукмаков П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу исполняющего обязанности генерального директора Акционерного общества "Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод" ФИО4 на постановление Куйбышевского районного суда г. Самары от 16 июля 2015 года, которым юридическое лицо- АО "Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Куйбышевского районного суда г. Самары от 16 июля 2015 года, - юридическое лицо- АО "Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод" (далее АО "КНПЗ" или Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.4 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным решением, и.о.генерального директора АО "КНПЗ" ФИО4 обратился в суд с жалобой, ссылаясь на незаконность и необоснованность привлечения Общества к административной ответственности, за совершение повторного правонарушения, предусмотренного ч.3,4 КоАП РФ, а также несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на отсутствие оценки суда представленным доказательствам. Полагает, что при производстве по делу допущены грубые процессуальные нарушения, в связи с чем, просит постановление суда отменить.
Проверив представленные материалы дела, заслушав представителя АО "КНПЗ" ФИО5 в поддержание доводов жалобы, возражения представителя МЧС России по Самарской области ФИО6, прихожу к следующим выводам.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Правила, нормативы, стандарты и требования пожарной безопасности являются обязательными для применения и исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
В соответствии со ст. ст. 37 и 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности (ст. 37). Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (ст. 38).
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". В соответствии с ч. 1 ст. 151 названного Федерального закона со дня вступления в силу этого Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Пунктом 3 ППБ 01-03 установлено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Таким образом, СНиП 21-01-97 включены в систему технического регулирования, их применение обеспечивает соблюдение требований Федерального закона N 123-ФЗ к объекту технического регулирования.
В соответствии с ч.3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений; нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, влечет административное наказание.
В соответствии с ч.5 ст.20.4 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 или 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из материалов дела, постановлением N от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ОАО" КНПЗ" уже привлекалось к административной ответственности по ч.3,4 ст.20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей, которое добровольно исполнено ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ инженером отдела государственного пожарного надзора и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по "адрес" - государственным инспектором "адрес" по пожарному надзору ФИО7 составлен протокол N в отношении юридического лица - ОАО Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод" об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч. 5 КоАП РФ, согласно которому, ДД.ММ.ГГГГ года, в 11 часов 00 минут, при проведении внеплановой выездной проверки по контролю исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности установлено, что открытым акционерным обществом "Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод", расположенным по адресу: "адрес", в зданиях, сооружениях, помещениях и на территории Куйбышевского нефтеперерабатывающего завода были нарушены требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а именно СНиП, СП: ширина эвакуационного выхода из здания менее 1,0 м, отсутствуют внутренние противопожарные водопроводы в бензиновой насосной, в насосной сырья, в горячей насосной, в холодной насосной, в товарной насосной, помещение насосной сырья не защищено автоматической установкой пожаротушения, парк дизельного топлива не оборудован ручными извещателями пожарной сигнализации, здание операторной, помещение регенерации щелочи, помещение водяной насосной, помещение воздушной компрессорной не защищены системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, лестница 3-го типа из компрессорной аммиака располагается на расстоянии менее 1 м от оконных проемов и т.д. (всего 78 нарушений).
Факт совершения АО "КНПЗ" административного правонарушения по ч.5 ст. 20.4 КоАП РФ и его виновность подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: постановлением N от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания, платежным поручением N от ДД.ММ.ГГГГ года, предписанием N об устранении нарушений требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ года, актом проверки N от ДД.ММ.ГГГГ года, предписанием N от ДД.ММ.ГГГГ года, протоколом об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ и другими материалами дела.
Таким образом, контролирующим органом были повторно выявлены нарушения юридическим лицом, ранее привлекавшимся к административной ответственности по ч. ч. 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, норм пожарной безопасности.
Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения подтверждаются вышеуказанными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, установленные в ходе проверки нарушения стали возможны в результате неисполнении и ненадлежащего исполнения АО "КНПЗ" своих уставных, а также установленных законом обязанностей.
Судом первой инстанции объективно, полно и всесторонне исследованы все обстоятельства данного административного дела, поэтому выводы суда о том, что АО "КНПЗ" обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ являются правильными.
Доводы, на которые ФИО4 ссылается в жалобе, в том числе и в части допущенных, по его мнению, грубых процессуальных нарушений при проведении проверки и составлении протокола об административном правонарушении, направлены на переоценку доказательств, ранее исследованных и оцененных в рамках производства по делу судом первой инстанции, поэтому не могут повлечь отмену решения судьи.
При этом позиция представителя правонарушителя о составлении протокола об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ по истечении срока, предусмотренного ст. 4.6 КоАП РФ, основана на неверном толковании закона, поскольку правонарушение выявлено ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается актом проверки. Днем совершения правонарушения считается день его выявления или пресечения, а не день составления протокола об административном правонарушении.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности привлекаемого к ответственности лица во вмененном ему административном правонарушении судом первой инстанции обоснованно не установлено.
Другие доводы, приведенные в жалобе заявителя, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и нашли свое правильное разрешение при вынесении судом решения. Новых доводов, которые могли бы повлиять на законность оспариваемого постановления и решения, жалоба не содержит.
Административное наказание назначено АО "КНПЗ" в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.5 ст. 20.4 КоАП РФ, назначено в соответствии с требованиями ст.3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерно содеянному, поскольку установленные нарушения требований пожарной безопасности могут либо способствовать развитию пожара, либо препятствовать его своевременному обнаружению, а также указывают на ненадлежащую организацию работы по обеспечению требований пожарной безопасности.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого по делу постановления судьи, не допущено.
Порядок и срок давности привлечения АО "КНПЗ" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление Куйбышевского районного суда г.Самары от 16 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, которым АО "Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 200 000 рублей оставить без изменения, а жалобу и.о. генерального директора АО "КНПЗ" ФИО4 - без удовлетворения.
Судья Самарского областного суда П.А.Тукмаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.