Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Мулярчика А.И.,
судей Коваленко В.В., Крейса В.Р.,
при секретаре СЕС,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке в городе Новосибирске 17 сентября 2015 года административное дело по заявлению прокурора "данные изъяты" района г. Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации "данные изъяты" района г. Новосибирска и понуждении к устранению нарушений действующего законодательства, по апелляционной жалобе представителя администрации "адрес" - ЧЯЯ на решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 29 июня 2015 года.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Мулярчика А.И., объяснения помощника прокурора ДНП, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор "данные изъяты" района г. Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации "данные изъяты" района г. Новосибирска и понуждении к устранению нарушений действующего законодательства.
В обоснование требований заявитель указал, что в зоне реки П размещена несанкционированная свалка бытового мусора. Размещение на данных территориях отходов производства и потребления является нарушением статьи 51 Федерального закона от 10.02.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Проверка показала, что администрация района ненадлежащим образом организовывает контроль за соблюдением Правил благоустройства территории города Новосибирска, утвержденных решением Городского Совета от 27.06.2012 г. N640, меры по устранению свалок предпринимает не в полном объеме.
В результате бездействия Администрации "данные изъяты" района, выразившегося в непринятии участия в организации сбора и вывоза ТБО и мусора, ликвидации несанкционированных свалок, отсутствии организованной работы по заключению с собственниками индивидуальных жилых домов договоров на вывоз твердых бытовых отходов с целью исключения возникновения несанкционированных мест размещения отходов, нарушаются конституционные права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.
Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации "данные изъяты" района города Новосибирска, выразившееся в непринятии участия в организации мероприятий по охране окружающей среды, в организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, ликвидации несанкционированных свалок, отсутствии организованной работы по заключению договоров с собственниками индивидуальных жилых домов на вывоз твердых бытовых отходов с целью исключения возникновения несанкционированных свалок, как противоречащее требованиям п.п. 1.4, 2.28, 1.33, 2.35 решения городского Совета Новосибирска от 22.02.2006 г. N 207 "О территориальных органах мэрии города Новосибирска", Постановления мэрии города Новосибирска от 20.04.2012 г. N 3907 "Об организации вывоза твердых бытовых отходов с территории индивидуальной жилой застройки города Новосибирска", п.п. 18, 19, 31 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 51 Федерального закона от 10.02.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст.ст.42, 83 Земельного кодекса РФ.
Обязать администрацию "данные изъяты" района г. Новосибирска до 01.10.2015 г. устранить выявленные нарушения законодательства, а именно:
организовать работу по заключению договоров с собственниками индивидуальных жилых домов на вывоз твердых бытовых отходов с целью исключения возникновения несанкционированных свалок;
принять меры к ликвидации несанкционированных свалок мусора в районе "адрес", у домов "данные изъяты" по ул. л в "адрес";
принять меры, направленные на очистку прибрежной зоны реки П (рядом с домом "данные изъяты" "адрес", домами "данные изъяты" по ул. л) от мусора.
Решением Октябрьского районного суда г. Новосибирска заявление прокурора "данные изъяты" района г. Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворено.
Признано незаконным бездействие администрации "данные изъяты" района города Новосибирска, выразившееся в непринятии достаточного участия в организации мероприятий по охране окружающей среды, в организации сбора, вывоза утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, ликвидации несанкционированных свалок, в недостаточной организации работы по заключению договоров с собственниками индивидуальных жилых домов на вывоз твердых бытовых отходов с целью исключения несанкционированных свалок на территории "данные изъяты" района г. Новосибирска.
На администрацию "адрес" возложена обязанность в течение 3-х месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу устранить нарушения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, земельного законодательства, а именно:
обязать организовать работу по заключению договоров с собственниками индивидуальных жилых домов (у которых они отсутствуют) на вывоз твердых бытовых отходов с целью исключения возникновения несанкционированных свалок;
принять меры к ликвидации несанкционированных свалок мусора на территории "адрес" в следующих местах: в районе "адрес", домов "данные изъяты" по ул. л;
принять меры, направленные на очистку прибрежной зоны реки Плющики рядом с домом N по "адрес", домами "данные изъяты" по ул. л от мусора.
С указанным решением не согласен представитель администрации "адрес" - ЧЯЯ, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований прокурору "адрес" в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указывает, что поскольку администрация района является структурным подразделением (территориальным органом) мэрии "адрес", следовательно, администрация района вправе и обязана осуществлять только те полномочия, которые прямо предусмотрены решением городского Совета Новосибирска и не может нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение полномочий мэрии "адрес", которыми наделены иные структурные отраслевые (функциональные) подразделения мэрии "адрес".
Считает, что суд необоснованно принял во внимание решение городского Совета Новосибирска от 22.02.2006 г. N 207 "О территориальных органах мэрии "адрес"", поскольку оно не содержит каких-либо положений, определяющих полномочия администрации района в области охраны окружающей среды.
Организация мероприятий по охране окружающей среды и водных объектов на территории города Новосибирска отнесено к задачам Новосибирского городского комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов, который является структурным подразделением департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города.
Кроме того, апеллянт указывает, что в материалы дела представлены копии заключенных контрактов, которые подтверждают, что администрацией "адрес" организована необходимая работа по сбору, вывозу бытовых и промышленных отходов для их утилизации и переработки на территории "адрес".
Наличие свалок по адресам, указанным в заявлении прокурора, обусловлено противоправным поведением самих жителей улиц "данные изъяты" и л.
Прокурором не представлено допустимых доказательств длительности непринятия администрацией "адрес" мер по ликвидации свалок, поскольку в случае выявления подобных свалок, администрацией осуществляется работа по подготовке необходимого технического задания, расчет объема и способа ликвидации свалки, проведение необходимых конкурсных процедур.
Судом необоснованно отвергнуты представленные администрацией доказательства, а именно протоколы от ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по вопросам проведения с населением работ по уборке территории района, по заключению договоров с собственниками индивидуальных жилых домов на вывоз твердых бытовых отходов, размещенный печатный материал (листовки с указанием необходимости заключения договоров).
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Так, судом установлено и подтверждается материалами дела, что на территории "адрес" в водоохраной зоне реки П относительно ориентира "адрес", а так же в овражной зоне реки П относительно ориентира домов NN "данные изъяты" по ул. л организован несанкционированный мусорный отвал, выраженный в большом скоплении твердых бытовых и пищевых отходов, строительного мусора, веток деревьев.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов производства и потребления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом, обязанность организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора возложена на органы местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 51 названного Федерального закона запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Вынося обжалуемое решение, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что со стороны администрация "адрес" наличествует бездействие в части соблюдения вышеуказанного законодательства. Ненадлежащее участие администрации в организации сбора и вывоза ТБО и мусора на территории "данные изъяты" района привело к образованию и длительному нахождению на землях населенных пунктов несанкционированной свалки, захламлению этих земель. Наличие на территории "данные изъяты" района города Новосибирска несанкционированных свалок свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией "адрес" возложенных на нее обязанностей по участию в организации сбора и вывоза ТБО и мусора, об отсутствии должного контроля за соблюдением Правил благоустройства территории города "данные изъяты", что привело к захламлению такими отходами.
Судебная коллегия в целом соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют установленным обстоятельствам дела, подтверждаются представленными доказательствами, которым дана надлежащая оценка, оснований для иной оценки представленных доказательств не усматривается.
Доводы апеллянта о том, что администрация района не наделена полномочиями в области организации мероприятий по охране окружающей среды, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обосновано отклонены.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, закреплены в статье 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Указанной статьей к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Из содержания пункта 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" так же следует, что к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с п. 1.3. Решения городского Совета Новосибирска от 22.02.2006 г. N 207 "О территориальных органах мэрии "адрес"", администрация района является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Пунктом 2.33 вышеуказанного Решения, участие в организации сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов для их утилизации и переработки прямо отнесено к полномочиям администрации района.
Утверждение апеллянта об отсутствии доказательств бездействия администрации, опровергаются материалами дела.
К бездействию лица или органа относится неисполнение обязанности, возложенной нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. Те действия, на которые ссылается администрация, не привели к организации сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов для их утилизации и переработки на "адрес" и л "адрес".
При этом, о существовании свалки на "адрес" администрации района стало известно не позднее апреля 2014 года, что следует из ответа администрации от ДД.ММ.ГГГГ г., в котором администрация предлагает жителям района самостоятельно решить вопрос, связанный с вывозом скопившегося ТБО и ликвидацией свалки (л.д. 19).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие администрации района, выразившееся в непринятии достаточного участия в организации мероприятий по охране окружающей среды, в организации сбора, вывоза утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, ликвидации несанкционированных свалок.
Доводы апеллянта о том, что наличие свалок по адресам, указанным в заявлении прокурора, обусловлено противоправным поведением самих жителей улиц "данные изъяты" и л, не подтверждаются какими-либо доказательствами. Кроме того, указанные обстоятельства не могут повлиять на правильность принятого решения, поскольку при выявлении указанных администрацией фактов, виновные лица могут быть привлечены к самостоятельной гражданско-правовой или иной ответственности, предусмотренной действующим законодательством.
Что касается организации работы по заключению договоров с собственниками индивидуальных жилых домов на вывоз твердых бытовых отходов с целью исключения возникновения несанкционированных свалок, то такая обязанность прямо возложена на администрацию района Постановлением мэрии города Новосибирска от 20.04.2012 г. N 3907.
Из данного Постановления мэрии следует, что указанная работа должна проводиться с целью исключения возникновения несанкционированных мест размещения отходов на территории города Новосибирска. Поскольку проводимые администрацией мероприятия не достигли указанной в Постановлении цели, суд обосновано обязал администрацию района организовать надлежащую работу по заключению договоров с собственниками индивидуальных жилых домов (у которых они отсутствуют) на вывоз твердых бытовых отходов.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которых подробно изложена в мотивировочной части решения, а доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о неправильности выводов суда и не содержат оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения судебного решения.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда города Новосибирска от "29" июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации "данные изъяты" района города Новосибирска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.