Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего -Сказочкина В.Н.
судей - Лазаревой М.А. и Захарова С.В.
с участием прокурора - Гуляевой Е.С.
при секретаре - Багровой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области на решение Ленинского районного суда г.Самары от 22 июня 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования первого заместителя прокурора Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области о возложении обязанности по установлению нормативов потребления коммунальных услуг удовлетворить.
Обязать Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области установить (утвердить) нормативы потребления коммунальных услуг на водоснабжение, водоотведение на территории Самарской области".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Первый заместитель прокурора Самарской области в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о возложении обязанности на Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области по установлению нормативов потребления коммунальных услуг (далее министерство).
В обоснование заявленных требований сослался на то, что прокуратурой области по обращению Никулиной Т.А. проверено исполнение федерального законодательства, регулирующего установление нормативов потребления коммунальных услуг.
Министерство устанавливает (утверждает) нормативы потребления коммунальных услуг населением Самарской области (в том числе электроснабжение, газоснабжение, отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение).
В результате проверки установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг на водоснабжение, водоотведение на территории Самарской области министерством не утверждены, что свидетельствует о неисполнении министерством возложенных на него обязанностей, а так же ставит под сомнение правомерность расчета и взимания с потребителей платы за коммунальные услуги, создает угрозу массового нарушения прав граждан.
09.10.2014г. в министерство внесено представление об устранении нарушений законодательства, регулирующего установление и определение нормативов потребления коммунальных услуг. Однако представление оставлено без удовлетворения.
Просил суд обязать министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области установить (утвердить) нормативы потребления коммунальных услуг на водоснабжение, водоотведение на территории Самарской области
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области указывает на то, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, решение подлежит отмене, требования прокурора оставлению без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица Минэнерго и ЖКХ Самарской области по доверенности Никитина О.В. поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Прокурор Гуляева Е.С. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия полагает следующее.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Первая глава Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации включает в себя положения о круге дел, относящихся к административным, об источниках правового регулирования административных процессуальных отношений, задачи административного судопроизводства, принципы административного судопроизводства и др.
В ст. 1 приводится перечень категорий дел, которые суды общей юрисдикции рассматривают в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ). Согласно данной статье по правилам административного судопроизводства рассмотрению и разрешению подлежат не только собственно административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (ч. 2 ст. 1 КАС), но также и другие административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, которые по своей природе являются административными делами (ч. 3 ст. 1 КАС).
При рассмотрении дела, суд первой инстанции, правомерно сослался на нормы главы 25 ГПК РФ, действующей на момент рассмотрения данного дела в суде первой инстанции.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ.
Согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся: установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее Правила), определяющие порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В силу п. 3 Правил нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов РФ, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Согласно п.п. п.2.2 Положения о министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011г. N337, министерство устанавливает (утверждает) нормативы потребления коммунальных услуг населением Самарской области (в том числе электроснабжение, газоснабжение, отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение).
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что до настоящего времени министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области не установило (не утвердило) нормативы потребления коммунальных услуг на водоснабжение, водоотведение на территории Самарской области.
Установив данные обстоятельства, с учетом приведенных норм права, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции не принял во внимание доводы министерства о том, что подпунктом "а" п.2 Постановления Правительства РФ от 17.12.2014г. N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" определено, что органы государственной власти субъектов Российской федерации вправе принять решение о поэтапном переходе к установлению нормативов потребления коммунальных услуг и в случае принятия такого решения должны закончить этот переход не позднее 31 декабря 2016 год.
При этом, вышеуказанным нормативным актом не определено в какой форме должно быть принято соответствующее решение.
В материалы дела представлена копия утвержденного министром энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области плана мероприятий по расчету и утверждению нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению в Самарской области, разработанного на период с 28.10.2014года по 31.12.2016года.
В суд апелляционной инстанции представлен отчет о выполнении вышеуказанного плана мероприятий.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что представленный в материалы дела план, является решением министерства о поэтапном переходе к установлению единых на территории Самарской области нормативов потребления коммунальных услуг.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела, заявителем не опровергнуты доводы министерства, о том, что в настоящее время окончательно не сформирована законодательная база для пересмотра нормативов потребления коммунальных услуг и принятие в настоящее время спорных нормативов приведет к негативным социально-экономическим последствиям.
Оценив представленные доказательства, судебная коллегия полагает, что требования первого заместителя прокурора Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области о возложении обязанности по установлению нормативов потребления коммунальных услуг, удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Самары от 22.06.2015 года отменить. Постановить новое решение об отказе в удовлетворении требований первого заместителя прокурора Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области о возложении обязанности по установлению нормативов потребления коммунальных услуг.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.