Апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда Хабаровского края от 20 августа 2015 г. по делу N 33-475/2015
Судебная коллегия Дальневосточного окружного военного суда в составе:
председательствующего
- Кураксина А.С.
и судей
- Чепика А.В.,
- Андрусова В.А.,
при секретаре - Гончаренко П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего отряда "данные изъяты" Пограничного управления ФСБ России по "регион" области "воинское звание/ Сотникова А.Ю. об оспаривании действий начальника указанного отряда и его заместителя, связанных с непредоставлением дополнительных суток отдыха и ведением журнала их учета, по апелляционной жалобе заявителя на решение Благовещенского гарнизонного военного суда от 9 июня 2015 года.
Заслушав доклад судьи Андрусова В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявления Сотникова А.Ю., которым он оспаривал действия начальника отряда "данные изъяты" Пограничного управления ФСБ России по "регион" области (далее - Отряда) и его заместителя, связанных с непредоставлением дополнительных суток отдыха и ведением журнала их учета, отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование своей просьбы автор жалобы указывает, что судом не был учтен п.п. "е" п. 1 статьи 37 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", которым определено, что нахождение на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью, считается исполнением обязанностей военной службы.
Таким образом, полагает автор жалобы, время, с момента прибытия его на территорию воинской части в день заступления на дежурство, а также время отдыха во время дежурства, должно учитываться как время исполнения обязанностей по военной службе, поскольку при нем находится личное оружие и секретные документы, не позволяющие ему покидать территорию воинской части до момента передачи обязанностей дежурного по отряду.
Далее автор жалобы отмечает, что судом неверно изложена его позиция относительно учета времени в период отдыха с 02.00 до 06.00 часов, поскольку статьей 11 ФЗ "О статусе военнослужащих", а также подпунктом "е" пункта 1 статьи 37 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что учету подлежит время исполнения обязанностей военной службы, а не время исполнения служебных или должностных обязанностей.
Помимо этого, Сотников А.Ю. указывает, что судом также неверно истолкованы положения приказа ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ N "О служебном времени военнослужащих органов безопасности", которым устанавливается 40-часовая продолжительность еженедельного служебного времени для всех военнослужащих, включая его должность - дежурного по отряду.
Не согласившись с доводами апелляционной жалобы, заместитель начальника отряда "данные изъяты" Пограничного управления ФСБ России по "регион" области ФИО1 представил свои возражения, суть которых сводится к следующему.
Доводы Сотникова А.Ю. со ссылкой на подпунктом "е" пункта 1 статьи 37 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" о том, что время ночного отдыха в период дежурства в количестве 4 часов является сверхурочным временем несостоятельны, поскольку предмет регулирования указанного закона не связан с регулированием служебного времени военнослужащих и их правом на отдых.
Толкование заявителем положений приказа ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ N не может быть признано верным, поскольку сноска номер два, вопреки мнению Сотникова А.Ю., устанавливает ограничения для военнослужащих, для которых установлен сменный режим исполнения обязанностей военной службы лишь по продолжительности ежедневного служебного времени по дням недели.
Таким образом, ФИО1 полагает, что доводы Сотникова А.Ю. сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, являются несостоятельными и надуманными, в связи с чем полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, проверив и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 ФЗ "О статусе военнослужащих" общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели, а при невозможности предоставления такой компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется в виде дополнительных суток отдыха.
Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определен в приложении N 2 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 N 1237.
В соответствии с пунктами 1, 3 Приложения N 2 к названному Положению, учёт времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и отдельно учёт привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (в часах), а также учет (в сутках) предоставленных им дополнительных суток отдыха и предоставленного им времени отдыха (в часах) ведется командиром подразделения в журнале.
Когда суммарное сверхурочное время (суммарное время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно) достигает величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей, военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, по его желанию предоставляются в другие дни недели дополнительные сутки отдыха или они присоединяются к основному отпуску.
На основании приказа ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ N для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, общая продолжительность еженедельного служебного времени установлена не более 40 часов. При этом для военнослужащих, за исключением тех, для которых установлен сменный режим исполнения обязанностей, продолжительность ежедневного служебного времени в понедельник, среду и четверг равна 8 часам 15 минутам и в пятницу - 7 часам, а всего, как указано выше, 40 часов в неделю. Суббота и воскресенье для них являются выходными днями.
Пунктами 3, 5, 18 Приложения N 1 к приказу ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ N установлено, что оперативное дежурство в органе безопасности осуществляется круглосуточно дежурной сменой, в состав которой, в частности, входят штатный дежурный и помощник дежурного. Составу дежурной смены разрешается кратковременный отдых в период с 22.00 до 06.00 часов.
Таким образом, несение военной службы в должности дежурного по отряду носит иной характер военной службы, обусловленный сменным режимом исполнения обязанностей.
В соответствии с Порядком привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и предоставлении военнослужащим дополнительного времени отдыха в Пограничном управлении ФСБ России по "регион" области, утвержденного приказом начальника Управления от ДД.ММ.ГГГГ N, при несении военнослужащим службы в суточном наряде в рабочие дни в соответствующую графу журнала учета проставляется 13 часов из расчета 25 часов фактического исполнения специальных обязанностей с момента получения оружия и до момента сдачи дежурства и оружия, за вычетом 8 часов продолжительности ежедневного служебного времени рабочего дня и 4 часов отдыха в суточном наряде, которые предусмотрены статьями Устава внутренней службы ВС РФ, а в выходные и праздничные дни в данную графу проставляется 22 часа из расчета 26 часов суммарного времени исполнения специальных обязанностей в составе суточного наряда с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно (если военнослужащие проживают не компактно, и к месту несения службы необходимо добираться общественным транспортом), за вычетом 4 часов отдыха в суточном наряде.
Как установлено судом первой инстанции, заявитель, проходящий военную службу в должности "должность", в 2014 году "данные изъяты" раз привлекался к несению службы в указанном качестве. При этом в течение "данные изъяты" часов ( "данные изъяты" суток), без учета времени на сон во время дежурства, он исполнял эти обязанности сверх установленной продолжительности служебного времени. В этом же году командованием Сотникову А.Ю. было предоставлено в счет компенсации этого дополнительное время отдыха продолжительностью "данные изъяты" часа ( "данные изъяты" суток). Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Таким образом, гарнизонный военный суд, придя выводу о том, что заявителю в полном объеме предоставлено дополнительное время отдыха за несение службы в суточном наряде сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, обоснованно отказал ему в удовлетворении заявления.
Что касается утверждения заявителя о том, что время ночного отдыха в период дежурства в количестве 4 часов должно также учитываться при исчислении сверхурочного времени, то судебная коллегия полагает, что несение службы дежурным по отряду в течение суток не исключает краткосрочное время его отдыха, на период которого его обязанности исполняет помощник.
Также суд апелляционной инстанции учитывает, что порядок учета времени привлечения военнослужащих Пограничного управления ФСБ России по "регион" области к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и предоставлении им дополнительного времени отдыха, которым руководствовался начальник Отряда, в настоящее время не отменен и заявителем не оспаривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями ст. 327.1, ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Благовещенского гарнизонного военного суда от 9 июня 2015 года по гражданскому делу по заявлению Сотникова А.Ю. об оспаривании действий начальника отряда "данные изъяты" Пограничного управления ФСБ России по "регион" области и его заместителя, связанных с непредоставлением дополнительных суток отдыха и ведением журнала их учета, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сотникова А.Ю. - без удовлетворения.
СОГЛАСОВАНО
Судья В.А. Андрусов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.