Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бакуменко Т.Н.
судей
Ильичевой Е.В., Стаховой Т.М.
при секретаре
У.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 июля 2015 года апелляционную жалобу ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 17 ноября 2014 года по делу N2-6062/2014 по заявлению Д. об оспаривании отказа ФГКУ " " ... "" Министерства обороны РФ в предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
Заслушав доклад судьи Бакуменко Т.Н., выслушав объяснения заявителя - Д., представителя заявителя - М., представителя заинтересованного лица - ФГКУ " " ... "" Министерства обороны РФ - Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Д. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение от 04.08.2014 N ... заместителя начальника ФГКУ " " ... "" Министерства обороны РФ, обязать ФГКУ " " ... "" Министерства обороны РФ восстановить его с дочерью в списках нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства на состав семьи 2 человека. В обоснование заявленных требований указал, что в период прохождения военной службы Д. в установленном порядке признан нуждающимся в предоставлении жилых помещений. Решением Гдовского районного суда Псковской области суда от 2008 года было признано право Д. на участие в жилищной программе "Государственные жилищные сертификаты", заявитель включен в список их получателей, однако до настоящего времени не обеспечен жильем. Д. обратился с заявлением об изменение способа реализации права на обеспечение жильем на выделение квартиры по договору социального найма, в период с 2011 года по 2014 год ему неоднократно распределялись жилые помещения, однако по различным причинам распределения впоследствии были отозваны. 20.06.2013 ему было распределено жилое помещение на состав семьи два человека в виде отдельной двухкомнатной квартиры общей площадью 58,1 кв. м. Однако договор социального найма так и не был заключен. Решением заместителя начальника ФГКУ " " ... "" Министерства обороны РФ от 04.08.2014 года N ... Д. отказано в предоставлении указанного помещения по договору социального найма, поскольку форма обеспечения жилым помещением изменена на обеспечение жилым помещением путем обеспечения Государственным Жилищным Сертификатом на основании вышеназванного решения суда. Указанное решение Д. считает, нарушающим его права, поскольку возможность реализации права на обеспечение жильем путем получения Государственного Жилищного Сертификата зависит от волеизъявления самого военнослужащего и не является его обязанностью, не воспользовавшись безвозмездной субсидией, Д. сохранил право на улучшение жилищных условий как очередник на предоставление жилого помещения по договору социального найма. Кроме того, заявитель просил взыскать с ФКУ " " ... "" судебные расходы в размере " ... " рублей.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 17 ноября 2014 года заявление Д. удовлетворено. Решение ФГКУ " " ... "" Министерства обороны РФ от 04.08.2014 N ... об отказе в предоставлении Д. жилого помещения по договору социального найма признано недействительным. Суд возложил на ФГКУ " " ... "" Министерства обороны РФ обязанность восстановить Д. на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма на состав семьи из двух человек: он - Д., и дочь - Д.М. С ФКУ " " ... "" в пользу Д. взысканы судебные расходы в размере " ... " рублей.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ " " ... "" Министерства обороны РФ просит решение отменить, принять по делу новое решение.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица - ФКУ " " ... "" не явился, о явке извещался по правилам ст.113 ГПК РФ, извещено 25.06.2015 посредством факсимильной связи. Данное извещение судебная коллегия считает надлежащим, заблаговременным. В связи с чем, судебная коллегия в порядке ч. 2 ст. 257 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абз. 3 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
До 2011 года действовала программа "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. N 675, включавшая подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", в рамках реализации которой Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. В пп. "б" п. 5 Правил закреплено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
В настоящее время действует федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050, включающая подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", также предусматривающая, что граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством, имеют право на улучшение жилищных условий.
Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, что установлено Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N (п. 1).
В рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание (п. 6 Правил).
Согласно п. 19 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153, граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, к заявлению об участии в подпрограмме должны прилагать, в том числе, справку о проживании на территории закрытого военного городка.
Проверка документов, представленных в соответствии с пунктом 19 Правил, осуществляется органами местного самоуправления или подразделениями. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы (п. 21 Правил).
Список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируется до 1 августа года, предшествующего планируемому. Основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является, в том числе, несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил (пп. "а" п. 22 Правил); непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил (пп. "б" п. 22 Правил).
Таким образом, из анализа приведенных выше норм следует, что проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, которая производится независимо от основания увольнения со службы и времени выслуги военной службы и связана со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.
Как установлено судом, Д. являлся военнослужащим, уволен с военной службы с зачислением в запас по истечении действия контракта приказом командира в/ч N ... от 31 мая 2004г. N ... , исключен из списков в/ч N ... с 26 июня 2004г., направлен для постановки на учет в военный комиссариат г.Пушкин г.Санкт-Петербурга. Общая продолжительность военной службы Д. составляет 15 лет 9 месяцев.
Д. зарегистрирован по месту жительства в "адрес" при в/ч N ... с 04.10.1994г. по настоящее время, в "адрес" в период прохождения военной службы Д. не был зарегистрирован по месту жительства.
Д. проживает в г "адрес"), его дочь Д.М. "дата" г.р. так же зарегистрирована с отцом с 26.01.2009г. при в/ч N ... , обучается в гимназии N ... " ... " г. Санкт-Петербурга.
Решением Гдовского районного суда Псковской области по гражданскому делу N ... от 10 октября 2008 года, вступившему в законную силу 21.10.2008г. было признано право Д. на участие в жилищной подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты" и включение в списки получателей государственных жилищных сертификатов.
Указанным решением установлено, что Д. являлся военнослужащим, проходил военную службу в в/ч N ... , расположенной в закрытом военном городке "адрес", жилой площадью не обеспечен, проживал в гостинице Министерства обороны РФ, уволился в запас. Основанием для признания права Д. на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" явилась необходимость отселения Д. из военного городка, в связи с утратой связи с военным ведомством.
Решением ФГКУ " " ... "" МО РФ от 04.08.2014г. N ... Д. отказано в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в связи с тем, что Д. согласно решения Гдовского районного суда Псковской области подлежит обеспечению государственным жилищным сертификатом, способ исполнения решения суда не изменен.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, пришел к выводу о том, что выбор способа обеспечения жилым помещением по договору социального найма принадлежит Д., что не противоречит законодательству и правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в решении от 11.11.2010г. по делу N ВКГПИ10-25, тем более, что Д. неоднократно распределялись жилые помещения, но впоследствии данные решения отменялись.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан без учета конкретных обстоятельств по делу.
В соответствии с п.14 ст.15 ФЗ " О статусе военнослужащих" от 27.05.1998г. N 76-ФЗ обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, Д. в силу того, что был уволен с военной службы по истечению срока действия контракта, не имеет права на обеспечение жилым помещением по основаниям, предусмотренным п.14 ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998г. N 76-ФЗ.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 установлено, что Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
В Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 года N 752-р, был включен и военный городок N ... "адрес".
Вместе с тем, указанный населенный пункт Распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2012 года N 487-р был исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков.
Возможность реализации права на получение государственного жилищного сертификата гражданами, которые ранее до исключения закрытых военных городков из соответствующего Перечня были в установленном порядке признаны нуждающимися в получении государственного жилищного сертификата, ни Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, ни Приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 ноября 2011 г. N 2050 " Об утверждении порядка формирования списков граждан-участников подпрограммы " Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством " Федеральной целевой программы " Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010г. N 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах российской Федерации" не предусмотрена.
Следовательно, поскольку обстоятельство, являющееся основанием для включения Д. в число участников подпрограммы по мотиву его проживания в закрытом военном городке отпало, а иных оснований, предусмотренных ФЗ "О статусе военнослужащих" для его обеспечения жилым помещением не установлено, то отказ территориального отделения ФГКУ " " ... "" МО РФ в предоставлении жилого помещения по договору социального найма является верным.
Действия заинтересованного лица по распределению в период с 2011 по 2013 год Д. жилых помещений, отмене данных решений, подача Д. заявления об изменении способа реализации права военнослужащего с участия в подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты" на предоставление квартиры по избранному после увольнения месту жительства по договору социального найма не имеют правового значения.
В силу ст. 100 ГПК РФ с учетом отказа в удовлетворении заявленных требований, судебная коллегия не находит оснований для взыскания в пользу заявителя судебных расходов.
Согласно ст. 258 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое решение является законным и обоснованным.
В статье 194 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указано, что решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу.
Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19.12.2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ) (п. 2).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3).
Постановленное судом в рамках настоящего спора решение об удовлетворении требований Д., не может быть признано отвечающим требованиям ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 17 ноября 2014 года по данному делу - отменить.
В удовлетворении заявления Д. о признании незаконным решения ФГКУ " " ... "" Министерства обороны РФ от 04.08.2014 года N ... ; обязании восстановить в списках нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства; взыскании судебных расходов - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.