Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Калинниковой О.А.,
судей - Набок Л.А., Никоновой О.И.,
при секретаре - Чуркиной С.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Самарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 10 на решение Ленинского районного суда г.Самары от 31 марта 2015 года, которым, учетом определения того же суда об исправлении описки от 29.07.2015 года постановлено:
"Исковые требования Овчинниковой Н.В. удовлетворить.
Признать, что Государственное учреждение - Учреждение государственной службы медико-социальной экспертизы Главное бюро N 4 г. Тольятти фактически прекратило свою деятельность.
Обязать комиссию по расследованию случая профессионального заболевания Овчинниковой Н.В. в составе: Безделин С. М. - главный государственный санитарный врач по городу Тольятти, Ставропольскому району, городу Жигулевску Самарской области; Хорова Е.Н. - главный специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Тольятти; Маштакова Н.К. - заведующая отделением врачей общей практики N 3 ГБУЗ СО "ТГП N 21"; Конкова И.В. - главный специалист отдела страхования профессиональных рисков Филиала N 10 "ГУ - СРО ФСС РФ"; Черкесова Л.И. - технический инспектор труда Федерации профсоюзов Самарской области составить акт о случае профессионального заболевания Овчинниковой Н.В. по установленной законом форме, подписать его указанными членами комиссии, утвердить акт подписью главного государственного санитарного врача по городу Тольятти, Ставропольскому району, городу Жигулевску Самарской области и заверить печатью Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в городе Тольятти".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ. Овчинникова Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению "Самарское региональное отделение Фонда социального страхования", Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Самарской области, ГБУЗ СО "Тольяттинская городская поликлиника N 1", Федерации профсоюзов Самарской области, Государственному учреждению "Учреждение государственной службы медико-социальной экспертизы-Главное бюро N 4 г. Тольятти" об обязании составить акт о случае профзаболевания.
В обоснование заявленных требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ работала в Учреждении государственной службы МСЭ Главного бюро N 4 г. Тольятти в должности специалиста по реабилитационной работе. В период работы имела тесный рабочий контакт с больными активными формами туберкулеза, что и послужило причиной возникновения заболевания с диагнозом "Состояние после перенесенной правосторонней пульмонэктомии вследствие цирротического туберкулеза легких. Хроническая обструктивная болезнь легких, средней степени тяжести. Дыхательная недостаточность второй степени. Хроническое легочное сердце, фаза субкомпенсации". Указанное заболевание связано с выполнением работы врача по медико-социальной экспертизе в Главном бюро N 4 г. Тольятти. Работодатель в настоящее время деятельность фактически не ведет, по адресу регистрации не находится.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Овчинникова Н.В. просила суд признать, что Государственное учреждение - Учреждение государственной службы медико-социальной экспертизы Главное бюро N 4 г. Тольятти фактически прекратило свою деятельность. Обязать комиссию по расследованию случая её профессионального заболевания в составе: Безделин С. М. - главный государственный санитарный врач по городу Тольятти, Ставропольскому району, городу Жигулевску Самарской области; Хорова Е.Н. - главный специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Тольятти; Маштакова Н.К. - заведующая отделением врачей общей практики N 3 ГБУЗ СО "ТГП N 1"; Конкова И.В. - главный специалист отдела страхования профессиональных рисков Филиала N 10 "ГУ - СРО ФСС РФ"; Черкесова Л.И. -технический инспектор труда Федерации профсоюзов Самарской области составить акт о случае её профессионального заболевания по установленной законом форме.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое ГУ "Самарское региональное отделение Фонда социального страхования" в лице филиала N 10 просит отменить как незаконное, поскольку согласно выписке из ЕГРЮЛ Учреждение государственной службы медико-социальной экспертизы Главное бюро N 4 г. Тольятти является действующей организацией и предусмотренные ст. 61 ГК РФ основания для признания организации прекратившей свою деятельность, отсутствуют, в связи с чем решение временной действующей комиссии по расследованию обстоятельств, факторов и причин, вызвавших профессиональное заболевание на рабочем месте у Овчинниковой Н.В., принято и основано на нормах действующего законодательства. Полагают, что основания для вывода о наличии у истца профессионального заболевания отсутствуют.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ГУ СРО ФСС Хозова О.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель Овчинниковой Н.В. - Сайгушинская Т.Ю. против доводов жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения.
Иные участвующие в деле лица, в судебное заседание не явились. Представитель ГБУЗ СО "Тольяттинская городская поликилиника N 1" просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В силу ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца и ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" основной целью обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является обеспечение социальной защиты застрахованных и возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим законом случаев, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию.
В силу положений ст. 3 вышеуказанного Федерального закона, несчастным случаем на производстве признается событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении обязанностей по трудовому договору, которое повлекло временную или стойкую утрату трудоспособности.
Застрахованными признаются физические лица, подлежащие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии со статьей 5 данного Закона, и физические лица, получившие повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессиональное заболевание, подтвержденное в установленном порядке и повлекшее утрату профессиональной трудоспособности.
Согласно статье 7 того же Закона право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая.
Страховой случай - подтвержденный в установленном законом порядке факт повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию(ст. 3 ФЗ N 125-ФЗ).
Согласно п. 22 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 года N 967, расследование обстоятельств и причин возникновения хронического профессионального заболевания у лиц, не имеющих на момент расследования контакта с вредным производственным фактором, вызвавшим это профессиональное заболевание, производится по месту прежней работы с вредным производственным фактором.
Согласно п. 4.8 Инструкции о порядке применения Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденной приказом Минздрава РФ от 28.05.2001 г. N 176, в случае ликвидации организации (предприятия) акт о случае профессионального заболевания (отравления) составляет комиссия, созданная по распоряжению главного врача центра Госсанэпиднадзора. В состав комиссии по расследованию включается специалист (специалисты) центра Госсанэпиднадзора, представитель учреждения здравоохранения, профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа, страховщика.
При этом, п. 30 Положения предусмотрено, что акт о случае профессионального заболевания является документом, устанавливающим профессиональный характер заболевания, возникшего у работника на данном производстве.
Таким образом, правовое назначение данного акта заключается в установлении и подтверждении причинно-следственной связи заболевания с вредными условиями труда, длительностью и интенсивностью их воздействия по месту работы заболевшего работника (застрахованного).
Из материалов дела следует, что Овчинникова Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ работала в Учреждении государственной службы МСЭ Главного бюро N 4 г. Тольятти в должности специалиста по реабилитационной работе.
ДД.ММ.ГГГГ. истец уволена, в связи с переводом в ФГУ "Главное бюро медико- социальной экспертизы по Самарской области" в филиал N 20 на должность врача-специалиста по реабилитации инвалидов; с ДД.ММ.ГГГГ. работает в том же учреждении в должности врача по медико-социальной экспертизе (т. 1 л.д. 15-21, трудовая книжка).
По результатам составленной на основании представленных документов санитарно-гигиенической характеристики условий труда N 02-16/6993 от 21.11.13 года установлено, что стаж работы истца в условиях воздействия опасных, вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов, которые могли вызвать профзаболевание составляет "данные изъяты". Факторами производственной среды, которые могли вызвать профзаболевание, являются контакты с микробактериями туберкулеза при осуществлении функциональных обязанностей по медико- социальной экспертизе (т. 1 л.д. 22-25).
Санитарно-гигиеническая характеристика составлена специалистом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Тольятти Русаковым С.В., согласована с начальником указанного территориального отдела Безделиным С.М., утверждена Главным государственным санитарным врачом по Самарской области Сергеевой Н.М., с ней ознакомлены работодатель и работник (т. 1 л.д. 25об.)
ДД.ММ.ГГГГ. подготовлена эпидемиологическая характеристика условий труда Овчинниковой Н.В. по последнему месту работы (т. 1 л.д. 26-38).
Согласно Заключению врачебной комиссии Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарская медико-санитарная часть N 5" от ДД.ММ.ГГГГ Овчинниковой Н.В. установлен диагноз: "данные изъяты"
ДД.ММ.ГГГГ. в адрес ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области" Министерства труда и социальной защиты РФ направлено извещение N N об установлении заключительного диагноза хронического профессионального заболевания, в котором указано, что вредными производственными факторами и причинами, вызвавшими профзаболевание является контакт с пациентами, инфицированными микробактериями туберкулеза (т. 1 л.д. 43).
ДД.ММ.ГГГГ руководителем Управления Роспотребнадзора по Самарской области издан приказ о создании комиссии по расследованию обстоятельств профзаболевания Овчинниковой Н.В. - врача по МСЭ бюро МСЭ N 20 (т. 1 л.д. 44). По заключению комиссии расследование обстоятельств и причин возникновения хронического профессионального заболевания Овчинниковой Н.В. должно проводиться по месту прежней работы в Учреждении государственной службы МСЭ, Главное бюро N 4 г. Тольятти, когда ей был поставлен диагноз "цирротический туберкулез нижней доли правого легкого 1А.МБТ(-)" (т. 1 л.д. 45-46).
Вместе с тем, на основании извещения ГБУЗ СО "Самарская МСЧ N 5 Кировского района" N 241 от 16.05.2014г. об установлении Овчинниковой Н.В. заключительного диагноза профессионального заболевания(т. 1 л.д. 47), приказом руководителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области от 10.06.14 г. N 219, в соответствии с п. 4 Инструкции о порядке применения Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, в связи с ликвидацией предприятия "Учреждение государственной службы медико-социальной экспертизы Главное бюро N 4 г. Тольятти", назначена комиссия для расследования случая профессионального заболевания истца в составе: Безделина С.М. - начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Тольятти (председатель комиссии) и членов комиссии: Хоровой Е.Н. - главного специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Тольятти, Маштаковой Н.К. - заведующей отделением врачей общей практики N 3 ГБУЗ СО "ТГП N 1", Конковой И.В. - главного специалиста отдела страхования профессиональных рисков филиала N 10 ГУ Самарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Черкесовой Л.И. - технического инспектора труда Федерации профсоюзов Самарской области (т. 1 л.д. 48, 49).
Установлено также, что на заседании вышеуказанной комиссии, оформленном протоколом 28.07.14 г., принято решение о прекращении работы комиссии, где указано, что местом проведения расследования профессионального заболевания Овчинниковой Н.В. является её прежнее место работы - Учреждение государственной службы медико-социальной экспертизы Главное бюро N 4 г. Тольятти, которое согласно выписке из ЕГРЮЛ является действующим юридическим лицом и находится по адресу: "адрес"
Как видно из материалов дела, данных о ликвидации Учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы Главного бюро N 4 г. Тольятти действительно не имеется (т. 1 л.д. 170-171).
Однако, по сообщению Межрайонной ИНФН России N 19 по Самарской области, указанным учреждением отчетность за ДД.ММ.ГГГГ за три квартала ДД.ММ.ГГГГ не сдавалась, отчетность за ДД.ММ.ГГГГ.; ДД.ММ.ГГГГ. сдана с нулевыми показателями (т. 1 л.д. 184-201). По юридическому адресу организация деятельность не осуществляет, там располагается архив Главного бюро медико- социальной экспертизы по Самарской области (т. 1 л.д. 124). Согласно выпискам по счету организации, движение денежных средств отсутствует (т. 1 л.д. 208-212).
В соответствии с п. 19 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.122.2000 г. N 967, работодатель обязан организовать расследование обстоятельств и причин возникновения у работника профессионального заболевания.
Работодатель в течение 10 дней с даты получения извещения об установлении заключительного диагноза профессионального заболевания образует комиссию по расследованию профессионального заболевания (далее именуется - комиссия), возглавляемую главным врачом центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В состав комиссии входят представитель работодателя, специалист по охране труда (или лицо, назначенное работодателем ответственным за организацию работы по охране труда), представитель учреждения здравоохранения, профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа.
В расследовании могут принимать участие другие специалисты.
Работодатель обязан обеспечить условия работы комиссии.
Согласно п. 22 Положения, расследование обстоятельств и причин возникновения хронического профессионального заболевания (отравления) у лиц, не имеющих на момент расследования контакта с вредным производственным фактором, вызвавшим это профессиональное заболевание, в том числе у неработающих, проводится по месту прежней работы с вредным производственным фактором.
В процессе расследования комиссия опрашивает сослуживцев работника, лиц, допустивших нарушение государственных санитарно-эпидемиологических правил, получает необходимую информацию от работодателя и заболевшего (п. 24).
В силу п. 26 Положения, на основании рассмотрения документов комиссия устанавливает обстоятельства и причины профессионального заболевания работника, определяет лиц, допустивших нарушения государственных санитарно-эпидемиологических правил, иных нормативных актов, и меры по устранению причин возникновения и предупреждению профессиональных заболеваний.
По результатам расследования комиссия составляет акт о случае профессионального заболевания по прилагаемой форме (п. 27).
Таким образом, разделом "Порядок расследования обстоятельств и причин возникновения профессионального заболевания" Положения N 967, как и Инструкцией о порядке применения Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденной приказом Минздрава РФ от 28.05.2001 г. N 176, не предусмотрено право комиссии принимать решения о прекращении своей деятельности (работы).
При этом, приказ руководителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области от 10.06.14 г. N 219 о создании комиссии, изданный в пределах компетенции, ни кем не оспорен и незаконным либо недействительным не признан.
Не исполнение созданной на основании данного приказа комиссией предписанных законодательством действий по расследованию случая профессионального заболевания Овчинниковой Н.В., создает препятствия к реализации истцом своих прав и нарушает её законные интересы.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявленные Овчинниковой Н.В. требования, обязав комиссию в указанном выше составе составить акт о случае профессионального заболевания истца по установленной законом форме.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части удовлетворения иска о признании Учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы Главного бюро N 4 г. Тольятти прекратившим свою деятельность.
В соответствии с п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса РФ прекращение юридического лица без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам влечет его ликвидация.
Согласно ст. 64.2 Гражданского кодекса РФ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение 12 месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, непредставляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо). Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.
При этом, в силу указанных правовых норм, истец не относится к числу лиц по требованию которых юридическое лицо может быть ликвидировано либо признано недействующим по решению суда, что влечет исключение из реестра.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда в указанной части подлежит отмене, а в иске Овчинниковой Н.В. следует отказать, удовлетворив апелляционную жалобу ГУ СРО ФСС в этой части.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение о прекращении работы комиссии по расследованию случая профессионального заболевания Овчинниковой Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ. принято правомерно, не могут быть учтены судебной коллегией, как основанные на неправильном толковании закона. Полномочиями отменить или изменить приказ руководителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области о создании комиссии по расследованию случая профессионального заболевания, эта комиссия не наделена. Право оспаривания приказа членами комиссии не реализовано.
Иные доводы апелляционной жалобы Самарского регионального отделения Фонда социального страхования, направленные на оспаривание наличия у Овчинниковой Н.В. профессионального заболевания, не могут быть учтены, поскольку разрешение этого вопроса, в данном случае, входит в компетенцию комиссии по расследованию случая профессионального заболевания, которой на сегодняшний день акт по результатам расследования не составлен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от31 марта 2015 года в части удовлетворения требований Овчинниковой Н.В. о признании Государственного учреждения - Учреждение государственной службы медико-социальной экспертизы Главное бюро N 4 г. Тольятти фактически прекратившим свою деятельность - отменить, постановив в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, частично удовлетворив апелляционную жалобу Государственного учреждения "Самарское региональное отделение Фонда социального страхования".
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.