Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Захарова С.В.
судей: Лазаревой М.А. и Тукмакова П.А.
при секретаре: Дабдиной А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Акулининой М.П. в лице представителя по доверенности Орловой Е.В. на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 16 июля 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Акулининой М.П. о признании незаконным распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти от 03.06.2015 года N 3735-р/5 "О снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении" и обязании мэрии г.о. Тольятти принять на учет нуждающихся в жилых помещениях с даты подачи документов с 11.05.2010 года - отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заявитель обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти от 03.06.2015 года N 3735-р/5 "О снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении".
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе заявитель в лице представителя по доверенности Орловой Е.В. просила решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции представитель заявителя по доверенности Орлова Е.В. поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица по доверенности Двоеглазов С.В. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело, выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Первая глава Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации включает в себя положения о круге дел, относящихся к административным, об источниках правового регулирования административных процессуальных отношений, задачи административного судопроизводства, принципы административного судопроизводства и др.
В ст. 1 приводится перечень категорий дел, которые суды общей юрисдикции рассматривают в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ). Согласно данной статье по правилам административного судопроизводства рассмотрению и разрешению подлежат не только собственно административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (ч. 2 ст. 1 КАС), но также и другие административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, которые по своей природе являются административными делами (ч. 3 ст. 1 КАС).
При рассмотрении дела, суд первой инстанции, правомерно сослался на нормы главы 25 ГПК РФ, действующей на момент рассмотрения данного дела в суде первой инстанции.
В силу пункта 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (часть 5 статьи 50 ЖК РФ).
В "адрес" обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан осуществляется на основании Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области".
Согласно ст.3 вышеуказанного Закона Самарской области, граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, признаются нуждающимися при обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со статьей 4 названного Закона, в Самарской области учетная норма площади жилого помещения для ветеранов Великой Отечественной войны не может быть ниже - 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Как следует из материалов дела и установлено судом Акулинина М.П., 07.07.1932г.р. является ветераном Великой Отечественной Войны, что подтверждено удостоверением серия ВВ N 3605555 и имеет право на льготы, установленные статьей 20 Федерального закона "О ветеранах".
В силу п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с ч.1 ст.31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Данная позиция отражена в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации".
Разрешая спор, суд правильно указал, что факт того, что Акулинина М.П. является членом семьи своей дочери Широковой Л.А.закреплено законом и не требует какого-либо установления в судебном порядке. Также не требует подтверждения, что ее супруг Широков А.А. и их дочь Кондаурова А.Ю. являются членами семьи Широковой Л.А.
В силу ч.2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Конституционность указанной нормы закона была неоднократно предметом рассмотрения Конституционным судом РФ, и признана конституционным, направленным на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым на реализацию принципа равенства.
Таким образом, законом прямо предусмотрено определение уровня обеспеченности жилым помещением исходя из общей площади жилого помещения, а при наличии у членов одной семьи нескольких жилых помещений - исходя из их суммарной общей площади.
Принимая во внимание приведенные по делу обстоятельства судебная коллегия соглашается с судом, что при определении обеспеченности Акулининой М.П. общей площадью жилого помещения нужно исходить из суммарной площади жилых помещений членов семьи.
На основании распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от 11 мая 2010 года N 5317-р/4 Акулинина М.П. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении с составом семьи один человек, зарегистрированная в трехкомнатной квартире, общей площадью 68,3 кв.м. по адресу "адрес" всего зарегистрировано пять человек.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 03 июня 2015 года N 3735-р/5 "О снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении" Акулинина М.П. с составом семьи один человек снята с учета нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма по п.1 ч.2 ст.56 ЖК РФ.
Судом первой инстанции верно указано, что в соответствии с ч.2 ст.51 Жилищного кодекса РФ Акулинина М.П. является членом семьи собственников жилых помещений, общая жилая площадь которых составляет 100,9 кв.м.( квартира по адресу "адрес" площадью 68,3 кв.м. и доля внучки заявителя Кондауровой Н.Е. в квартире по адресу "адрес" - 32,6 кв.м.), в связи с чем, Акулинина М.П. обеспечена жилой площадью в размере 20,18 кв.м, что значительно превышает учетную норму, равную 14 кв.м.
При таких обстоятельствах судебная коллегия пришла к выводу, что оснований для постановки на учет Акулининой М.П. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не имелось, в связи с чем, оспариваемое распоряжение заместителя мэра городского округа Тольятти N 3735-р\5 от 03.06.2015г. является правомерными, оснований для их отмены у суда не имелось.
В связи с изложенным, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 16 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.