Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Костикова С.И.,
судей Быстровой М.А., Зеленского А.М.,
при секретаре Зининой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кережайте Г. на решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 25 мая 2015 года, которым исковые требования Калининградской областной таможни удовлетворены.
Взысканы с Кережайте Г. в пользу Калининградской областной таможни таможенная пошлина в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейка, пеня в размере "данные изъяты" рубля "данные изъяты" копеек, а всего "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейки.
Взыскана с Кережайте Г. в доход местного бюджета госпошлина в сумме "данные изъяты" рубля "данные изъяты" копеек.
Заслушав доклад судьи Быстровой М.А., объяснения представителя Кережайте Г. - Кережене Л.Г., поддержавшей доводы жалобы, возражения на жалобу представителя Калининградской областной таможни - Фроловой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Калининградская областная таможня обратилась в суд с Кережайте Г. о взыскании неуплаченных таможенных платежей и пени.
В обоснование заявленных требований указала, что 16.08.2014 г. на таможенную территорию Таможенного союза в Калининградскую область через таможенный пост МАПП Морское Калининградской областной таможни гражданкой "данные изъяты" Кережайте Г., было ввезено транспортное средство марки " Ч.", ДД.ММ.ГГГГ выпуска, регистрационный номер N, VIN N. Согласно отметке в пассажирской таможенной декларации, поданной Кережайте Г., указанное транспортное средство было ввезено на таможенную территорию Таможенного союза временно, срок временного ввоза автомобиля был установлен до 16.11.2014 года. 27.10.2014 г. в Калининградскую областную таможню поступил рапорт старшего ИДПС ОГИБДЦ МО МВД России "Багратионовский" Калининградской области от 27.10.2014 г. о задержании указанного транспортного средства под управлением гражданки "данные изъяты" Кережене Л.Г., принадлежащего гражданке "данные изъяты" Кережайте Г., которая в момент задержания автомобиля в салоне транспортного средства отсутствовала. На документе учета временного ввоза N от 16.08.2014г. указано, что отчуждение, передача в пользование, использование в коммерческих целях запрещены, со ст. 16.18 КоАП России Кережайте Г. ознакомлена.
11.11.2014 г. Калининградской областной таможней составлен протокол об административном правонарушении N по ч.2 ст. 16.24 КоАП РФ по факту передачи права пользования или иное распоряжение временно ввезенного транспортного средства физическим лицом без соблюдения условий, установленных таможенным законодательством Таможенного союза. Постановлением Калининградской областной таможни по делу об административном правонарушении от 12.11.2014 N Кережайте Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 16.24 КоАП РФ.
25.11.2014 Калининградской областной таможней составлен соответствующий акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей N. В связи с несоблюдением условий ввоза временно ввезённого указанного автотранспортного средства у Кережайте Г. возникла задолженность по уплате таможенных платежей. 03.12.2014 Калининградской областной таможней Кережайте Г. выставлено требование об уплате таможенных платежей N, согласно которому ей надлежало в срок не позднее 20 дней погасить имеющуюся задолженность по уплате таможенных платежей в сумме "данные изъяты" рублей, пени за период с 28.10.2014. по 03.12.2014 в размере "данные изъяты" рублей, а всего "данные изъяты" рублей. До настоящего времени данное требование не исполнено, чем причинен вред Российской Федерации.
Просила взыскать с Кережайте Г. в пользу Калининградской областной таможни сумму неуплаченных таможенных платежей - "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейка, пени - "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейки, всего "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейки, а также сумму пени по день вынесения судом решения.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Кережайте Г. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, в связи с нарушением судом норм материального права. Настаивает на том, что транспортное средство в пользование и распоряжение Кережене Л. она не передавала. Факт управления временно ввезенного транспортного средства Кережене Л. не свидетельствует о факте передачи последнего в пользование и распоряжение иному лице в соответствии с положением п.3 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза, предусматривающем в таком случае уплату таможенных платежей. Кроме того, судом не было учтено, что автомобиль " Ч." был ввезен на территорию Таможенного союза 10.08.2014 года согласно процедуре временного ввоза на срок до 16.11.2014 года, а 15.11.2014 года автомобиль был доставлен на таможенную границу и в тот же день, после прохождения таможенного контроля был вывезен. При этом никаких претензий со стороны таможенного органа по уплате таможенных платежей Кережайте Г. предъявлено не было. Таким образом, при пересечении таможенной границы Таможенного союза до истечения установленного срока временного ввоза таможенная процедура временного ввоза транспортного средства в силу ст. 166 ТК Таможенного союза была завершена, в связи с чем обязательства по уплате таможенных платежей прекращаются.
Так же судом не было учтено, что согласно ч.5,11 ст. 152 ФЗ "О таможенном регулировании в РФ, требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты, в данном случае с момента нарушения, т.е. с 27.10.2014 года. Однако требование было выставлено со значительным пропуском срока - 03.12.2014 года.
Кережайте Г. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, извещена надлежащим образом, с заявлением об отложении рассмотрения жалобы не обращалась, с учетом положений ст. 167 и ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Порядок ввоза на таможенную территорию Таможенного союза физическими лицами транспортных средств (автомобилей) для личного пользования с 01 июля 2010 года определен главой 49 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС), Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года (ред. от 19 октября 2011 года) "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение), Федеральным законом от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Пунктом 1 статьи 11 Соглашения установлено, что транспортные средства, могут использоваться на таможенной территории Таможенного союза физическими лицами, осуществившими их ввоз.
В силу положений п. 2 ст. 358 ТК ТС иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
Согласно ст. 277 ТК ТС временный ввоз (допуск) - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.
В соответствии с п. 3 ст. 355 ТК ТС таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации.
В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 279 ТК ТС передача временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам не освобождает декларанта таможенной процедуры временного ввоза (допуска) от соблюдения требований и условий, установленных главой 37 ТК ТС, а также не приостанавливает и не продлевает срока временного ввоза.
Согласно п. 3 ст. 358 ТК ТС передача права пользования и (или) распоряжения временно ввезенными товарами для личного пользования, в том числе транспортными средствами, другому лицу на таможенной территории таможенного союза допускается при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
Судом установлено, что 16 августа 2014 года транспортное средство - легковой автомобиль " Ч.", ДД.ММ.ГГГГ выпуска, регистрационный номер N, VIN N, объем двигателя "данные изъяты", таможенная стоимость "данные изъяты" EU, был ввезен Кережайте Г. на территорию Калининградской области Российской Федерации из Литовской Республики. При этом была оформлена пассажирская таможенная декларация 16.08.2014 года на временный ввоз транспортного средства с установленным сроком до 16.11.2014 г., с условием запрета его отчуждения и передачи в пользование.
27.10.2014 г. а/м " Ч.", ДД.ММ.ГГГГ выпуска, регистрационный номер N, VIN N, принадлежащий Кережайте Г., под управлением Кережене Л.Г. был задержан сотрудником ГИБДД. При этом Кережайте Г. в салоне автомобиля отсутствовала. Согласно объяснению Кережайте Г. 27.10.2014 г. она передала ключи, документы на указанный автомобиль своей маме Кережене Л.Г. по её просьбе, так как той необходимо было куда-то съездить.
По данному факту 11.11.2014 г. в отношении Кережайте Г. был составлен протокол об административном правонарушении N по ч.2 ст. 16.24 КоАП РФ.
Постановлением заместителя начальника Калининградской областной таможни от 12.11.2014 года Кережайте Г. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 16.24 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 1500 рублей, без конфискации транспортного средства, которое является предметом административного правонарушения. Постановление не обжаловалось, вступило в законную силу 23.11.2014 г. Штраф оплачен 12.11.2014 г., что подтверждается таможенным приходным ордером N.
Статьей 150 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусмотрено, что до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей.
Согласно ч. 1 ст. 152 указанного Федерального закона требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
В силу ч. 2 данной статьи в случае, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, в отношении которой в соответствии с настоящим Федеральным законом направляется требование об уплате таможенных платежей, изменилась после направления указанного требования, таможенный орган направляет уточненное требование об уплате таможенных платежей с указанием оснований изменения обязанности. При этом первоначально направленное требование об уплате таможенных платежей отзывается одновременно с направлением уточненного требования об уплате таможенных платежей.
Часть 4 статьи 152 Федерального закона предусматривает, что требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) должно содержать сведения о сумме подлежащих уплате таможенных платежей, размере пеней и (или) процентов, начисленных на день выставления требования, сроке уплаты таможенных пошлин, налогов, сроке исполнения требования, а также о мерах по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов и обеспечению их взыскания, которые применяются в случае неисполнения указанного требования плательщиком, и об основаниях выставления такого требования. Форма требования об уплате таможенных платежей и порядок его заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Согласно ч. ч. 5, 11 ст. 152 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров. Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования.
Факта неуплаты таможенных платежей (пеней) ответчицей выявлен в результате проведения таможенного контроля в соответствии с Актом проверки документов и сведений после выпуска товара и транспортных средств от 20 ноября 2014 года N таможенного поста МАПП Морское Калининградской областной таможни в отношении транспортного средства " Ч.", ДД.ММ.ГГГГв., объем дв. "данные изъяты" куб.см, регистрационный знак N, VIN N, ввезенного 16.08.2014 года, о чем составлен 25.11.2014 года соответствующий Акт.
Из материалов дела следует, что 03.12.2014 года в адрес Кережайте Г. было направлено требование об уплате таможенных платежей на общую сумму "данные изъяты" рублей, в том числе, задолженность по уплате таможенных платежей в сумме "данные изъяты" рублей, пени за период с 28.10.2014 года по 03.12.2014 год в размере "данные изъяты" рублей, в срок не позднее 20 дней в связи с передачей временно ввезенного транспортного средства другому лицу без разрешения таможенного органа. Данное требование до настоящего времени не исполнено.
Учитывая изложенные обстоятельства, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требование таможенного органа об уплате таможенных платежей соответствует положениям таможенного законодательства.
Вопреки доводам жалобы, судом при рассмотрении дела учтен факт привлечения Кережайте Генриетты к административной ответственности.
Доводы жалобы о том, что требование об уплате таможенных платежей направлено Кережайте Г. со значительным нарушением предусмотренного законом срока (ч.5,11 ст. 152 ФЗ " О таможенном регулировании в Российской Федерации) являются несостоятельными, поскольку факт неуплаты таможенных платежей обнаружен 25.11.2014 года, о чем составлен соответствующий акт, а требование в адрес ответчика направлено 03.12.2013 года, т.е. в установленные законом сроки.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции, направлены на иную оценку представленных по делу доказательств, не опровергают правильность выводов суда и не могут повлечь отмену постановленного по делу решения.
Правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Все обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора, судом при рассмотрении дела исследованы, им дана правильная оценка, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 25 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.