Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Сказочкина В.Н.
судей- Лазаревой М.А. и Подольской А.А.
при секретаре - Устяк Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области Жернова В.А. на решение Октябрьского районного суда г.Самара от 13 июля 2015 года, которым постановлено:
"Заявление МКУ г.о. Самара РЦ "Журавушка"- удовлетворить.
Признать незаконными и отменить пп.1, 2, 3, 4, 6 предписания N 05/128.2 от 29.04.2015, вынесенного в адрес МКУ г.о. Самара РЦ "Журавушка" 29.04.2015 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области.
Признать незаконным и отменить представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 05/176 от 06.05.2015 внесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в части указания на нарушение МКУ г.о. Самара РЦ "Журавушка" пп. 2.2.7.3, 2.2.8.2, 2.2.11.2, 2.4.16, 2.4.20, 2.4.22 СанПиН 2.4.1201-03."
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
МКУ г.о.Самара РЦ "Журавушка" обратился в суд с заявлением о признании незаконными и отмене предписания и представления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области.
В обоснование требований указали, что 22.04.2015г. в МКУ г.о. Самара РЦ "Журавушка" проведена плановая проверка соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по результатам которой составлены: акт, протокол и оспариваемое предписание N 05/128.2 от 29.04.2015г.
Указанным Предписанием на РЦ "Жуварушка" возложена обязанность устранить нарушения в соответствии с СанПиН 2.4.1201-03 "Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации".
При вынесении предписания должностные лица фактически применили нормы, которые устанавливают более высокие требования, чем требования, ранее действующие и не учитывали факт невозможности исполнения некоторых пунктов предписания (п.1, п. 2, п.3. п. 4) ввиду расположения, размеров и параметров помещений, не подлежащих изменению, за исключением полной реконструкции здания.
Поскольку деятельность РЦ "Журавушка" подпадает под действие СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26, просил суд признать незаконным и отменить пп. 1, 2, 3, 4, 6 предписания N 05/128.2 от 29.04.2015, а также признать незаконным и отменить представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 05/176 от 06.05.2015 внесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в части указания на нарушение МКУ г.о. Самара РЦ "Журавушка" пп. 2.2.7.3, 2.2.8.2, 2.2.11.2, 2.4.16, 2.4.20, 2.4.22 СанПиН 2.4.1201-03.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области просит отменить решение суда. вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований РЦ "Журавушка".
В суде апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица по доверенности Щербакова Е.А. поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель заявителя по доверенности Сафина Т.Е. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение оставить без изменения.
Рассмотрев дело в соответствии с главой 1 и главой 22 КАС РФ, изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Статьей 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд удовлетворяет полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из материалов дела следует, что Главным специалистом-экспертом отдела надзора по гигиене детей и подростков Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области Щербаковой Е.А. 22.04.2015г. проведена плановая проверка в МКУ г.о. Самара РЦ "Журавушка", по результатам которой в связи с выявленными нарушениями в адрес МКУ г.о. Самара РЦ "Журавушка" направлено предписание N 05/128.2 от 29.04.2015г. со сроком исполнения до 15.09.2016г.
06.05.2015г. в адрес МКУ г.о.Самара РЦ "Журавушка" заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области внесено представление N05/176 с требованием принять меры по устранению причин административного правонарушения и условий, способствующих его совершению и в течение 30 дней со дня его получения сообщить о результатах и принятых мерах.
Установлено, что при проведении проверки специалист Управления Роспотребнадзора по Самарской области руководствовалась СанПиНом 2.4.1201-03 "Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации".
Согласно предписанию, в ходе проверки было выявлено 9 нарушений указанного СанПиН, пять из которых оспаривается заявителем, а именно: пункт 1 предписания - п. 2.2.7.3 оборудовать спальные комнаты, не более чем на 4 человека в подготовительной группе; пункт 2 предписания ? п. 2.2.8.2 при вместимости учреждения более 30 человек помещение столовой оборудовать в соответствии с требованиями; пункт 3 предписания - п. 2.2.11.2 состав помещении прачечной обеспечить в соответствии с требованиями (оборудовать сушильное помещение); пункт 4 предписания - п. 2.4.16 кровати в подготовительной группе расставить с соблюдением минимальных разрывов; пункт 6 предписания - п. 2.4.20, 2.4.22 в каждой группе оборудовать душевые и ногомойки из расчета не менее 1 на 5 человек.
Из Устава муниципального казенного учреждения г.о.Самара "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Журавушка" следует, что учреждение предназначено для реабилитации детей и подростков с отклонением в умственном и (или) физическом развитии.
МКУ г.о. Самара РЦ "Журавушка" работает в режиме дневного стационара по пятидневной рабочей неделе.
Согласно пункту 2.2 Устава МКУ г.о. Самара РЦ "Журавушка" оказывает квалифицированную социально-медицинскую, социально-психологическую, социально-педагогическую помощь детям с поражением центральной нервной системы с нарушением психики, имеющим отклонение в физическом и (или) умственном развитии в возрасте до 9 лет, а также семьям, в которых они воспитываются.
Принимая во внимание Постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 N896 "Об утверждении Примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации", которым предусмотрен исчерпывающий перечень специализированных учреждений, исходя из анализа Федерального закона N 120-ФЗ от 24.06.1999 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (п. 1 ст. 13), постановления Правительства РФ от 27.11.2000 N 896 "Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации", СанПиН 2.4.1201-03 суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что такими специализированными учреждениями являются социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям.
Судебная коллегия соглашается, что приведенные положения закона и то обстоятельство, что РЦ "Журавушка" предназначен для реабилитации детей и подростков с отклонениями не дает оснований считать, что реабилитационный центр относится к специализированным учреждениям.
Принимая решение по заявлению МКУ г.о. Самара РЦ "Журавушка", суд первой инстанции установил, что при проведении проверки и вынесении оспариваемого предписания, Управление Роспотребнадзора по Самарской области необоснованно руководствовался положениями СанПиН 2.4.1201-03 "Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных; учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации".
Судебная коллегия соглашается с этим выводом суда первой инстанции, поскольку согласно статусу организации и установленных обстоятельств. Роспотребнадзору следовало руководствоваться положениями СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", пункт 1.5. которых предусматривает, что ранее построенные здания дошкольных образовательных организаций эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены.
Из материалов дела следует, что согласно техническому паспорту здание МКУ г.о. Самара РЦ "Журавушка" 1968 года постройки, согласно представленной в дело экспликации сушильного помещения в нем не предусмотрено, равно как и помещения столовой.
Пункт 6.13 СанПиН 2.4.1.3049-13 допускает, что в существующих дошкольных образовательных организациях при отсутствии спален по проекту или недостаточной площади имеющихся спальных помещений допускается организовывать дневной сон детей дошкольных групп в групповых на раскладных кроватях с жестким ложем или на трансформируемых (выдвижных, выкатных) одно - трехуровневых кроватях.
О неправомерности применения положений СанПиН 2.4.1201-03 также свидетельствует то, что РЦ "Журавушка" посещают дети с отклонениями в умственном и (или) физическом развитии, многие из которых пользуются специальными приспособлениями для передвижения, а исполнение требований предписания и представления в части оборудования душевых и ногомоек из расчета не менее 1 на 5 человек не позволит им полноценно передвигаться и пользоваться санитарно-гигиеническим узлом.
В то время как раздел 10 СанПиН 2.4.1.3049-13 предусматривает требования к дошкольным образовательным организациям и группам для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, суд первой инстанции верно определил, что проверяющим органом необоснованно применен СанПиН не подлежащий применению, следовательно оснований для внесения представления в адрес МКУ г.о. Самара РЦ "Журавушка" с указанием на нарушение пп. 2.2.7.3, 2.2.8.2, 2.2.11.2, 2.4.16, 2.4.20, 2.4.22 СанПиНа 2.4.1201-03 и требованием принять меры по устранению нарушений также не имелось.
На основании изложенного, судебная коллегия, проанализировав приведенные нормы закона, фактические обстоятельства дела, полагает, что требование признать незаконным и отменить представление N 05/176 от 06.05.2015г. обоснованно удовлетворено.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены постановленного решения, поскольку направлены на собственную оценку доказательств и фактических обстоятельств спора, установленных судом, иное толкование закона, что не влечет отмену обжалуемого судебного акта.
Доказательствам и фактическим обстоятельствам дела судом дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.
При таких обстоятельствах, доводы жалоб о том, что суд неправильно применил нормы материального права, подлежат отклонению как безосновательные.
Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Самары от 13 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.