Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сидоркина И.Л.,
судей Маркина В.А., Шерстенниковой Е.Н.,
с участие прокурора Шибановой Н.Е.,
при секретаре Савиных Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове
08 сентября 2015 года
гражданское дело по иску прокурора Лебяжского района Кировской области в интересах ФИО10 к департаменту финансов Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг,
поступившее по апелляционной жалобе представителя министерства финансов Кировской области по доверенности ФИО11 на решение Советского районного суда Кировской области от 2 июля 2015 г., которым постановлено:
иск прокурора Лебяжского района Кировской области в интересах ФИО12 удовлетворить. Взыскать с департамента финансов Кировской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации "Кировская область" в пользу ФИО13 расходы на оплату коммунальных услуг по отоплению и освещению за период с 01 мая 2012 года по 31 декабря 2014 года в размере "данные изъяты".
Заслушав доклад судьи областного суда Маркина В.А., судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Лебяжского района Кировской области обратился в суд с иском в интересах ФИО14 к департаменту финансов Кировской области о взыскании затрат, понесённых медицинским работником по оплате коммунальных услуг. В обоснование требований указал, что ФИО15 проживает по адресу: "адрес" С 10 августа 1981 года и по настоящее время ФИО16 работает в "данные изъяты" (в настоящее время "данные изъяты" в должности "данные изъяты" врача- "данные изъяты". В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, в редакции, действовавшей до 01.01.2005г., ФИО17 как медицинскому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, до 01 января 2005 года бесплатно предоставлялось жилое помещение с отоплением и освещением. В силу Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ с 01 января 2005 года предоставление ФИО18. этой льготы было прекращено. Вместе с тем, отмена законодателем мер социальной поддержки медицинских работников, которыми они пользовались до 31 декабря 2004 года, не должна нарушать их права на получение таких мер в полном объеме и после 01 января 2005 года. С учетом уточнения исковых требований просил взыскать с ответчика в пользу ФИО19 затраты, понесенные ею по оплате услуг отопления и освещения за период с 01.05.2012 года по 31.12.2014 года за вычетом предоставленных компенсаций в размере "данные изъяты"
Решением Советского районного суда Кировской области от 2 июля 2015 г. эти требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель министерства финансов Кировской области просит решение отменить, как необоснованное, и принять новое решение. Полагает, что установление дополнительных мер социальной поддержки медицинских работников не является обязательством субъекта РФ - Кировская область, которая свои обязательства перед ними выполнила, приняв Закон Кировской области от 3 ноября 2004 г. N 267-ЗО. Согласно указанному областному Закону истцу предоставляется частичная денежная компенсация. Кроме того, указанные льготы предоставляются в прежнем объеме медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, если они пользовались ими до 01.01.2005 г., что должно подтверждаться допустимыми доказательствами, а именно документами уполномоченных лиц о начислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги и документами о предоставлении льгот по оплате. Полагает, что истец не предоставила таких доказательств. Также считает, что данные льготы должны предоставляться за счет средств федерального бюджета.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Советского района просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, представитель министерства финансов Кировской области в апелляционной жалобе просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав прокурора отдела облпрокуратуры ФИО20 полагавшую решение суда законным, обоснованным и неподлежащим отмене, а апелляционную жалобу - неподлежащей удовлетворению, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, согласно части первой и второй статьи 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и только в обжалуемой части, судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда приходит к следующему.
Установлено, что ФИО21 проживает по адресу: "адрес" С 10 августа 1981 года и по настоящее время работает в "данные изъяты" в должности "данные изъяты" врача- "данные изъяты"
Учредителем и собственником имущества "данные изъяты" является Субъект РФ - "Кировская область".
Согласно Постановлению Правительства Кировской области от 24 сентября 2008 г. N 147/401 "Об утверждении Положения о департаменте финансов Кировской области", которое действовало в период спорных правоотношений, департамент финансов Кировской области является органом исполнительной власти Кировской области межотраслевой компетенции, обеспечивающим проведение финансовой, бюджетной, налоговой политики на территории области и координирующим деятельность в указанной сфере иных органон исполнительной власти Кировской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области (п. 1.1).
Постановлением Правительства Кировской области от 17 марта 2015 г. N 29/150 департамент финансов Кировской области переименован в министерство финансов Кировской области.
Постановлением Правительства Кировской области 24 июня 2015 г. N 44/316 утверждено Положение о министерстве финансов Кировской области, в котором также отражены эти полномочия.
До 01 января 2005 г. ФИО22 пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, как медицинский работник, работающий и проживающий в сельской местности, что подтверждается письменными доказательствами, в том числе: счетом-фактурой "данные изъяты" N 125 от 25 марта 2004 г. (л.д. 34), счетом-фактурой "данные изъяты" от 25 октября 2004 г. (л.д. 37), списком сотрудников "данные изъяты" на подвозку дров от 26 декабря 2003 г. (л.д. 35), а также свидетельскими показаниями.
Начиная с 2005 года, ей выплачивается только частичная компенсация расходов на эти коммунальные услуги, предусмотренная Законом Кировской области от 03 ноября 2004 г. N 267-30 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области".
Общая сумма, понесенных ею затрат на отопление и освещение в период с 01 мая 2012 г. по 31 декабря 2014 г. составила "данные изъяты". Частичная компенсация составила "данные изъяты" рублей. Таким образом, не возмещенная сумма затрат составляет "данные изъяты"
В соответствии со статьей 59 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, медицинские работники, как специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в редакции, действовавшей до 01 января 2005 г., было установлено, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением.
В соответствии с пунктом 50 статьи 35 Федерального закона N 122-ФЗ от 22 август 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) часть вторая статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан была признана утратившей силу с 1 января 2005 года.
Одновременно статья 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан Федеральным законом N 122-ФЗ была дополнена частью пятой, в соответствии с которой установление мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, является полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ установлено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:
вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;
при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Таким образом, из смысла указанных положений Федерального закона N 122-ФЗ следует, что изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
Правильно применив нормы материального права, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе относимых и допустимых доказательств, которым в решении дана оценка, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия отклоняет направленные на оспаривание выводов суда доводы апелляционной жалобы, так как они основаны на переоценке доказательств, неправильном толковании норм материального права, сводятся к позиции, занятой истцом при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которой судом дана мотивированная оценка, и не содержат указания на обстоятельства, которые, в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда Кировской области от 2 июля 2015 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.