Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 31 августа 2015 г. по делу N 33-372/2015
Судебная коллегия по административным делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Массина А.И., судей Пересады А.Н. и Никитчука И.В., при секретаре Тихонове А.А., с участием заявителя Лапухина В.В., рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя должностного лица Костромина К.В. на решение 94 гарнизонного военного суда от 28 мая 2015 года, которым удовлетворено заявление военнослужащего Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тесту - Академия) Лапухина В. В. об оспаривании действий начальника Академии и начальника финансово-экономической службы этой же Академии, связанных с невыплатой компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Никитчука И.В., выступление Лапухина В.В., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Лапухин обратился с заявлением в 94 гарнизонный военный суд, в котором просил признать незаконными действия начальника Академии и начальника финансовой службы этой же Академии, связанные с приостановлением выплаты ему компенсации за наем жилого помещения за период с января по март 2015 года, и возложить на указанных должностных лиц, каждого в пределах своей компетенции, обязанность издать приказ и произвести ему эту выплату. Кроме того, заявитель просил возместить ему понесенные судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Суд первой инстанции требования Лапухина удовлетворил в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель начальника Академии Костромин, не соглашаясь с состоявшимся судебным постановлением, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование своей позиции автор жалобы, ссылаясь на п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п.п. 11 и 12 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 (приложение N 2 к приказу Министра обороны РФ от 16 июня 2005 года N 235), п. 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений (приложение N 2 к приказу Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280) и телеграмму начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 13 сентября 2011 года N 307/1/314, указывает, что спорная компенсация заявителю не положена, поскольку он не представил документы подтверждающие признание его нуждающимся в получении служебного жилого помещения.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции всесторонне и объективно, а оспариваемое решение основывается на правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909, в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров.
Пунктами 11 и 12 Инструкции (приложение N 2 к приказу Министра обороны РФ от 16 июня 2005 года N 235), изданной в целях реализации указанного постановления Правительства РФ, определено, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, не обеспеченным жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, по месту их военной службы за счет средств Министерства обороны Российской Федерации в размерах, оговоренных договором найма (поднайма) жилья, но не более размеров, определенных Правительством РФ. Выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и членам их семей осуществляется ежемесячно по их желанию в случае отсутствия обеспечения их жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации через финансово-экономические органы по месту прохождения военной службы на основании приказа командира воинской части (начальника организации), в котором указывается сумма денежной компенсации и период, за который производится выплата.
Таким образом, выплату военнослужащим и членам их семей указанной денежной компенсации действующее законодательство связывает только с необеспеченностью их жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, по месту прохождения военной службы по контракту и отсутствием возможности предоставить им таковые за счет соответствующего военного ведомства, а не с принятием военнослужащих на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях, как ошибочно полагает автор апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции, Лапухин, проходящий военную службу по контракту в Академии, по месту службы не обеспечен жилым помещением, пригодным для постоянного или временного проживания.
При этом заявитель установленным порядком признан нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания и Департаментом жилищного обеспечения Минобороны России включен в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Из-за отсутствия возможности предоставить заявителю жилье по месту службы в соответствии с законодательством Российской Федерации, он на основании своего волеизъявления от Академии ранее ежемесячно обеспечивался спорной денежной компенсацией, однако за период с января по март 2015 года эта выплата ему не производилась.
Доказательств наличия иных причин, препятствующих реализации права Лапухина на получение этой компенсационной выплаты по делу не представлено, не приведены они и в апелляционной жалобе.
Верно проанализировав вышеизложенные обстоятельства и правовые нормы, суд первой инстанции, вопреки доводам автора жалобы, пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель вправе претендовать на получение денежной компенсации за наем жилого помещения за указанный период, в связи с чем правомерно удовлетворил его требования по делу.
Дана судом первой инстанции надлежащая оценка и телеграмме начальника Генерального штаба Вооруженных Сил от 13 сентября 2011 года N 307/1/314. Содержащееся в ней разъяснение само по себе носит рекомендательный характер и обязательным для суда не является.
При таких обстоятельствах доводы автора апелляционной жалобы, как основанные на неверном понимании и толковании им действующего законодательства по рассматриваемому вопросу, законность и обоснованность оспариваемого судебного решения, по убеждению судебной коллегии, под сомнение не ставят и поводом для его отмены не являются.
Руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение 94 гарнизонного военного суда от 28 мая 2015 года, которым удовлетворено заявление военнослужащего Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого" Министерства обороны Российской Федерации Лапухина В. В. об оспаривании действий начальника Академии и начальника финансово-экономической службы этой же Академии, связанных с невыплатой компенсации за наем жилого помещения, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя должностного лица - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.