судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.
судей Беляковой Н.В., Полынцева С.Н.
при секретаре Ларионовой Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
дело по заявлению Щербакова ... к ФСИН России, ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКУ ИК-17 о признании незаконным отказа в переводе в исправительное учреждение по месту жительства, обязании устранить нарушение и подготовить ходатайство о переводе
по апелляционной жалобе представителя Щербакова И.В. - Самохваловой Т.И.
на решение Советского районного суда г. Красноярска от 29 июня 2015 г., которым постановлено:
"Заявление Щербакова ... к ФСИН России, ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКУ ИК-17 о признании незаконным отказа в переводе в исправительное учреждение по месту жительства, обязании устранить нарушение и подготовить ходатайство о переводе - оставить без удовлетворения".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Щербаков И.В. обратился с заявлением, с учетом уточнения, о признании незаконными действий (бездействия) ФСИН России, ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКУ ИК-17, обязании устранить допущенные нарушения.
Свои требования мотивировал тем, что с июля 2013 г. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю. До осуждения и направления в указанное исправительное учреждение проживал в Забайкальском крае.
В период отбывания наказания Щербаков И.В. обратился с заявлением в ФСИН России о переводе в исправительное учреждение по месту его жительства в Забайкальском крае, мотивируя необходимость поддерживать отношения с членами семьи, близкими родственниками. Однако данное обращение было отклонено без объяснения причин. Указанный отказ ФСИН России заявитель считает незаконным, поскольку по общему правилу п. 1 ст. 73 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в переделах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены.
Между тем, при вынесении приговора Центральным районным судом г. Читы от 15.04.2013 г. заявитель был направлен для отбывания наказания в Красноярский край, ФКУ ИК-17, хотя не проживал в указанном субъекте РФ до осуждения.
Кроме того, в силу ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными федеральным законодательством. Отбывание наказания в виде лишения свободы в удалении от прежнего места жительства существенно ограничивает права заявителя на общение с членами семьи, родственниками, которые по материальным и иным причинам не могут его навещать регулярно. Между тем, у заявителя в г. Чита имеется несовершеннолетний ребенок-Щербаков Р.И. (09.04.2007 года рождения), который воспитывается супругой заявителя - Щербаковой О.И.
Также заявитель указывает на то, что в силу ч. 2 ст. 81 Уголовно-исполнительного кодекса РФ перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Поскольку перечень обстоятельств, при которых допускается перевод осужденных из одного исправительного учреждения в другое не является исчерпывающим, полагает, что немотивированный отказ ФСИН России в переводе нарушает права заявителя, установленные законодательством.
В действиях ГУФСИН России по Красноярскому краю и ФКУ ИК-17 заявитель также усматривает нарушения, поскольку после его обращения в ФСИН России с заявлением о переводе, указанные ответчики не провели должным образом проверку его личного дела, не установили наличие или отсутствие оснований для перевода в другое исправительное учреждение, не подготовили соответствующие документы для перевода.
Со ссылкой на изложенные обстоятельства, Щербаков И.В. просил признать незаконными действия ФСИН России, ГУФСИН России по Красноярскому краю и ФКУ ИК-17 в части отказа в переводе в другое исправительное учреждение, по месту жительства заявителя до осуждения, а также обязать ответчиков ГУФСИН России по Красноярскому краю и ФКУ ИК-17 подготовить ходатайство о переводе Щербакова И.В. в исправительную колонию строго режима в Забайкальском крае.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Щербакова И.В. - Самохвалова Т.И. просит отменить решение суда как необоснованное, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ФКУ Исправительная колония 17 ГУФСИН России по Красноярскому краю по доверенности от 29.07.2015 г. - Горячеву А.В., выразившую согласие с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе, в том числе в случае назначения им в период отбывания лишения свободы нового наказания, если при этом судом не изменен вид исправительного учреждения (ч. 1 ст. 81 УИК РФ).
Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Перевод осужденных за преступления, указанные в ч. 1 ст. 73 УИК РФ, для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается также по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы. Порядок перевода осужденных определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (ч. 2 ст. 81 УИК РФ).
Порядок перевода осужденных определяется Министерством юстиции Российской Федерации.
Приказом Минюста России от 01.12.2005 г. N 235, утверждена Инструкция о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения (далее Инструкция).
Пунктом 10 указанной Инструкции предусмотрено, что перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.
Вопрос о переводе осужденных рассматривается при наличии оснований, указанных в п. 10 Инструкции, по заявлению осужденных и (или) их родственников либо при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении по рапорту начальника исправительного учреждения (п. 10 Инструкции).
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, приговором Центрального районного суда г. Читы от 15.04.2013г. Щербаков И.В. был осужден к лишению свободы сроком на 6 лет 6 мес. с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
До осуждения имел регистрацию по месту жительства в г. Чита (Забайкальский край).
На основании распоряжения ФСИН России N ИСХ.-08-10999 от 12.04.2013 г. был направлен для отбывания наказания в ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю, в связи с невозможностью размещения в исправительных колониях строго режима на территории Забайкальского края, 01.07.2013 г. прибыл в указанное исправительное учреждение. До предъявления настоящего иска свое перемещение в указанное исправительное учреждение не оспаривал.
В 2014 г. представителем Щербакова И.В. - Самохваловой Т.И. было направлено ходатайство в Управление исполнения приговоров и специального учета УИПСУ о переводе осужденного Щербакова И.В. в исправительную колонию строго режима на территории Забайкальского края.
Письмом от 09.09.2014 г. N ОГ-12-24432 заявителю сообщено об отказе в удовлетворении ходатайства о переводе в связи с отсутствием, по данным ГУФСИН России по Красноярскому краю, обстоятельств, препятствующих дальнейшему отбыванию Щербаковым И.В. наказания в виде лишения свободы в ФКУ ИК-17 на территории Красноярского края. Указанное уведомление получено представителем Щербакова И.В. - Самохваловой Т.И.
Считая данный отказ незаконным, Щербаков И.В. указывает на то, что в силу положений ст. 73 УИК РФ должен был быть направлен для отбывания наказания в колонию строго режима на территории Забайкальского края - по месту жительства, а также месту вынесения приговора.
Разрешая требования Щербакова И.В., о признании незаконным отказа в переводе в исправительное учреждение по месту жительства, обязании устранить нарушение и подготовить ходатайство о переводе, суд первой инстанции, дав надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив положения ст. ст. 73, 81 УИК РФ, ст.ст. 254, 255 ГПК РФ, Инструкцию о порядке направления осужденных, пришел к обоснованному выводу о том, что решение об определении Щербакову И.В. конкретного исправительного учреждения принято уполномоченным государственным органом и в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 73 УИК РФ, объективных доказательств, подтверждающих наличие у Щербакова И.В. законных оснований для его перевода в другое исправительное учреждение не имеется.
При этом суд верно указал, что на дату вступления приговора в отношении Щербакова И.В. в законную силу возможность размещения заявителя в колониях строгого режима на территории Забайкальского края отсутствовала. Кроме того, заявитель свое перемещение в ФКУ ИК-17 в июле 2013 г. не оспаривал, с какими-либо жалобами на действия ФСИН России о направлении для отбывания наказания в ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю не обращался.
Поскольку в ходе рассмотрения дела в действиях ФСИН России, ГУФСИН России по Красноярскому краю и ФКУ ИК-17 в части отклонения ходатайства заявителя о переводе в другое исправительное учреждение каких-либо нарушений требований закона не установлено, судебная коллегия соглашается с правильными выводами суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы заявителя Щербакова И.В. о том, что он не может иметь свидания с родственниками, что в свою очередь является нарушением его конституционного права, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку возможность иметь свидания с близкими и родственниками, получать почтовые отправления, вести телефонные переговоры регламентирована нормами Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и не зависит от места нахождения исправительного учреждения. Кроме того, из материалов дела следует, что данными правами заявитель активно пользуется.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не содержащей доводов, опровергающих выводы суда.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Красноярска от 29 июня 2015 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Щербакова И.В. - Самохваловой Т.И. - без удовлетворения.
Председательствующий: Зинченко И.Н.
Судьи: Белякова Н.В.
Полынцев С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.