Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Войты И.В.,
судей Зинченко И.Н., Полынцева С.Н.,
с участием прокурора Назаркина В.П.,
при секретаре Коврижных Е.Е.,
заслушала в открытом судебном заседании, по докладу судьи Зинченко И.Н.,
гражданское дело по заявлению Ганиной "данные изъяты" об отмене решения Избирательной комиссии муниципального образования Емельяновский район Красноярского края о регистрации списка кандидатов в депутаты Емельяновского районного Совета депутатов пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской Политической партии "Родина" в Красноярском крае,
по апелляционной жалобе представителя избирательного объединения "Региональное отделение Всероссийской Политической партии "Родина" в Красноярском крае - Мазуренко А.Е.
на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 02 сентября 2015 года, которым постановлено:
"Заявленные Ганиной Н.Н. требования удовлетворить.
Отменить решение Избирательной комиссии муниципального образования Емельяновский район Красноярского края "данные изъяты" о регистрации списка кандидатов в депутаты Емельяновского районного Совета депутатов пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской Политической партии "Родина" в Красноярском крае".
Выслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ганина Н.Н., являясь уполномоченным представителем избирательного объединения "Красноярское региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия", обратилась в суд с заявлением о признании незаконным, отмене решения Избирательной комиссии муниципального образования Емельяновский район Красноярского края (далее - избирательная комиссия) "данные изъяты" о регистрации списка кандидатов в депутаты Емельяновского районного Совета депутатов пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской Политической партии "Родина" в Красноярском крае.
Свои требования заявитель мотивировала тем, что оспариваемое решение принято с существенным нарушением норм Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" N 67-ФЗ от 12.06.2002г. (далее по тексту ФЗ N 67-ФЗ) и Закона Красноярского края "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае" N 8-1411 от 02.10.2003г. (далее по тексту - Закон края N 8-1411).
Так, в подписных листах, представленных избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской Политической партии "Родина" в Красноярском крае выявлен ряд недействительных подписей избирателей, в связи с чем, оставшихся действительных подписей избирателей, недостаточно для регистрации списка кандидатов.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель избирательного объединения "Региональное отделение Всероссийской Политической партии "Родина" в Красноярском крае - Мазуренко А.Е. ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся, участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, поддержанные представителем избирательного объединения "Региональное отделение Всероссийской Политической партии "Родина" в Красноярском крае - Мазуренко А.Е., выслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Назаркина В.П., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 ФЗ N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных названным Федеральным законом, иным законом.
Согласно пп. "г" пункта 25 ст. 38 ФЗ N 67-ФЗ, основанием отказа в регистрации списка кандидатов является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации списка кандидатов.
На основании подп. "з" пункта 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.
Аналогичное положение предусмотрено п. 10 ст. 29 Закона края N 8-1411.Пунктом 12 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что при заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает, среди прочего, адрес своего места жительства, под которым в силу подпункта 5 статьи 2 данного Федерального закона понимается адрес, включающий наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Таким образом, в сведениях о сборщике подписей в графе "Адрес места жительства" обязательным является указание района.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11.05.2012 года N 658-0, изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями избирательного законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. По этой причине нельзя признать форму подписного листа соответствующей закону, если в нем не указаны предусмотренные федеральным законодательством сведения либо указаны, но не в полном объеме или не в том объеме, который предписан законом.
Избирательное законодательство формально и не допускает произвольного толкования, в этой связи толкование избирательной комиссией степени восприятия не соответствующих действительности сведений, содержащихся в подписных листах, нарушает принцип равенства всех кандидатов перед законом, которым установлены требования к форме подписного листа и объему содержащейся в нем информации, являющиеся обязательными для всех кандидатов.
Как следует из материалов дела, Избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской Политической партии "Родина" в Красноярском крае в избирательную комиссию представлено 190 подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения его списка кандидатов.
Решением избирательной комиссии "данные изъяты" о регистрации список кандидатов в депутаты Емельяновского районного Совета депутатов пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской Политической партии "Родина" в Красноярском крае зарегистрирован.
Между тем, из дела видно, что в подписных листах, сбор подписей в которых осуществлялся Лигачевой Е.А., в сведениях о сборщике подписей в графе "Адрес места жительства" не указано наименование района - "Емельяновский район".
Исходя из приведенных выше положений избирательного законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что неуказание в подписном листе в графе "адрес места жительства лица, осуществляющего сбор подписей" района, является нарушением закона. При этом суд обоснованно исходил из того, что действующее избирательное законодательство не содержит норм, обязывающих суд выяснять, не препятствуют ли однозначному восприятию указанные сведения, исключается ли иное толкование данных об адресе места жительства лица, осуществляющего сбор подписей. Выяснение степени восприятия и толкования таких сведений нарушило бы принцип равенства прав всех кандидатов перед законом.
При таких обстоятельствах подлежали признанию недействительными подписи избирателей, представленные в поддержку списка кандидатов в депутаты Емельяновского районного Совета депутатов пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской Политической партии "Родина" в Красноярском крае, в количестве 47 подписей. Оставшееся количество подписей избирателей, которые могли быть учтены в качестве достоверных недостаточно для регистрации списка кандидатов по избирательному округу. Указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в регистрации указанного списка кандидатов в депутаты.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов в депутаты Емельяновского районного Совета депутатов пятого созыва, выдвинутого указанным избирательным объединением.
Выводы суда первой инстанции в решении подробно мотивированы, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, основаны на верно примененных нормах материального права.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильные выводы суда первой инстанции.
Нарушение судом норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого решения, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 02 сентября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя избирательного объединения "Региональное отделение Всероссийской Политической партии "Родина" в Красноярском крае Мазуренко А.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.