Апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда Хабаровского края от 08 сентября 2015 г. по делу N 33-530/2015
Судебная коллегия Дальневосточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Кураксина А.С.,
судей - Самовалова А.В., Чепика А.В.,
при секретаре - Соловьевой А.С.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части N "звание" Петриченко Ю.В. об оспаривании действий руководителя ФКУ "УФО МО РФ по ... области" связанных с отказом в возмещении в полном размере расходов, понесенных им при следовании на лечение и обратно, по апелляционной жалобе Врио руководителя названного Учреждения на решение Курильского гарнизонного военного суда от 5 июня 2015 года.
Заслушав доклад судьи Кураксина А.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением гарнизонного военного суда заявление Петриченко Ю.В. удовлетворено.
Суд признал незаконными действия руководителя ФКУ "УФО МО РФ по ... области" связанные с отказом в возмещении заявителю расходов по найму жилого помещения при следовании на лечение и обратно в размере "данные изъяты" рублей и обязал указанное должностное лицо возместить названные расходы.
Кроме того, суд взыскал с ФКУ "УФО МО РФ по Сахалинской области" в пользу Петриченко Ю.В. судебные расходы в размере "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе Врио руководителя ФКУ "УФО МО РФ по Сахалинской области" просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права и принять новое - об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Ссылаясь на п. 1 Инструкции по организации направления военнослужащих Вооруженных Сил РФ, проходящих военную службу по контракту, в служебные командировки на территории Российской Федерации, пункты 1, 3 Инструкции о планировании служебных командировок, наградного фонда и фонда единовременных денежных пособий в Вооруженных Силах Российской Федерации, Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденные приказами Министра обороны РФ от 30 декабря 2014 года N988, 2 мая 2012 года N1055, 30 декабря 2011 года N2700, соответственно, а также на Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 года N467 "О возмещении расходов по бронированию и найму жилого помещения, связанных со служебными командировками ... ", автор жалобы отмечает, что военнослужащим предусмотрен порядок возмещения командировочных расходов лишь при направлении в служебные командировки, а не на лечение. При направлении на лечение возмещаются только суточные расходы.
При этом Врио руководителя ФКУ "УФО МО РФ по Сахалинской области" обращает внимание на то, что при направлении на стационарное лечение заявителю командиром войсковой части N должно быть выдано соответствующее направление установленной формы, а не командировочное удостоверение.
Рассмотрев материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 Инструкции о планировании служебных командировок, наградного фонда и фонда единовременных денежных пособий, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 2 мая 2012 года N1055, под служебной командировкой понимается направление военнослужащего (лица гражданского персонала) по распоряжению командира (начальника) на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (организации, подразделения), в которой военнослужащий (лицо гражданского персонала) проходит военную службу (работает).
Аналогичная норма содержится и в п.1 Инструкции по организации направления военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, в служебные командировки на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2014 года N988.В силу п. 118 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года N2700, военнослужащим, направляемым в командировку, производятся выплаты на командировочные расходы (возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения, проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы, а также возмещаются суточные расходы).
Пунктом 121 вышеназванного Порядка установлено, что время нахождения в пути определяется по существующему расписанию движения транспортного средства, включая время задержки командированного в пути по независящим от него причинам и время на пересадки. При этом факт задержки командированного военнослужащего в пути следования по независящим от него причинам должен быть удостоверен должностными лицами органов военных сообщений или военными комендатурами гарнизонов, а при отсутствии их - начальниками вокзалов, станций, пристаней, аэропортов.
Как усматривается из материалов дела, 3 декабря 2014 года Петриченко был направлен командиром войсковой части N на стационарное лечение в федеральное государственное казенное учреждение "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Министерства обороны Российской Федерации, где находился в период с 8 по 24 декабря 2014 года.
По прибытию к месту службы им были предъявлены к оплате, в том числе, квитанции за проживание в гостинице за период с 4 по 7 и с 25 по 29 декабря 2014 года со ссылкой на вынужденную задержку в г. Южно-Сахалинске ввиду отсутствия авиабилетов по воинским перевозочным документам. В подтверждение факта задержки в пути следования заявителем представлены справки из агентств по продаже билетов, согласно которым авиабилеты по воинским перевозочным документам по необходимым ему направлениям в свободной продаже отсутствовали.
Гарнизонный военный суд, удовлетворяя требования Петриченко, посчитал, что тот находился в служебной командировке, и исходил лишь из самого факта вынужденной остановки заявителя в пути.
Однако данный вывод суда не соответствует п.121 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года N2700, в соответствии с которым факт задержки военнослужащего в пути следования по независящим от него причинам должен быть удостоверен должностными лицами органов военных сообщений или военными комендатурами гарнизонов, а при отсутствии их - начальниками вокзалов, станций, пристаней, аэропортов.
Поскольку Петриченко в подтверждение факта задержки не были представлены документы, заверенные вышеназванными должностными лицами, оснований для оплаты ему расходов по проживанию не имелось.
Заслуживают внимания и доводы должностного лица о том, что Петриченко не находился и в служебной командировке, поскольку данных, свидетельствующих о направлении заявителя на лечение в целях выполнения служебного задания, материалы дела не содержат.
Принимая во внимание, что судом первой инстанции существенные для дела обстоятельства установлены, однако им допущена ошибка в применении норм материального права, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение гарнизонного военного суда и принять новое - об отказе в удовлетворении требований заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 и п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курильского гарнизонного военного суда от 5 июня 2015 года по гражданскому делу по заявлению Петриченко Ю.В. об оспаривании действий руководителя ФКУ "УФО МО РФ по ... области" связанных с отказом в возмещении в полном размере расходов, понесенных им при следовании на лечение и обратно, отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Согласовано
Судья А.С. Кураксин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.