Судья Калининградского областного суда
Корнюшенков Г.В.
при секретаре Мещеряковой Ю.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника должностного лица - заместителя главы администрации, председателя комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Мельникова С.В. - Конкиной И.В. на решение судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 23 июня 2015 года, которым постановление Административно-технической инспекции Калининградской области N от 16 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях в отношении заместителя главы администрации, председателя комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Мельникова С.В. - оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.
Заслушав объяснения защитника Мельникова С.В. - Конкиной И.В., поддержавшей доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Постановлением ведущего консультанта Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области Ш. от 16 апреля 2015 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N заместителю главы администрации, председателю комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Мельникову С.В. назначено наказание в виде административного штрафа в размере 12000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, выразившегося в том, что 17 марта 2015 года в 16.17 час. вдоль дороги, под мостом, за домом N 23 по ул. Дачная в г. Калининграде он своевременно не принял мер по санитарному содержанию основной территории муниципального образования ГО "Город Калининград" (на территории МО ГО "Город Калининград" имеются несанкционированные свалки твердых бытовых отходов), чем нарушил требования п.п. 3.6.1, 3.6.2, 3.6.3, 3.6.3.7, 3.6.7, 4.1 Правил санитарного содержания и благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденных решением окружного Совета депутатов города Калининграда от 24 декабря 2008 года N 346.
Указанное постановление обжаловано Мельниковым С.В. в суд.
Судьей вынесено изложенное выше решение.
В жалобе на указанное решение, поданной защитником Мельникова С.В. - Конкиной И.В. содержится просьба решение судьи и постановление ведущего консультанта Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области от 16 апреля 2015 года отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование указывается, что на администрацию городского округа "Город Калининград", соответственно на Мельникова С.В., как должностное лицо, Правилами санитарного содержания и благоустройства территории городского округа "Город Калининград" не возлагается обязанность по уборке и содержанию каких-либо территорий города. Территория, ненадлежащее состояние которой вменяется в вину Мельникову С.В., закреплена за конкретным юридическим лицом. Надлежащим субъектом правонарушения, выразившегося в несвоевременной уборке территории является подрядная организация ООО " Л.", с которой заключен муниципальный контракт на выполнение работ по санитарному содержанию городских территорий Ленинградского района в 2015-2017 гг., в том числе сбору и вывозу мусора по ул. Дачной, включая указанный в постановлении участок. Обжалуемые акты вынесены без представления надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что именно Мельников С.В. должен обеспечивать надлежащее санитарное состояние указанных вы постановлении территорий, при наличии иных лиц, ответственных за их уборку и благоустройство. Кроме того указывается на то, что Верховным Судом Российской Федерации 24 июня 2015 года признаны недействующими части 1, 2, 3, 5 статьи 73 Закона Калининградской области "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях", что является основанием прекращения производства по делу в силу части 1 пункта 5 статьи 24.5 КоАП РФ.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 17 марта 2015 года в период времени с 16 час 17 мин до 16 час 35 мин ведущим консультантом Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области проводилась проверка санитарного состояния улиц в Ленинградском районе г. Калининграде, в ходе которой на ул. Дачной, ориентир за д. 23 вдоль дороги слева и справа, под мостом по ул. Дачная 1 "а" в г. Калининграде было выявлено наличие, несанкционированных свалок твердых бытовых отходов. Указанные обстоятельства зафиксированы фотоматериалами.
20 марта 2015 года по данному факту в отношении заместителя главы администрации, председателя комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Мельникова С.В. составлен протокол N об административном - правонарушении по ч. 1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях.
Постановлением ведущего консультанта Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области Ш. от 16 апреля 2015 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N заместитель главы администрации, председатель комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Мельников С.В. за нарушение требований п.п. 3.6.1, 3.6.2, 3.6.3, 3.6.3.7, 3.6.7, 4.1 Правил санитарного содержания и благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденных решением окруженного Совета депутатов города Калининграда от 24.12.2008 г. N 346, привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 73 КоАП Калининградской области. Ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 12000 рублей.
Признавая Мельникова С.В. виновным в невыполнении требований указанных выше Правил, Административно-техническая инспекция (Служба) Калининградской области и судья районного суда исходили из того, что его вина подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении N от 20.03.2015 г., в котором отражены обстоятельства совершения правонарушения; фототаблицами; распоряжением N "О назначении на должность" от 01.11.2012 г.; трудовым договором N от 01.11.2012 г.; должностной инструкцией заместителя главы администрации, председателя комитета городского хозяйства Администрации ГО "Город Калининград"; положением о комитете городского хозяйства ГО "Город Калининград".
Вопреки доводам жалобы, исходя из материалов дела, вывод о правомерности привлечения Мельникова С.В. как должностного лица, ответственного за организацию сбора, вывоза, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории ГО "Город Калининград", организацию контроля исполнения на территории городского округа "Город Калининград" правил санитарного содержания и благоустройства территории городского округа "Город Калининград", к административной ответственности является обоснованным.
В силу пунктов 11, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Вопреки доводам жалобы, факт нахождения указанных в постановлении Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области земельных участков в собственности юридических лиц, не освобождает комитет городского хозяйства администрации ГО "Город Калининград" и его председателя Мельникова С.В. от исполнения возложенных на них функций и полномочий по организации мероприятий, направленных на недопущение образования несанкционированных свалок и их устранению, а также по осуществлению контроля исполнения правил санитарного содержания и благоустройства территории городского округа "Город Калининград".
Заключение с ООО " Л." муниципального контракта на выполнение работ по санитарному содержанию территории ГО "Город Калининград", в том числе сбору и вывозу мусора, также не является основанием, освобождающим должностных лиц от исполнения вышеуказанных функций и полномочий. Исходя из материалов дела, заключение указанного муниципального контракта не обеспечило надлежащее санитарное состояние соответствующих территорий и не привело к эффективному результату, исключающему факты образования несанкционированных свалок.
В соответствии с Положением о комитете городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" в соответствии с возложенными на него задачами он выполняет функции: организует сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории ГО "Город Калининград".
Согласно должностной инструкции заместитель главы администрации, председатель комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" осуществляет общее руководство, планирование и организацию работы комитета, организует мероприятия по охране окружающей среды в пределах полномочий администрации ГО "Город Калининград", организует деятельность по благоустройству территории городского округа.
Мельников С.В. является заместителем главы администрации - председателем комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград", что подтверждается Распоряжением N от 01.11.2012г. о назначении на должность. Соответственно, в силу своих должностных полномочий Мельников С.В. обязан организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории ГО "Город Калининград".
При таких обстоятельствах судья районного суда обоснованно пришел к выводу, что Мельников С.В. является надлежащим субъектом административного правонарушения, а его бездействие, выразившееся в непринятии своевременных и надлежащих мер, направленных на осуществление контроля за исполнением обязанностей ООО " Л." по выполнению условий муниципального контракта, в том числе организации мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок, образуют состав административного правонарушения.
Вместе с тем, с квалификацией его Мельникова С.В. по ч. 1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях нельзя согласиться по следующим основаниям.
Так, согласно ч. 1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) была предусмотрена ответственность за невыполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления по организации уборки и содержанию территорий, порядку сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления.
Вместе с тем, из примечания к ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) следует, что предусмотренные настоящей статьей меры административной ответственности не применяются к правоотношениям, урегулированным федеральным законодательством в сфере экологических, санитарно-эпидемиологических, ветеринарных требований, а также правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2015 года N 71-АПГ15-3 части 1, 2, 3, 5 статьи 73 Закона Калининградской области от 12 мая 2008 года N 244 "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях" в редакции Закона Калининградской области от 20 февраля 2014 года N 300 признаны недействующими. Свое решение о признании недействующими положений ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях Верховный Суд РФ мотивировал именно тем обстоятельством, что правовое регулирование по данному вопросу уже существует на федеральном уровне и административная ответственность за нарушение соответствующих запретов и неисполнение обязанностей для граждан и юридических лиц предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (в частности, ст. 8.2 КоАП РФ), а установление административной ответственности региональным законом за аналогичные правонарушения создает конкуренцию, коллизию и несогласованность региональных и федеральных норм в системе законодательства об административных правонарушениях, порождая правовую неопределенность.
В силу ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Положениями чч. 2, 3 ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с разъяснениями Роспотребнадзора России от 10 апреля 2007 года N 0100/36-37-07-32 на территории Российской Федерации действуют Санитарные правила содержания территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест - общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых гражданских зданий, утвержденные Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88 (СанПиН 42-128-4690-88).
Согласно п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов, в том числе уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта.
Пункт 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 предусматривает, что объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Установленное образование несанкционированных свалок отходов и мусора, невыполнение работ по уборке указывают на нарушение санитарных, экологических и иных требований, предъявляемых к накоплению, использованию, транспортированию, утилизации отходов.
За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами ст. 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Таким образом, правила и нормы, предъявляемые к организации уборки и содержанию территорий, в том числе к сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов в границах муниципальных образований, обстоятельно урегулированы обозначенными выше Федеральными законами и нормативными актами, соблюдение которых обеспечивается административной ответственностью, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного и исходя из установленных по делу обстоятельств, действия заместителя главы администрации - председателя комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Мельникова С.В. подпадают под диспозицию ст. 8.2 КоАП РФ.
Принимая во внимание изложенное, довод жалобы о том, что в связи с признанием Определением Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2015 года недействующей части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении в отношении Мельникова С.В. подлежит прекращению - несостоятелен, поскольку в силу п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению лишь в случае отмены закона, установившего административную ответственность. Между тем административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления законодательно не устранена.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек.
Санкция ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает административное наказание для должностных лиц в виде административного штрафа в размере от десяти до тридцати тысяч рублей.
Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд приходит к выводу о необходимости назначения должностному лицу - заместителю главы администрации, председателю комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Мельникову С.В. минимального наказания в пределах санкции ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
При таких обстоятельствах переквалификация действий заместителя главы администрации - председателя комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Мельникова С.В. с ч.1 ст.73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях на ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях согласуется с положениями пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Постановление ведущего консультанта Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области от 16 апреля 2015 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N, решение судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 23 июня 2015 года подлежат изменению путем переквалификации совершенного заместителем главы администрации, председателем комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Мельниковым С.В. деяния с ч. 1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях на ст. 8.2 КоАП РФ, а также снижения размера назначенного административного наказания в виде административного штрафа с 12000 рублей до 10000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
постановление ведущего консультанта Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области от 16 апреля 2015 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N, решение судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 23 июня 2015 года изменить: переквалифицировать совершенное заместителем главы администрации, председателем комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Мельниковым С.В. деяние с ч.1 ст.73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях на ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, снизить размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа с 12000 рублей до 10000 рублей.
В остальной части состоявшиеся по делу акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Калининградского
областного суда Г.В. Корнюшенков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.