Апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда Хабаровского края от 09 апреля 2015 г. по делу N 33-163/2015
Судебная коллегия Дальневосточного окружного военного суда в составе:
Председательствующего - Нассухи А.Г.,
Судей - Пунтусова Д.В.,
- Андрусова В.А.,
при секретаре - Лесковой К.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям военнослужащих войсковой части N "воинское звание" Киреева Э.С. и "воинское звание" Шангарапова Б.Б.Г. об оспаривании действий начальника Федерального государственного казенного учреждения " "Учреждение 1"" Министерства обороны РФ, начальника 4 отдела названного учреждения (г. "город"), а также руководителя Федерального казенного учреждения " "Учреждение 2"", связанных с их обеспечением жильем, по апелляционной жалобе представителя заявителей Мартыненко М.В. на решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 6 февраля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Андрусова В.А., объяснения представителя заявителей Мартыненко М.В. в поддержку доводов апелляционной жалобы, а также представителей должностных лиц Клименко А.В. и Гордолионовой Е.В., полагавших необходимым решение гарнизонного военного суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением гарнизонного военного суда заявления Киреева Э.С. и Шангарапова Б.Б.Г. об оспаривании действий начальников Федерального государственного казенного учреждения " "Учреждение 1"" Министерства обороны РФ (далее - ФГКУ " "Учреждение 1"" МО РФ), 4 отдела ФГКУ " "Учреждение 1"" МО РФ (г. "город") и руководителя " "Учреждение 2"" (далее - ФКУ " "Учреждение 2""), связанных с обеспечением жильём, оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель заявителей Мартыненко М.В. выражает несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять по делу новое - об удовлетворении заявлений Киреева Э.С. и Шангарапова Б.Б.Г. в полном объеме.
Мартыненко М.В., ссылаясь на положения п.п.1 и 16 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", приходит к выводу, что военнослужащим Кирееву Э.С. и Шангарапову Б.Б.Г., увольняемым с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющим на момент увольнения общую продолжительность военной службы более 10 лет, жилищная субсидия должна быть начислена с учетом поправочного коэффициента в размере 2,375.
Данная позиция, по мнению автора жалобы, подтверждается пунктом 9 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2014 года N 76 (далее - Правил), согласно которому военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", поправочный коэффициент увеличивается до 2,375.
Мартыненко М.В. полагает, что Киреев Э.С. и Шангарапов Б.Б.Г. относятся к гражданам, указанным в п. 13 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", в связи с чем на них распространяется положение вышеуказанного пункта Правил.
Кроме того, доводы суда о том, что поправочный коэффициент в размере 2,375 применим только к военнослужащим, которым жилищная субсидия предоставляется после окончания их военной службы, являются несостоятельным, поскольку при таких условиях нарушается принцип равенства всех перед законом, закрепленный ст. 19 Конституции РФ.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, считая его законным и обоснованным.
Как усматривается из материалов гражданского дела, Шангарапов Б.Б.Г. и Киреев Э.С., проходящие военную службу по контракту, были зачислены в связи с проведением организационно-штатных мероприятий в распоряжение командира войсковой части N с ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Решениями временно исполняющего должность начальника ФГКУ " "Учреждение 1"" МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 665 и от ДД.ММ.ГГГГ N 1123 каждому из названных военнослужащих определен размер жилищной субсидии, исходя из поправочного коэффициента, размер которого зависит от продолжительности военной службы.
Так, Шангарапову Б.Б.Г., имеющему продолжительность военной службы на момент расчета субсидии "данные изъяты" лет "данные изъяты" месяца "данные изъяты" дней применен коэффициент 1,85, а Кирееву Э.С., продолжительность военной службы которого составляет "данные изъяты" лет "данные изъяты" месяца и "данные изъяты" дней - 2,250.
Как следует из справок ОАО "Сбербанк России" о состоянии вкладов "Универсальный Сбербанка России на 5 лет", на счет Шангарапова Б.Б.Г. ДД.ММ.ГГГГ зачислена субсидия в размере "размер" рублей "данные изъяты" копеек, а на счет Киреева Э.С. ДД.ММ.ГГГГ в размере "размер" рублей.
Таким образом, выполнив обязательство по обеспечению указанных военнослужащих жилыми помещениями в форме предоставления жилищной субсидии, начальник 4 отдела ФГКУ " "Учреждение 1"" МО РФ принял решения о снятии указанных военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях, поскольку в силу п. 4 ст. 56 Жилищного кодекса РФ они утратили право состоять на указанном учете.
Согласно п.1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма по месту военной службы, а при увольнении с военной службы названной категории военнослужащих, а также военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения.
В соответствии с пунктом 16 статьи 15 Закона при предоставлении названным военнослужащим жилищной субсидии ее размер определяется, в том числе, исходя из поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Размеры поправочного коэффициента исходя из общей продолжительности военной службы, применяемого при расчете жилищной субсидии, предоставляемой военнослужащим в соответствии с названной статьей Закона, установлены пунктом 7 Правил, согласно которому при общей продолжительности военной службы от 10 до 16 лет устанавливается поправочный коэффициент в размере 1,85, а при общей продолжительности военной службы от 16 до 20 лет - 2,25.
Пунктом 9 указанных Правил определено, что военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 лет до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поправочный коэффициент увеличивается до 2,375.
В соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями.
Анализ вышеприведенных правовых норм, свидетельствует о том, что выплата субсидии для приобретения или строительства жилого помещения с учетом увеличенного поправочного коэффициента в размере 2,375 производится гражданам, уволенным с военной службы, то есть утратившим статус военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, и не обеспеченным на момент увольнения этой субсидией.
Поскольку Киреев Э.С. и Шангарапов Б.Б.Г. были обеспечены жилищной субсидией до увольнения с военной службы, то, как верно указал суд первой инстанции, не имеется оснований для отнесения их к лицам, указанным в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а следовательно, на них не могут распространяться положения п. 9 указанных выше Правил.
Запрет на снятие с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением с военной службы месту жительства, установленный положениями пункта 13 статьи 15 Федерального закона, к которому отсылает пункт 9 Постановления, имеет отношение лишь к определенной категории граждан, уволенных с военной службы, и не применим к гражданам-военнослужащим, правовое положение которых в данной области определено другими пунктами названной статьи Закона.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что временно исполняющим должность начальника ФГКУ " "Учреждение 1"" МО РФ при расчете субсидий, выплаченных Кирееву Э.С. и Шангарапову Б.Б.Г., был правильно определен поправочный коэффициент с учетом их выслуги лет, а оспариваемые решения названного должностного лица являются законными.
Довод автора жалобы о необоснованности выводов суда первой инстанции о возможности применения поправочного коэффициента в размере 2,375 только к военнослужащим, которым жилищная субсидия предоставляется после окончания их военной службы, а не увольняемым с неё, как нарушающих принцип равенства всех перед законом, закрепленный ст. 19 Конституции РФ, судебная коллегия отвергает, поскольку реализация гражданами, увольняющимися с военной службы, права на жилище не носит абсолютного характера и может ограничиваться законодателем исходя из финансовых, экономических и социальных условий, определяющих как рыночные цены на жилье, так и соответствующие финансовые затраты государства.
Кроме того, судебная коллегия обращает внимание на то обстоятельство, что предоставление жилищной субсидии той категории военнослужащих, к которой относятся заявители, является альтернативой предоставлению жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма, и осуществляется только по их желанию, за исключением лиц, указанных в п. 19 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", что предполагает оценку ими всех последствий этого решения, в том числе размера получаемой субсидии до окончания военной службы и после.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 6 февраля 2015 года по гражданскому делу по заявлениям "воинское звание" Киреева Э.С. и "воинское звание" Шангарапова Б.Б.Г. об оспаривании действий начальника Федерального государственного казенного учреждения " "Учреждение 1"" Министерства обороны РФ, начальника 4 отдела названного учреждения (г. "город"), а также руководителя Федерального казенного учреждения " "Учреждение 2"", связанных с их обеспечением жильем, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заявителей Мартыненко М.В. - без удовлетворения.
СОГЛАСОВАНО
Судья В.А. Андрусов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.