судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Зинченко И.Н.
судей Мирончика И.С., Сударьковой Е.В.,
с участием прокурора Назаркина В.П.,
при секретаре Коврижных Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи Зинченко И.Н., административное дело по заявлению уполномоченного лица избирательного объединения Регионального отделения Всероссийской политической партии "Родина" Макарова Ю.В. об отмене регистрации кандидата в депутаты Ермаковского районного Совета депутатов пятого созыва, выдвинутого в общетерриториальном списке избирательным объединением "Красноярское региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия", Форселя В.И.
по апелляционной жалобе уполномоченного лица избирательного объединения Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии "Родина" Макарова Ю.В.
на решение Ермаковского районного суда Красноярского края от 7 сентября 2015 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав докладчика, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Макаров Ю.В., являясь уполномоченным лицом избирательного объединения Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии "Родина", обратился в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Ермаковского районного Совета депутатов пятого созыва, выдвинутого в общетерриториальном списке избирательным объединением "Красноярское региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия" Форселя В.И. Требования мотивирует тем, что решением окружной избирательной комиссии от 07.08.2015г. N10/31 зарегистрирован общетерриториальный список кандидатов в депутаты Ермаковского районного Совета депутатов пятого созыва, выдвинутый избирательным объединением Красноярское региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия", в котором значится Форсель В.И. Решением окружной избирательной комиссии от 07.08.2015г. N10/29 зарегистрирован общетерриториальный список кандидатов в депутаты Ермаковского районного Совета депутатов пятого созыва, выдвинутый избирательным объединением Красноярское региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина". Полагает, что Форселем В.И. допущено неоднократное использование своего служебного положения в качестве "данные изъяты", что является основанием для отмены его регистрации в качестве кандидата.
Так он принял участие в агитационном видеоролике "портрет Ермаковского района", на протяжении предвыборной компании не был фактически освобожден от исполнения служебных обязанностей, присутствовал при проведении публичных мероприятий в качестве главы района и использовал проведение муниципальных публичных мероприятий в агитационных целях.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе уполномоченного лица избирательного объединения Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии "Родина" Макарова Ю.В. ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
Разрешив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя Красноярского регионального объединения Всероссийской политической партии "Единая Россия" Зверева М.И. и заключение прокурора отдела прокуратуры Красноярского края - Назаркина В.П., согласившихся с решением суда, проверив материалы дела, судебная коллегия не усмотрела оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с п.п. "в", "д" ч. 7 ст. 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом в случае неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 40 указанного Федерального закона кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения (часть 1).
Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации (часть 2).
Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается:
а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;
б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;
в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;
г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;
д) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;
е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;
ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;
з) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда (часть 5).
В силу п. 4 ст. 2 названного Федерального закона предвыборной агитацией является деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Как следует из ст. 48 названного Федерального закона граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума. Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона); описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, решением Ермаковского районного Совета депутатов от 16 июня 2015 г. N 64-372-в назначены выборы депутатов Ермаковского районного Совета нового созыва на 13 сентября 2015 года.
Решением окружной избирательной комиссии от 07 августа 2015г. N10/31 зарегистрирован общетерриториальный список кандидатов в депутаты Ермаковского районного Совета депутатов пятого созыва, выдвинутый избирательным объединением Красноярское региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия". Под номером 4 в указанном общетерриториальном списке значится Форсель В.И., занимающий должность главы администрации Ермаковского района.
Согласно предоставленному Избирательной комиссией муниципального образования распоряжению от 11 августа 2015 года Форсель В.И. освобожден от выполнения должностных обязанностей с 11 августа 2015 года по 14 сентября 2015 года.
Оценив представленные доказательства и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что фактов неоднократного использования зарегистрированным кандидатом в депутаты районного Совета преимуществ своего должностного положения, которые являются основанием для отмены его регистрации в качестве кандидата не установлено.
Давая оценку видеосюжетам: "Портрет Ермаковского района", "Праздничная линейка 1 сентября у школы N 1 с. Ермаковское", а также поздравлениям граждан с праздниками на сайте администрации Ермаковского района и выступлениям главы администрации Ермаковского района Форселя В.И. на мероприятиях, указанных заявителем, суд пришел к обоснованному выводу о том, что видеосюжеты не содержат призывов голосовать за кандидата в депутаты Форселя В.И. и не содержат информации о том, что последний является зарегистрированным кандидатом в депутаты районного Совета Ермаковского района.
Видеоролик "Портрет Ермаковского района" носит информационный характер и не имеет признаков предвыборной агитации, поскольку не содержит прямого либо косвенного упоминания о предстоящих выборах Ермаковского районного Совета и участии в указанных выборах Форселя В.И. в качестве кандидата, не имеет целью склонить мнение избирателей в определенную сторону и обеспечить его поддержку на предстоящих выборах.
Поздравление участников торжественной линейки с днем знаний 1 сентября 2015 года от имени администрации района не содержат в себе призывов к голосованию или склонению избирателей сделать выбор в пользу Форселя В.И.
Поздравления "данные изъяты" Форселя Н.И. на сайте администрации Ермаковского района жителей района с общероссийскими праздниками "День физкультурника, "День строителя", "День знаний", а также выступления Форселя В.И. при проведении публичных мероприятий на площади возле Ермаковской школы N 1 первого сентября 2015 года, на стадионе при праздновании Дня села, Праздника дружбы и здоровья, праздника "Казачий разгуляй" не могут расцениваться в качестве использования преимуществ должностного или служебного положения и как агитационные действия, поскольку в них отсутствует упоминание о предстоящих 13 сентября 2015 года выборах депутатов и об участии в них Форселя В.И. в качестве кандидата в депутаты, поздравление граждан исходит от главы администрации, а не от кандидата в депутаты.
Напечатанный материал о проведенных праздниках в газете "Нива" NN 33,34, с участием "данные изъяты" Фопрселя В.И., на который заявитель ссылается в обоснование своего требования, не связан с целями избирательной кампании, не направлен на достижение какого-либо конкретного результата на выборах, побуждение избирателей голосовать за кандидата Форселя В.И. или иных кандидатов, и не может расцениваться как предвыборная агитация.
Изучив печатный материал в газете "Нива" от 13.08.2015г. N 33 (9785-9788) "Праздник дружбы и здоровья", от 20.08.2015г. N 34 (9789 - 9792) "День рождения", суд пришел к выводу о том, что указанные публикации являются информированием читателей через средства массовой информации о проведенных мероприятиях, не содержащим соответствующей агитационной цели.
Изучив опубликованную в газете "Нива" N 36 избирательную программу Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", суд пришел к выводу, что данная публикация оплачена из средств избирательного фонда избирательного объединения Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", носит агитационный характер. В то же время в указанной программе отсутствуют ссылки на кандидата в депутаты Форселя В.И. Данная программа не является нарушением правил предвыборной агитации.
На основании изложенного и с учетом вышеприведенных норм права коллегия признает оспариваемое решение соответствующим закону, принятым в пределах полномочий, не нарушающим права заявителя, а вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя правильным и основанным на законе.
Судебная коллегия отмечает, что судом первой инстанции установлены и проверены с достаточной полнотой все обстоятельства по делу, исследованы представленные доказательства, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют требованиям закона. Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, судом не допущено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, заявителем не представлены суду допустимые доказательства того, что Форсель В.И. 06 сентября 2015 года при проведении праздника фестиваль "Казачьей культуры "Казачий разгуляй", используя свое служебное положение, привлек лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в рабочее время деятельности, способствующей избранию кандидатов в депутаты, а также выступил с предвыборной агитацией на данном публичном мероприятии.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены правильного по существу судебного постановления, так как, в свою очередь, основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, регулирующего порядок организации и проведения выборов, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия со сделанной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом первой инстанции в полном соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, при этом оснований для иной оценки установленных по делу обстоятельств суд апелляционной инстанции не усматривает.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда, руководствуясь ст.ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ермаковского районного суда Красноярского края от 7 сентября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу уполномоченного лица избирательного объединения Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии "Родина" Макарова Ю.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.