Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бакуменко Т.Н.
судей
Бутковой Н.А., Стаховой Т.М.
при секретаре
У.
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 июля 2015 года апелляционную жалобу Б. на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 31 марта 2015 года по делу N2-485/15 по заявлению Б. об оспаривании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу в государственной регистрации права, обязании осуществить государственную регистрацию,
Заслушав доклад судьи Бакуменко Т.Н., выслушав объяснения заявителя - Б., представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу - Ж.., заинтересованного лица - Ш., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Б. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу в государственной регистрации права собственности на 2/3 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый номер N ... , площадью 1092 кв.м., просил обязать Управление Росреестра по Санкт-Петербургу осуществить государственную регистрацию права собственности за заявителем на указанную долю в земельном участке в установленный законом срок. В обоснование заявленных требований заявитель указал, что он является собственником 2/3 доли дома по адресу: "адрес", кадастровый номер N ... , в порядке наследования после смерти матери К.Т. с 11.09.2013 года. 11.04.2014 года заявитель обратился в МФЦ Пушкинского района Санкт-Петербурга с заявлением о государственной регистрации права на 2/3 указанного земельного участка, однако 02.06.2014 года получил из Управления Росреестра по Санкт-Петербургу уведомление от 07.05.2014 года о приостановлении государственной регистрации по основаниям возникновения сомнений в наличии для этого оснований, поскольку на государственную регистрацию не представлен правоустанавливающий документ, на основании которого возникает право собственности на указанный земельный участок. 22.08.2014 заявитель получил отказ в регистрации права, в связи с не устранением причин, препятствующих государственной регистрации, а именно, несоответствием документов, представленных на государственную регистрацию требованиям законодательства, разночтением в адресе и площади земельного участка, указанных в документах первоначального пользователя К.В. и документах заявителя. Заявитель считает данный отказ в регистрации права незаконным, нарушающим его права, поскольку, по его мнению, им были представлены все необходимые документы для проведения государственной регистрации права собственности на доли земельного участка.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 31 марта 2015 года в удовлетворении заявления Б. - отказано.
В апелляционной жалобе Б. просит решение отменить, принять по делу новое решение.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно части 1 статьи 18 указанного Федерального закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В силу пунктов 9, 9.1 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25 октября 2001 года "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В силу п. 1 ст. 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, (в ред. Федерального закона от 23.11.2007 N 268-ФЗ).
Согласно п.7 ст. 25.2 указанного Федерального закона государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы:
свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
один из документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.
Представление предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта документа не требуется в случае, если право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 7 введен Федеральным законом от 23.11.2007 N 268-ФЗ).
Согласно п.2 ст. 25.2 указанного Федерального закона основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:
акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Как установлено судом Б. на основании дополнительного свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом после смерти матери К.Т. 23.08.2013 года, и свидетельства о государственной регистрации права от 11.09.2013 года, является собственником 2/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: "адрес", кадастровый номер N ...
11.04.2014 Б. обратился через МФЦ Пушкинского района Санкт-Петербурга в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу с заявлением о регистрации права собственности на 2/3 доли в земельном участке по адресу: "адрес", кадастровый номер N ... площадью 1092 кв.м ... приложив к данному заявлению следующие документы: копию паспорта гражданина РФ, кадастровый паспорт земельного участка от 02.04.2014 года, оригинал свидетельства о государственной регистрации права от 11.09.2013, оригинал дополнительного свидетельства о праве на наследство по закону от 23.08.2013 года, копию справки ГУЛ "ГУИОН" от 27.04.2013 года, копию распоряжения N ... от 23.05.2002 года об утверждении границ земельного участка, копию решения об отводе земельного участка от 10.12.1953 года N ...
Уведомлением от 07.05.2014 года Управление Росреестра по Санкт-Петербургу приостановило государственную регистрацию по основаниям возникновения сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, предусмотренных п.1 ст. 20 и абз. 1 п.1 ст. 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ - на государственную регистрацию в порядке ст. 17 Закона о регистрации не предоставлен правоустанавливающий документ, на основании которого возникает право собственности на вышеуказанный земельный участок. В связи, с чем заявителю было указано на необходимость предоставления данного документа.
03.06.2014 года Б. обратился с заявлением о возобновлении государственной регистрации, дополнительно представив договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от 06.04.1954 года., заключенного Районным Жилищным Управлением исполкома г. Пушкин с К.В.
23.06.2014 Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу было выдано сообщение об отказе в государственной регистрации права по следующим обстоятельствам: не устранение причин, препятствующих государственной регистрации после приостановления государственной регистрации прав - абз.2 п.2 ст. 19 122-ФЗ; документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства - абз. 4 п.1 ст. 20122-ФЗ. При этом указано, что Б. обратился за регистрацией 2/3 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок по адресу: "адрес", площадью 1092 кв.м., тогда как согласно договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от 06.04.1954 года К.В. предоставлен в бессрочное пользование земельный участок под N ... по "адрес" площадью 800 кв.м. В связи с чем, по мнению регистрационного органа, не представляет возможным "идентифицировать объект, в отношении которого представлено заявление на государственную регистрацию, с объектом, в отношении которого предоставляется объект недвижимого имущества". Дополнительно заявителю разъяснено право на обращение в исполнительный орган государственной власти для приобретения прав на земельный участок.
Как установлено судом, в качестве документа, удостоверяющего право гражданина - прежнего собственника указанного жилого дома на данный земельный участок, заявителем после приостановления производства по делу был предоставлен договор о предоставление в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от 6 апреля 1954 года на имя К.В., в соответствие с которым указанному лицу был предоставлен на праве бессрочного пользования земельный участок N ... по "адрес" площадью 800 кв.м. Данные сведения указаны и в представленном заявителем первоначально решении N ... от 10.12.1953 Пушкинского райисполкома.
Вместе с тем, на государственную регистрацию права общей долевой собственности был заявлен земельный участок по адресу: "адрес", площадью 1092 кв.м.
Из представленных в материалы дела документов следует, что в 1954г. К.В. был предоставлен в пользование земельный участок N площадью 800 кв.м., находящийся по адресу "адрес".
Согласно акта приемки в эксплуатацию индивидуального жилого дома межведомственной комиссией от 23.09.1961 г., где застройщиком указан К.В., площадь земельного участка составила 858,9 кв.м., участок обозначен номером N ... и находится по "адрес".
Из акта N ... от 26.05.1986г. межведомственной комиссии следует, что жилой дом, принадлежащий К.В. находится по адресу: "адрес".
Распоряжением Территориального управления Павловского и Пушкинского административных районов Санкт-петербурга от 23.05.2002г. N ... утверждены границы земельного участка, находящегося по адресу "адрес"., площадь участка составила 1092 кв.м.
В кадастровом паспорте содержатся аналогичные указанному Распоряжению сведения.
При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия сведений об изменении адреса жилого дома и земельного участка у Росреестра отсутствовали законные основания для регистрации права собственности заявителя на 2/3 доли земельного участка.
В силу статьи 258 ГПК РФ суд может признать действия государственного органа незаконными, если будет установлено, что данным органом нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Росреестр и его территориальные органы осуществляют государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" иными нормативными правовыми актами, в том числе Административным регламентом исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным Приказом Минюста России от 14.09.2006 N 293.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд првой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на государственную регистрацию не были представлены документы, предусмотренные п. п. 2, 7 ст. 25.2 Закона о регистрации, устанавливающие или удостоверяющие право общей долевой собственности заявителя на земельный участок, а также подтверждающие выделение именно этого земельного участка любому прежнему собственнику жилого дома.
Действительно, заявителем на регистрацию были представлены предусмотренные п.п.2,7 ст.25.2 Федерального закона 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы.
Однако представленные в Росреестр документы имели существенные противоречия в части размера и адреса местонахождения земельного участка, которые не позволили регистрирующему органу прийти к однозначному и достоверному выводу о тождественности земельного участка.
В силу п.6 ст.25.2 указанного Федерального органа истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности не допускается.
В силу ст.235 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утвержденного приказом МинэкономразвитияРоссии от 09.12.2014г. N 789 при проведении правовой экспертизы представленных документов государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов (сведений), необходимых для государственной регистрации прав, в том числе подтверждению подлинности представленных заявителем документов или достоверности указанных в них сведений.
Между тем данное правило не обязывает регистрирующий орган производить розыск документов, подтверждающих тождественность земельного участка, тем более, что представленные по запросу суда документы из ГУП ГУИОН ПИБ Пушкинского и Колпинского районов Санкт-Петербурга имеющиеся противоречия не устранили.
Необходимо так же принять во внимание, что в соответствии сч.1 ст.19 Федерального закона от 21.07.1997г. N 122-Фз " О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав.
Заявитель данным правом не воспользовался.
Довод апелляционной жалобы о нарушении сроков регистрации правового значения для разрешения спора по существу не имеют.
Следует принять во внимание, что оспариваемый отказ в регистрации права собственности при наличии столь существенных противоречий, не может нарушать права заявителя, т.к. ограничивает его возможность зарегистрировать право собственности в упрощенном порядке. Однако заявитель не лишен права на разрешение данного спора в ином порядке.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, а также сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 31 марта 2015 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.