Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Белоногого А.В.
судей
Ильичёвой Е.В., Ивановой Ю.В.
при секретаре
Задирако Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 7 сентября 2015 года апелляционную жалобу ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 16 апреля 2015 года по гражданскому делу N 2-542/2015 по заявлению ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ об оспаривании решения Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу о государственной регистрации юридического лица при создании, обязании устранить допущенные нарушения,
Заслушав доклад судьи Белоногого А.В., объяснения представителей заявителя, ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ Алексеевой Ю.В., действующей на основании доверенности от "дата", Беляевской О.В., действующей на основании доверенности от "дата", поддержавших доводы жалобы, представителей заинтересованного лица, РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Степановой Ю.В., действующей на основании доверенности от "дата", Дьячук И.А., действующего на основании доверенности от "дата", представителя заинтересованного лица, УФНС России по Санкт-Петербургу Вельмисовой Е.И., действующей на основании доверенности от "дата", полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ обратилось в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с вышеуказанным заявлением.
После уточнения требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) заявитель просил признать незаконным распоряжение ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу от "дата" N ... о государственной регистрации РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ; также просил возложить на ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу обязанность исключить названное региональное отделение из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявления указал, что "дата" ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу принято решение о государственной регистрации РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ.
На основании названого решения "дата" Управлением Федеральной налоговой службы России по Санкт-Петербургу в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) N ... о названном юридическом лице.
Заявитель указал, что при проведении юридической экспертизы документов, представленных на регистрацию, ГУ Министерства юстиции России по Санкт-Петербургу допущены существенные нарушения.
Так заявитель указал на то, что ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ не принимала участия в создании регионального отделения и не уведомляла ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу о создании такого отделения, месте его нахождения, о его руководящих органах; на регистрацию регионального отделения представлены документы, не заверенные надлежащим образом; лицо, обратившееся за государственной регистрацией регионального отделения, не было уполномочено на то заявителем; учредительное собрание регионального отделения проведено неуполномоченными лицами; использование наименования Общероссийской организации в названии регионального отделения является незаконным, поскольку заявитель не передавал региональному отделению права на использование своего наименования.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 16 апреля 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит состоявшееся решение суда по делу отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, и вынести новое об удовлетворении заявления.
В заседание суда апелляционной инстанции заинтересованное лицо, ГУ Министерство юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу своего представителя не направило, извещено судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства (том 2 л.д.146-149).
О причинах неявки в судебное заседание своего представителя ГУ Министерство юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу не сообщило, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит правовых оснований для отмены обжалуемого решения.
Отказывая заявителю в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что регистрационные действия произведены с соблюдением требований закона, при этом нарушения, на которые ссылается заявитель, не могли стать причиной отказа в государственной регистрации регионального отделения общественной организации.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела, Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N1710 "О создании Общероссийской общественно-государственной организации "Российское военно-историческое общество" принято решение о целесообразности создания с участием общественных объединений и физических лиц ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (пункт 1 Указа); учредителями Российского военно-исторического общества от имени Российской Федерации являются Министерство культуры Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации (пункт 2 Указа).
На основании решения Министерства юстиции Российской Федерации от "дата" за ОГРН N ... была зарегистрирована ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Как следует из пунктов 2, 3 Устава заявителя, ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 1710 "О создании Общероссийской общественно-государственной организации "Российское военно-историческое общество" и решением Учредительного съезда Общества от "дата"; учредителями Общества от имени Российской Федерации являются Министерство культуры Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации.
Из содержания положений пункта 69 Устава ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ следует, что к компетенции Центрального совета Общества относится, в том числе:
решение вопроса о создании, реорганизации и ликвидации региональных отделений Общества, в субъектах Российской Федерации создаются региональные отделения Общества, действующие на основании настоящего Устава (пункт 82 Устава);
решение о создании, реорганизации и ликвидации региональных отделений общества принимается Центральным советом Общества (пункт 83 Устава);
кандидатура председателя регионального отделения общества согласовывается статс-секретарем Центрального совета общества и утверждается председателем Общества (пункт 84 Устава).
На учредительном съезде ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "дата" принято решение о создании региональных отделений Организации в субъектах Российской Федерации согласно списку с учетом поступивших в ходе обсуждения предложений.
К.А.В., С.Н.А., являющемуся согласно протоколу съезда учредителем Организации, секретарем Учредительного съезда, статс-секретарем Центрального совета Общества, поручено подготовить типовые документы, необходимые для создания региональных отделений ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, учредителям организации поручено обеспечить проведение в субъектах Российской Федерации учредительных собраний региональных отделений и в срок до "дата" представить Председателю Организации соответствующие протоколы.
В Приложении N ... к Протоколу учредительного съезда Организации от "дата" в списке субъектов Российской Федерации, в которых создаются региональные отделения заявителя, указан Санкт-Петербург.
"дата" проведено учредительное собрание РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ, на котором присутствовали его учредители: С.А.Г., С.Н.А., Р.А.С., Ф.С.В., Д.К.Л., К.Д.А., К.Д.М., П.В.В., П.М.В., К.Д.С., Д.И.А., Ш.А.Н., при этом С.А.Г., С.Н.А., согласно приложению N ... к протоколу учредительного съезда ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ от "дата", на "дата" являлись членами Центрального совета Организации.
На указанном учредительном собрании приняты решения о создании РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ и его регистрации в установленном порядке, избрании председателем регионального отделения С.А.Г. и внесении и утверждении кандидатуры С.А.Г. на согласование статс-секретарю Центрального совета ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ и утверждение председателю Организации, о наделении С.А.Г. полномочиями выступать заявителем при государственной регистрации регионального отделения.
Решения, оформленные названным протоколом учредительного собрания от "дата", о создании РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ в установленном законом порядке не оспорены, недействительными не признаны.
"дата" ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу принято решение о государственной регистрации РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ.На основании названого решения "дата" Управлением Федеральной налоговой службы России по Санкт-Петербургу в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) N ... о названном юридическом лице.
Разрешая заявленные требования, судебная коллегия учитывает, что согласно статье 51 Федерального закона от 19 мая 1995 года N82-ФЗ "Об общественных объединениях" впредь до принятия федеральных законов о государственно-общественных и общественно-государственных объединениях указанные объединения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти.
Действующим нормативно-правовым актом в сфере деятельности заявителя и его региональных отделений является Указ Президента Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N1710 "О создании Общероссийской общественно-государственной организации "Российское военно-историческое общество", который не установил порядок формирования и регистрации ни самой Организации, ни её отделений, равно как не указал форму создания региональных отделений.
Для регистрации юридического лица при его создании в регистрирующий орган подлежали представлению документы, на основании которых оно создано.
Такие документы как в отношении ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, так и в отношении ее Санкт-Петербургского регионального отделения представлены в материалы регистрационного дела.
Поскольку вопрос о надлежащем оформлении таких документов в отношении общественно-государственной организации напрямую не урегулирован, при этом сам заявитель не оспаривает содержание тех документов, которые представлены при регистрации Санкт-Петербургского регионального отделения, судебная коллегия не усматривает нарушения в порядке предоставления данных документов при регистрации регионального отделения.
Судебная коллегия принимает во внимание и то, что в судебном заседании суда апелляционной инстанции представителем заявителя указано, что сам факт создания регионального отделения, как и решение учредительного собрания от "дата", заявитель не оспаривает.
Не влияют на правильность решения суда и доводы жалобы о нарушении порядка определения правового статуса регионального отделения.
В указанной части заявитель ссылался на положение Устава, согласно которому региональные отделения приобретают статус юридического лица только при соответствующем решении Центрального Совета Общества (пункт 28.2 Устава).
Судебная коллегия принимает во внимание, что Устав Общества был изменен, новая редакция принята 19 апреля 2014 года, решение о государственной регистрации указанных изменений принято 23 мая 2014 года.
На дату проведения учредительного собрания о создании РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ (17 апреля 2014 года) действовала первоначальная редакция устава, согласно которой в субъектах Российской Федерации создаются региональные отделения Общества, действующие на основании Устава Общества (пункт 82 Устава).
Решение о создании, реорганизации и ликвидации региональных отделений Общества принимаются Центральным советом Общества (пункт 83 Устава).
При этом Устав Общества предусматривал самостоятельные понятия о филиалах и представительствах Общества, которые не являются юридическими лицами (пункт 85 Устава).
Системный анализ приведенных положений Устава позволяет сделать вывод, что создание региональных отделений Общества предполагалось как юридических лиц, в то время только филиалы и представительства не наделялись таким статусом.
Принимая во внимание, что новая редакция Устава принята (19 апреля 2014 года) и зарегистрирована (23 мая 2014 года) после проведения учредительного собрания о создании Санкт-Петербургского регионального отделения Общества (17 апреля 2014 года), судебная коллегия приходит к выводу, что региональное отделение подлежало регистрации в качестве юридического лица.
Не могут быть приняты доводы жалобы, что регистрация регионального отделения должна была быть осуществлена на основании Федерального закона от 19 мая 1995 года N82-ФЗ, поскольку правоотношения по общественно-государственным организациям не подлежат регулированию названным законом в силу прямого его указания.
Исходя из отсутствия правового регулирования вопросов создания регионального отделения общественно-государственной организации, ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу надлежало исходить исключительно из Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N1710 и действующей редакции Устава Общества.
Полагая незаконной произведенную государственную регистрацию регионального отделения, заявитель указал на нарушения, в том числе, что организация не принимала участия в создании Регионального отделения, в формировании и утверждении его руководящих органов.
Вместе с тем данный довод противоречит материалам дела.
На учредительном собрании ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "дата" было принято решение о создании структурного подразделения Организации в Санкт-Петербурге (вопрос 4 повестки дня), при этом согласно пункту 2 Приложения N ... к протоколу структурное подразделение в Санкт-Петербурге создается в форме регионального отделения.
В создании регионального отделения, а именно в учредительном съезде, приняли участие делегаты Центрального совета Организации - С.А.Г., С.Н.А.
Таким образом, через членов своего Центрального совета Организация принимала участие в создании регионального отделения, а также приняла само решение о создании такого отделения.
Относительно довода жалобы, что с заявлением о регистрации регионального отделения обратилось неуполномоченное лицо, судебная коллегия полагает отметить следующее.
В рамках вопроса 4 повестки дня учредительного съезда ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ от "дата", в том числе на С.Н.А. возложена обязанность по подготовке типовых документов, необходимых для создания региональных отделений; кроме этого на учредителей Организации, в том числе С.Н.А., возложена обязанность обеспечения проведения в субъектах Российской Федерации учредительных собраний региональных отделений.
Учредительным собранием РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ по вопросу повестки дня N ... (подпункт 1) принято решение избрать и утвердить председателем Санкт-Петербургского регионального отделения С.А.Г.
При этом по третьему вопросу повестки дня С.А.Г. уполномочен на обращение в регистрирующий орган по вопросу регистрации отделения.
Пунктом 2 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста России от 30 декабря 2011 года N 455, установлено, что заявителями при государственной регистрации некоммерческой организации являются:
руководитель постоянно действующего руководящего (исполнительного) органа регистрируемой некоммерческой организации или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от ее имени;
учредитель (учредители) некоммерческой организации при ее создании;
руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемой некоммерческой организации;
конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации некоммерческой организации;
иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Заявителем при государственной регистрации политической партии, регионального отделения политической партии является уполномоченное лицо политической партии либо иное лицо, действующее на основании доверенности, выданной уполномоченным лицом политической партии.
Таким образом, заявление о государственной регистрации при создании регионального отделения подано уполномоченным на то лицом.
Доводы жалобы о нарушении в порядке формирования органов управления регионального отделения не подлежит оценке при проверке законности регистрации такого отделения, но могут быть разрешены Организацией в ходе её деятельности согласно положениям Устава.
Кроме этого судебная коллегия принимает во внимание, что регистрирующий орган не мог полагать о нарушении порядка формирования органов управления отделения Организации.
Судебная коллегия также полагает, что права заявителя в рамках рассмотренного дела нарушены не были, поскольку региональное отделение создано на базе Организации, согласно протоколу N ... внеочередного съезда ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ от "дата" делегаты регионального отделения принимали участие в работе Организации.
Таким образом, Организация признавала региональное отделение в своем составе, самостоятельного значения отделение не имеет, действует на нормативно-правовой и учредительной основе Организации.
Сложившийся конфликт между заявителем и региональным отделением связан с вопросами управления и не может быть разрешен посредством оценки правомерности создания отделения, как юридического лица.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 16 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.