Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе
председательствующего судьи Мартыновой Т. А.
и судей Баталовой С.В., Митяниной И.Л.,
при секретаре Бакулевой О.В.,
с участием прокурора Шибановой Н.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ КРО Фонда социального страхования РФ на решение Ленинского районного суда г.Кирова от 11 июня 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Лузского района Кировской области в интересах Ш. к ГУ Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обеспечении техническими средствами реабилитации - удовлетворить.
Заслушав доклад судьи Баталовой С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Лузского района Кировской области в интересах Ш. обратился в суд с иском к ГУ Кировское региональное отделение ФСС РФ об обеспечении техническими средствами реабилитации инвалида. В обоснование требований указал, что Ш. является ребенком-инвалидом, согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от 10.04.2012 Ш. нуждается в технических средствах реабилитации - подгузниках и абсорбирующем белье, однако ГУ Кировское региональное отделение ФСС РФ не обеспечивает Ш. необходимым количеством подгузников и абсорбирующего белья. Уточнив требования, прокурор просил обязать ответчика обеспечить Ш. "дата" г.р., техническими средствами реабилитации: подгузниками в количестве 5 штук, абсорбирующим бельем в количестве 280 штук за период с 01.01.2013 года по 31.12.2013 года, подгузниками в количестве 125 штук, абсорбирующим бельем в количестве 250 штук за период с 01.01.2014 года по 31.12.2014 года, подгузниками в количестве 30 штук, абсорбирующим бельем в количестве 60 штук за период с 01.01.2015 года по 31.01.2015 года.
Судом постановлено решение об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ГУ Кировское региональное отделение ФСС РФ с решением суда не согласен, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения. В обоснование жалобы указывает, что суд не принял во внимание доводы ГУ Кировское региональное отделение ФСС РФ о том, что действующим законодательством обеспечение инвалидов техническим средствами реабилитации поставлено в зависимость от наличия денежных средств в федеральном бюджете, а также доводы о недостаточности финансирования из федерального бюджета на указанные цели. Заявитель жалобы указывает, что подгузники и абсорбирующее белье являются средствами реабилитации разового использования, предусмотрены для ежедневного обеспечения личной гигиены инвалида. Возможность выдачи расходных средств реабилитации (подгузников, абсорбирующего белья) за прошлый период действующим законодательством не предусмотрена.
Прокурор Лузского района Кировской области в возражениях на апелляционную жалобу указывает на законность и обоснованность вынесенного решения.
Изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав в судебном заседании представителя ответчика ГУ Кировское региональное отделение ФСС РФ Лобанову Я.О., поддержавшую доводы жалобы, прокурора Шибанову Н.Е., указавшую на законность постановленного судом решения, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьями 39, 41 Конституции РФ закреплено право граждан на охрану здоровья и социальное обеспечение в случае болезни и инвалидности.
В силу статьи 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) инвалидам гарантируется за счет средств федерального бюджета проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет федерального бюджета.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (далее - Федеральный перечень).
Пунктом 22 Федерального перечня к техническим средствам реабилитации отнесены, в том числе подгузники и абсорбирующее белье.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Судом установлено, что несовершеннолетняя Ш. является ребенком-инвалидом.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида от 10 апреля 2012 года определена необходимость в обеспечении Ш. техническими средствами реабилитации, в том числе подгузниками не менее 1 шт. в сутки, абсорбирующими пеленками не менее 2 шт. в сутки.
Правилами обеспечения инвалидов техническим средствами реабилитации и отдельных категорий граждан, утвержденными постановлением Правительства от 07.04.2008 N 240, (далее Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации) установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи заявления. Заявление о предоставлении ТСР подается инвалидом, либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования РФ по месту жительства инвалида (п.2,4).
Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов на обеспечение инвалидов техническимисредствамиреабилитации осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхованияРоссийской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам техническихсредств и услуг.
С учетом приведенных норм права, вывод суда первой инстанции о том, что ГУ - Кировское региональное отделение ФССРФ является лицом, обязанным обеспечить Ш. техническими средствами реабилитации согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида, является законным и обоснованным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования прокурора и обязывая ГУ Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обеспечить Ш. техническими средствами реабилитации в полном объеме, правомерно исходил из того, что Ш. является инвалидом, состоит на учете в качестве нуждающейся в обеспечении техническими средствами реабилитации, в связи с чем имеет право на получение технических средств реабилитации (подгузников, абсорбирующего белья), и несоблюдение ответчиком требований федерального законодательства по предоставлению таких средств нарушает права и свободы инвалида.
Довод ответчика о том, что действующее законодательство не предусматривает возможность выдачи расходных средств реабилитации за прошлый период, а законный представитель Ш. в случае самостоятельного приобретения технических средств реабилитации вправе обратиться за получением компенсации понесенных расходов, является несостоятельным.
В силу гл. 26 ГК РФ неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательство не прекращает. Истечение срока, на который Ш. следовало предоставить указанное количество подгузников, не свидетельствует о том, что предусмотренная законом обязанность уполномоченного органа по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации исполнена или прекращена, а также прекращено соответствующее право инвалида.
Доводы жалобы о том, что действующим законодательством обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации поставлено в зависимость от наличия денежных средств в федеральном бюджете, а также доводы о недостаточности финансирования из федерального бюджета отклоняются как не основанные на нормах права. Государство, установив на федеральном уровне льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, приняло на себя обязанность по их исполнению. Реализация социальных прав инвалидов не может быть поставлена в зависимость от финансирования ГУ Кировское региональное отделение ФСС РФ из федерального бюджета на указанные цели или его отсутствия.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Кирова от 11 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.