Судья Кировского областного суда Моисеев К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детская музыкальная школа N" г. Кирова Клестовой Т.В. на решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области от 02.07.2015 года, вынесенное в отношении муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детская музыкальная школа N" г. Кирова по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Кирова по пожарному надзору Ермолина С.А. от "дата" N МБОУ ДОД "Детская музыкальная школа N" г. Кирова признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб. 00 коп.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области от 02.07.2015 года указанное постановление изменено, МБОУ ДОД "Детская музыкальная школа N" г. Кирова признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе директор МБОУ ДОД "Детская музыкальная школа N" г. Кирова Клестова Т.В. ставит вопрос об отмене решения судьи. Жалобу мотивировала тем, что в ходе проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые ранее не выявлялись, в связи с чем учреждение не знало об их наличии. Указала, что выявлены нарушения влекущие проведение работ по изменению конструктивных элементов здания, характерных для капитального ремонта, а именно: не рассредоточены эвакуационные выходы из помещения актового зала, двери эвакуационных выходов открываются не по направлению выхода из здания, высота эвакуационного выхода из кабинета N 11 первого этажа менее нормативной. Считает, что поскольку здание построено в 1969 году данные требования на него не распространяются. Привела доводы о том, что часть нарушений учреждением устранена до принятия решения по делу, оставшиеся нарушения являются малозначительными, не создают угрозу жизни и здоровью людей, что свидетельствовало о малозначительности правонарушения.
Выслушав защитников МБОУ ДОД "Детская музыкальная школа N" г. Кирова Богачева Н.Н., Клестову Т.В., поддержавших доводы и требования жалобы, представителя Отдела надзорной деятельности управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Кировской области Халтурина С.А., полагавшего обжалуемые постановление и решение судьи обоснованным, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы,прихожу к следующему.
Статья 20 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" устанавливает, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных названным Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Как следует из дела в результате плановой проверки, проведенной отделом надзорной деятельности г. Кирова управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Кировской области в отношении МБОУ ДОД "Детская музыкальная школа N N" г. Кирова по вопросу соблюдения требований пожарной безопасности, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, выразившиеся в том, что в нарушение требований Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме", приказа МЧС России от 12.12.2007 года N 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", ГОСТ Р 12.2.143-2009, ГОСТ Р 12.4.026.2001, СНиП 21-01-97*, СНиП 23-05-95, СП 4.13130.2013, СП 2.13130.2012, СП 4.13130.2009, СП 31-110-03, СП 1.1330.2009, "Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание" не согласованы специальные программы пожарно-технического минимума и противопожарного инструктажа со структурным подразделением территориального органа МЧС России; в помещениях костюмерной, библиотеки не соблюдается расстояние от светильников до складируемых изделий, книг; помещение кладовой не отделено от концертного зала противопожарным люком; планы эвакуации первого и второго этажа выполнены не на основе фотолюминесцентных материалов; подшивка карнизных свесов чердачных покрытий выполнена из горючих материалов не соответствующих требуемым пределу огнестойкости и классу пожарной опасности; приямок помещения N 5 подвального этажа не очищен от мусора; отсутствует обозначение ручного пожарного извещателя знаком по пожарной безопасности; конструкция пристроя к зданию не соответствует степени огнестойкости здания; дверь электрощитовой не имеет предел огнестойкости; в помещении кладовой эксплуатируется светильник с лампой накаливания со снятым колпаком (рассеивателем); электропровода под подвесным потолком коридора второго этажа, в коридоре на втором этаже, в кабинетах первого этажа соединены методом скрутки; на путях эвакуации здания отсутствует аварийное освещение; отсутствуют уплотнения в притворах на дверях, отделяющих лестничные клетки от коридора второго этажа; не рассредоточены эвакуационные выходы из помещения актового зала на 200 мест; в коридоре второго этажа вдоль окон на путях эвакуации для отделки стен применены горючие материалы с завышенными показателями пожарной опасности; двери эвакуационных выходов, ведущие из коридора первого этажа в лестничные клетки, открываются не по направлению выхода из здания; высота эвакуационного выхода из кабинета N 11 первого этажа составляет 1,85 м, что менее нормативной высоты 1,9 м; ширина центрального эвакуационного выхода из здания, при числе эвакуирующихся более 50 человек, в свету составляет менее чем 1,2 м (по причине неполного открывания двери ввиду ее усадки).
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Часть 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает, что нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Исследовав материалы дела и оценив доказательства, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях МБОУ ДОД "Детская музыкальная школа N" г. Кирова составов административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
При этом, судья, указав на то, что нарушения требований пожарной безопасности, образующие объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, на момент рассмотрения результатов проверки устранены, исключил из постановления указания на совершение учреждением данного административного правонарушения.
Оснований не согласиться с выводами судьи не усматриваю.
Доводы жалобы о том, что часть нарушений ранее не выявлялась в связи с чем о наличии данных нарушений учреждению не было известно, правового значения не имеют и на законность принятого судьей решения не влияют.
Нельзя признать состоятельными доводы жалобы относительного того, что с учетом даты введения эксплуатацию здания не может быть возложено на учреждение обязанность устранения нарушений пожарной безопасности в части рассредоточения эвакуационных выходов из помещения актового зала, изменения направления открывания дверей эвакуационных выходов из здания и приведение высоты эвакуационного выхода из кабинета N 11 первого этажа в соответствии с нормативной.
По смыслу пп. 1.1, 1.7, 4.3 СНиП 21-01-97* в отношении введенных в эксплуатацию до введения в действие СНиП 21-01-97* данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Содержащиеся в СНиП 21-01-97* требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции
Поскольку работы, связанные с устранением вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности носят эксплуатационный характер и не требуют капитального ремонта или реконструкции, не связаны с вмешательством в конструктивные элементы здания или инженерно-технические системы учреждение обязано соблюдать требования СНиП 21-01-97*.
В силу ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Согласно ч. 3 ст. 4.4 КоАП РФ в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается: в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения; в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.
Таким образом, административное наказание назначено правильно, с учетом положений ч.ч. 2, 3 ст. 4.4 КоАП РФ в соответствии с санкцией ч.ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
По смыслу положений ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" обеспечение пожарной безопасности направлено на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного, муниципального имущества и имущества организаций от пожаров.
Несоблюдение требований пожарной безопасности представляет реальную опасность для жизни и здоровья людей, может повлечь за собой тяжелые последствия, то есть создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, что не позволяет признать совершенные МБОУ ДОД "Детская музыкальная школа N" г. Кирова правонарушения малозначительными.
По изложенным основаниям, доводы жалобы о малозначительности совершенных правонарушений являются несостоятельными.
При таком положении оснований для отмены решения судьи не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.7. 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области от 02.07.2015 года, вынесенное в отношении муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детская музыкальная школа N" г. Кирова по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Кировского областного суда Моисеев К.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.