Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Евдокименко А.А.,
судей - Самодуровой Н.Н. и Ефремовой Л.Н.,
при секретаре - Моревой Н.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе - Акбулатова Р.Б. на решение Промышленного районного суда города Самары от 1 июля 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Межрайонной ИФНС России N4 по Самарской области - удовлетворить в полном объеме. Взыскать с Акбулатова Р.Б. в пользу Межрайонной ИФНС России N4 по Самарской области земельный налог за 2010, 2011 и 2012 годы и пени в общей сумме 74 737 рублей 69 копеек, и кроме того, государственную пошлину в доход государства в сумме 2 442 рубля 13 копеек.",
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда - Евдокименко А.А., объяснения в поддержание апелляционной жалобы ответчика - Акбулатова Р.Б., возражения на жалобу представителя истца - МИ ФНС России N4 по Самарской области - Смирновой Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец - МИ ФНС России N4 по Самарской области обратился в суд с иском о взыскании недоимок земельному налогу к ответчику - Акбулатову Р.Б. в обоснование своих требований указав, что ответчик является собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" кадастровый номер 63:03:0213002:553, и обязан уплачивать за него земельный налог, в порядке ст. 388 п. 1 глава 31 Налогового Кодекса РФ (далее НК РФ), исходя из кадастровой стоимости земельного участка, и ставок земельного налога в налоговый период, в связи с чем в 2013 году от Межрайонной ИФНС России N4 по Самарской области ему было направлено налоговое уведомление N335211 об обязанности уплатить земельный налог за 2010-2012 годы в сумме 75 655 рублей 56 копеек, за три предшествующих налоговых периода, в срок до 1 ноября 2013 года. Ответчик не выполнил налоговые обязательства в установленный период в связи, с чем 29 ноября 2013 года ему было направлено требование за N9966, об уплате задолженности в сумме 75 655 рублей 56 копеек, что подтверждается реестром почтовых отправлений в срок до 31 декабря 2013 года. Требование исполнено не было. 25 декабря 2014 года Межрайонная ИФНС России N4 по Самарской области направила мировому судье судебного участка N40 город Самары заявление на выдачу судебного приказа N2222. 22 января 2015 года мировой судья судебного участка N40 Промышленного района города Самары Самарской области отказал Межрайонной ИФНС России N4 по Самарской области выдаче судебного приказа о взыскании земельного налога и пени с Акбулатова Р.Б. за 2010-2011 годы. В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ Межрайонная ИФНС России N4 по Самарской области обратилась в суд с исковым требованием об уплате земельного налога, в течение шести месяцев с даты истечения срока исполнении требования об уплате налога. При обращении в суд общей юрисдикции истец Межрайонная ИФНС России N4 по Самарской области осуществила перерасчет по земельному налогу за 2011 -2013 годы, согласно п. 7 ст. 5 Закона РФ от 9 декабря 1991 года "О налогах на имущество физических лиц", в связи с предоставлением плательщику льготы "пенсионер", на основании решения Думы г.о Кинель Самарской области от 30 марта 2010 года, N 770, о чем плательщик подал заявление 17 октября 2014 года, и в связи с чем плательщику предоставлен налоговый вычет в сумме 5 000 рублей, необлагаемой кадастровой стоимости одного земельного участка, относящегося к территории г.о Кинеля, исходя из чего земельный налог ответчику -. Акбулатову Р.Б. уменьшен на 750 рублей в каждом году, за 2011, 2012 и 2013 годы. Кроме того, Акбулатов Р.Б, оплатил задолженность по земельному налогу за 2013 год в сумме 24 469 рублей, недоимка по земельному налогу за 2013 год отсутствует. За 2011 год земельный налог уплачен не был и составляет 24 468 рублей 52 копейки. За 2010 год недоимка составляет 25 218 рублей 04 копейки. Следовательно, за периоды за 2011 и 2010 годы общая сума задолженности составляет 49 686 рублей 56 копеек. Учитывая, что требование об уплате земельного налога срок не исполнено плательщиком, налоговая инспекция просит суд взыскать кроме того суму пени за несвоевременное исполнение требования, в сумме 582 рубля 61 копейка. Кроме того, в ходе судебного разбирательства представитель истца дополнительно указал, что 16 июля 2013 года должнику было направлено налоговое уведомление N335211 за 2010 - 2012 годы, на сумме 75 655 рублей 56 копеек, 17 октября 2014 года от Акбулатова Р.Б, поступило заявление о предоставлении льготы "пенсионер", согласно которого налог уменьшен на 750 рублей, за весь период 2010-2012 годы, итого сумма недоимки составляет 74 155 рублей 08 копеек, в связи с неуплатой по уведомлению, было выставлено налоговое требование, N9966, по сумме земельного налога за 2010-2012 годы, однако, при более точной проверке лицевых счетов и платежных документов Акбулатова Р.Б., инспекцией выявлено что Акбулатов Р.Б. не оплатил земельный налог за 2012 год, в связи с чем инспекция уточнила свои исковые требования. На основании изложенного, с учетом последующих уточнений и дополнений, истец просил суд взыскать с ответчика Акбулатова Р.Б. всего 74 737 рублей 69 копеек, из них пени 582 рубля 61 копейка и сумма недоимок по земельному налогу за 2010-2012 годы - 74 155 рублей 08 копеек.
Судом постановлено вышеуказанное заочное решение, которое ответчик - Акбулатов Р.Б. считает неправильным в части взыскания недоимки по земельному налогу за 2012 год, просит его в указанной части отменить и принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы - Акбулатова Р.Б. судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Налогообложение земельным налогом осуществляется в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п. 4 ст. 85 НК РФ, органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.
В силу требований ст. 396 НК РФ, сведения об объектах вносятся в базу данных налогового органа на основании сведений органов, осуществляющих ведение кадастрового учета, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставляемых в налоговый орган в соответствии со ст. 85 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 390 НК РФ, налоговая база при исчислении земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Из пункта 1 Правил следует, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, для чего привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 25 августа 1999 года N945 "О государственной кадастровой оценке земель" и п. 10 Правил, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Роснедвижимости.
Пунктом 1 ст. 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В силу требований п. 2 ст. 387 НК РФ устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящим кодексом, порядок и сроки уплаты налога. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании информации о земельных участках, предоставляемых органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастрового недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу требований ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Таким образом, из содержания указанных правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что налоговая база при исчислении земельного налога определяется именно как реальная кадастровая стоимость соответствующего земельного участка и налоговые органы не наделены полномочиями участвовать в проведении государственной кадастровой оценки земель, равно как и полномочиями по утверждению результатов такой оценки, не вправе определять правомерность и законность размера кадастровой стоимости земельных участков, установленного по результатам государственной кадастровой оценки земель.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
В силу п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно пункту 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в случае направления по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм налогового законодательства у физического лица - плательщика налога возникает обязанность по уплате этого налога только после направления ему налогового уведомления, а недоимка считается выявленной по истечении срока уплаты налога в соответствии с налоговым уведомлением, следовательно, срок, установленный ст. 48 НК РФ для обращения налогового органа в суд с соответствующим заявлением исчисляется с даты, следующей за днем окончания срока установленного соответствующим требованием для уплаты налога.
Из материалов дела видно, что в период с 2010 по 2012 годы ответчик по делу являлся плательщиком земельного налога, однако обязательств по уплате указанного налога не исполнил, что по существу ответчиком не оспаривается, как не оспаривается и размер соответствующих недоимок, установленный истцом за указанные налоговые периоды.
Судом первой инстанции также установлено, что с исковым заявлением налоговый орган обратился в суд первой инстанции 18 мая 2015 года, между тем, согласно уточненного требования N8963, предлагаемый срок погашения задолженности по указанным недоимкам был установлен ответчику до 27 ноября 2014 года, то есть шестимесячный срок для подачи искового заявления установленный ст. 48 НК РФ должен исчисляться с 28 ноября 2014 года, и истек данный срок 28 мая 2015 года.
Также из материалов дела видно, что первоначально истец обратился с иском о взыскании с ответчика недоимки по земельному налогу за 2010-2011 годы, а 22 июня 2015 год в заседании суда первой инстанции принято к производству дополнение к исковому заявлению о взыскании с ответчика недоимки по земельному налогу за 2012 год.
С учетом указанного судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований и взыскании с ответчика в доход соответствующего бюджета суммы недоимок по земельному налогу за 2010-2012 годы и пени в общей сумме 74 737 рублей 69 копеек, поскольку в ходе судебного разбирательства было достоверно установлено, что ответчик в указанный налоговый период являлся плательщиком земельного налога, однако своих обязательств по уплате названного налога не исполнил.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости, в порядке предусмотренном ст. 103 ГПК РФ, взыскания с ответчика в доход соответствующего бюджета государственной пошлины в сумме 2 442 рубля 13 копеек.
Доводы апелляционной жалобы заявителя о пропуске истцом установленного ст. 48 НК РФ срока по взысканию недоимки за 2012 год судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку согласно разъяснений данных Верховным Судом РФ в пункте 15 Постановления Пленума от 12 ноября 2001 года N15 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ об исковой давности" увеличение или уменьшение истцом размера исковых требований до принятия судом решения, в частности увеличение или уменьшение суммы иска, не изменяет момента перерыва течения срока исковой давности, наступившего в связи с предъявлением иска в установленном порядке, то есть сам факт предъявления налоговым органом рассматриваемого иска прервал течение срока установленного ст. 48 НК РФ в отношении всех недоимок по земельному налогу, обязанность уплаты которых возникла на основании уточненного требования N8963, со сроком уплаты до 27 ноября 2014 года.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда города Самары от 1 июля 2015 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - Акбулатова Р.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.