Судья Челябинского областного суда Жуков А.А., при секретаре Дегтяревой К.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения - детский сад "Миляш" по жалобе Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения -детский сад "Миляш" на решение судьи Кунашакского районного суда Челябинской области от 15 июля 2015 года,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора ОНД N 8 по пожарному надзору Кочеврягина Д.Н. N 080100 от 30 апреля 2015 года Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение - детский сад "Миляш" (далее - МКДОУ детский сад "Миляш") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и на основании части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 75000 рублей.
Решением государственного инспектора Челябинской области по пожарному надзору Щепетнова П.А. N 70 от 18 июня 2015 года по жалобе МКДОУ детский сад "Миляш" постановление по делу об административном правонарушении N080100 от 30 апреля 2015 года оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Решением судьи Кунашакского районного суда Челябинской области от 15 июля 2015 года решение государственного инспектора Челябинской области по пожарному надзору Щепетнова П.А. N 70 от 18 июня 2015 года оставлено без изменения, жалоба МКДОУ детский сад "Миляш" - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Челябинский областной суд, МКДОУ детский сад "Миляш" просит судебное решение отменить, признав совершенное административное правонарушение малозначительным. В обоснование доводов жалобы ссылается на то обстоятельство, что в действиях МКДОУ детский сад "Миляш" отсутствует состав административного правонарушения, поскольку Управлением имущественных и земельных отношений администрации Кунашакского муниципального района был приобретен жилой дом, а не нежилое здание, в связи с чем жилой дом не мог соответствовать требованиям пожарной безопасности, которые предъявляются к дошкольным нежилым
помещениям, вины юридического лица в данном случае нет. Деятельность филиала МКДОУ детский сад "Миляш" на сегодняшний день приостановлена, прокуратурой Кунашакского района подано исковое заявление о признании сделки недействительной, в связи с чем устранение пожарных и других норм, требований и нарушений приведет к нецелевому использованию бюджетных средств. Полагает, что вменяемое административное правонарушение не повлекло серьезных негативных последствий и не причинило значительного ущерба общественным интересам, в связи с чем с учетом объективной оценки доказательств и в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ считает возможным освободить МКДОУ детский сад "Миляш" от административной ответственности, ограничившись устным замечанием. Согласно экспертного заключения N04/15 о соответствии требованиям пожарной безопасности путем расчета пожарного риска в отношении здания филиала МКДОУ детский сад "Миляш" от 23 марта 2015 года требования пожарной безопасности выполнены в полном объеме.
Прокурор Минкина Л.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, считая решение законным и обоснованным.
Представитель МКДОУ детский сад "Миляш", представитель отдела надзорной деятельности N 8 по пожарному надзору ГУ МЧС России по Челябинской области при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, в связи с чем, считаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав прокурора Минкину Л.В., проверив доводы жалобы, изучив материалы дела в полном объеме, нахожу решение судьи районного суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ответственность наступает за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность наступает за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и
иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Статьей 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрено, что руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 38 названного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, в связи с проводимой проверкой по вопросу законности приобретения здания в с. Кунашак для размещения детского сада прокурором Кунашакского района было направлено требование N 25-2015 от 11 марта 2015 года, в соответствии с которым ОНД N8 УНД и ПР ГУ МЧС России по Челябинской области проведено участие в внеплановой проверке противопожарного состояния здания филиала МКДОУ детский сад "Миляш".
В ходе проверки установлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно, в здании и помещении филиала МКДОУ детский сад "Миляш", расположенного по адресу: Челябинская область, ***;
- деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом, чем нарушены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года N390 п.21;
- лестничная клетка на первом и втором этажах не оборудована дверьми приспособлениями для самозакрывания с уплотнением в притворах, чем нарушены положения Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" N123 от 22.07.2008 г. СП 1.13130.2009 раздел 4 ст.4.2.7;
- на территории детского сада отсутствует наружное противопожарное водоснабжение, чем нарушены положения Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" N123 от 22.07.2008 г. N99, СП 8.13113130.2009 раздел 4 ст.4.1, раздел 5 п.5.1,5.2, табл.2;
- руководитель организации не обеспечил на первом и втором этаже здания наличие фотолюминесцентных планов эвакуации людей при пожаре, чем нарушены Правила противопожарного режима в Российской Федерации,
утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года N390; ГОСТ Р 12.2.143-2009 п.7.
Перечисленные нарушения требований пожарной безопасности подпадают под действие части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность для юридических лиц в виде административного штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Кроме того, руководитель организации не обеспечил объект огнетушителями по нормам согласно приложениям N1 и 2, чем нарушены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года N390 п.70;
- первичные средства пожаротушения не имеют соответствующие сертификаты, чем нарушены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года N390 п.70;
- огнетушители, установленные на объекте не имеют паспорта и порядковые номера, чем нарушены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года N390 п.475
Перечисленные нарушения требований пожарной безопасности подпадают под действие части 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность для юридических лиц в виде административного штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Кроме того, в ходе проверки установлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно, в здании и помещении филиала МКДОУ детский сад "Миляш":
- Предел огнестойкости несущей конструкции лестничного марша не обеспечен требуемым пределом огнестойкости R60, чем нарушен Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" N 123 от 22.07.2008 г. ст.87, таблица 21;
- Ширина лестничного марша лестничной клетки составляет менее чем 1,35 м. (фактическая ширина 1,19 м.), чем нарушен Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" N123 от 22.07.2008 г. СП 1.13130.2009 п.5.2.5;
- Высота ограждений лестниц в лестничной клетке, используемых детьми составляет менее чем 1,2 м. (фактически высота 85 см.), чем нарушен Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" N123 от 22.07.2008 г. СП 1.13130.2009 п.5.2.15;
- Высота ограждений наружной лестницы, используемой детьми составляет менее чем 1,2 м. (фактически высота 85 см.), чем нарушен Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" N123 от 22.07.2008 г. СП 1.13130.2009 п.5.2.15;
- Покрытие полов в помещениях детского сада на первом и втором этажах выполнено с более высокой пожарной опасностью, чем КМ 2, чем
нарушены положения Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" N123 от 22.07.2008 г. ст. 134 п.6,7, таблица 28,29;
- Ширина в свету дверного проема второго эвакуационного выхода из помещения игровой первой младшей группы с единовременным пребыванием 12 детей на первом этаже здания менее чем 0,8 м. (фактическая ширина 71 см.), чем нарушены положения Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" N123 от 22.07.2008 г. СП 1.13130.2009 п.4.2.5;
- Ширина в свету дверного проема второго эвакуационного выхода из помещения игровой группы раннего возраста с единовременным пребыванием 12 детей на первом этаже здания менее чем 0,8 м. (фактическая ширина 71 см.), чем нарушены положения Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" N123 от 22.07.2008 г. СП 1.13130.2009 п.4.2.5;
- Ширина в свету дверного проема второго эвакуационного выхода из помещения игровой средней группы с единовременным пребыванием более 15 детей на втором этаже здания менее чем 1,2 (фактическая ширина первого эвакуационного выхода 80 см., второго (выход на улицу) 86 см.), чем нарушены положения Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" N123 от 22.07.2008 г. СП 1.13130.2009 раздел 5 п.5.2.14;
- Ширина в свету дверных проемов первого и второго эвакуационного выхода из помещения игровой второй группы раннего возраста с единовременным пребыванием более 15 детей на втором этаже здания менее чем 1,2 (фактическая ширина первого и второго эвакуационного выхода 80 см.), чем нарушены положения Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" N123 от 22.07.2008 г. СП 1.13130.2009 раздел 5 п.5.2.14;
- Кухонные помещения в групповых детского сада на первом и втором этажах не защищены автоматической пожарной сигнализацией, чем нарушены положения Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" N123 от 22.07.2008 г. ст.ст. 83,91 СП 5.13130.2009 приложение А, НПБ 110-03 п.4, табл. 1 п.9.
- Система пожарной сигнализации не обеспечивает дублирование подачи светового и звукового сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта (или) транслирующей этот сигнал организации, чем нарушены положения Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" N123 от 22.07.2008 г. ст.83 п.7;
- На объекте отсутствуют исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта, чем нарушен п.61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N390.
Перечисленные нарушения требований пожарной безопасности подпадают под действие части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность для юридических лиц в виде административного штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности в отношении филиала МКДОУ детский сад "Миляш" 27 марта 2015 года прокурором Кунашакского района вынесены постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
30 апреля 2015 года главный государственный инспектор ОНД N8 по пожарному надзору Кочеврягин Д.Н., рассмотрев постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях, возбужденных прокурором Кунашакского района, и материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление о назначении административного наказания N 080100, а также предписание об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 080100.
Факт допущенных нарушений правил пожарной безопасности и виновность МКДОУ детский сад "Миляш" подтверждены представленными в дело доказательствами: сведениями, указанными в постановлениях о возбуждении дела об административном правонарушении, приказом о приостановлении деятельности филиала МКДОУ детский сад "Миляш", постановлением по делу об административном правонарушении от 24 апреля 2015 года, представлением N 080100 от 30 апреля 2015 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, решением N16 от 15 декабря 2014 года, приказом Управления образования N505 от 17 декабря 2014 года, распоряжением N656-р от 26 декабря 2014 года, положением о филиале МКДОУ детский сад "Миляш", договором N1 о закреплении имущества на праве оперативного управления от 22 января 2015 года, уставом МКДОУ детский сад "Миляш", свидетельством о государственной регистрации права и иными материалами дела, которые получили надлежащую оценку при вынесении постановления и решения.
Выводы судьи о доказанности вины МКДОУ детский сад "Миляш" в совершении административных правонарушений, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными и сделаны с учетом всех имеющихся в материалах дела доказательств, которые получили надлежащую оценку в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании всестороннего, полного, объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
При рассмотрении жалобы МКДОУ детский сад "Миляш" на решение государственного инспектора Челябинской области по пожарному надзору Щепетнова П.А. N70 от 18 июня 2015 года дело проверено в полном объеме, в решении от 15 июля 2015 года судьей дана объективная правовая оценка всем
доводам жалобы, приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения МКДОУ детский сад "Миляш" к административной ответственности по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
Требования статей 10, 12, 13, 14, 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверки соблюдены. Оснований предусмотренных ст.20 указанного Закона влекущих недействительность результатов проверки по делу не установлено.
Выявленные в ходе проверки в помещениях нарушения требований пожарной безопасности обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства, зафиксированы в постановлении о назначении административного наказания.
Объективная сторона правонарушения, заключающаяся в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности, по делу установлена. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
При этом с субъективной стороны нарушение правил, норм и стандартов пожарной безопасности характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.
Установленные нарушения требований пожарной безопасности в помещении, на момент проверки заведующей МКДОУ детский сад "Миляш" Вакиловой Э.Р. не оспаривались, заявителем не опровергнуты, устранение их входит в обязанности указанного лица. Оснований не доверять сведениям инспектора по пожарному надзору о том, что на момент проведения проверки имелись вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, не имеется.
Доводы жалобы о том, что в действиях МКДОУ детский сад "Миляш" отсутствует состав административного правонарушения, поскольку Управлением имущественных и земельных отношений администрации Кунашакского муниципального района был приобретен жилой дом, а не нежилое здание, в связи с чем жилой дом не мог соответствовать требованиям пожарной безопасности, которые предъявляются к дошкольным нежилым помещениям, вины юридического лица в данном случае нет, деятельность филиала МКДОУ детский сад "Миляш" на сегодняшний день приостановлена, прокуратурой Кунашакского района подано исковое заявление о признании сделки недействительной, в связи с чем устранение пожарных и других норм, требований и нарушений приведет к нецелевому использованию бюджетных средств, основанием к отмене состоявшихся по делу постановления и решения не являются, поскольку не свидетельствуют о том, что МКДОУ детский сад
"Миляш" были приняты в полной мере все зависящие от него меры по устранению допущенных нарушений правил пожарной безопасности.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших надлежащему выполнению требований пожарной безопасности, МКДОУ детский сад "Миляш" не представлено.
Таким образом, доводы жалобы не опровергают выводов должностного лица органа пожарного надзора и судьи о виновности МКДОУ детский сад "Миляш" в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, выразившихся в нарушении требований пожарной безопасности, основанием к отмене состоявшихся по делу решений не являются, поскольку по существу направлены на переоценку обстоятельств дела, оснований для которой не имеется.
Иная оценка лицом, привлекаемым к административной ответственности обстоятельств дела и представленных в материалы дела доказательств, не свидетельствуют об ошибочности выводов судьи районного суда и незаконности вынесенных по делу решений.
Занимая помещение МКДОУ детский сад "Миляш" и используя его по назначению в качестве дошкольного образовательного учреждения, МКДОУ детский сад "Миляш" в любом случае обязано обеспечить эксплуатацию указанного помещения с соблюдением действующих норм и правил в области пожарной безопасности, а при невозможности соблюдения соответствующих норм - самостоятельно прекратить эксплуатацию помещения.
Представленное заявителем экспертное заключение N04/15 о соответствии требованиям пожарной безопасности путем расчета пожарного риска в отношении здания филиала МКДОУ детский сад "Миляш" от 23 марта 2015 года о соответствии здания требованиям пожарной безопасности в полном объеме, не опровергает выводов должностных лиц и судьи районного суда о нарушении юридическим лицом обязательных требований пожарной безопасности, поскольку на момент проведения проверки указанные в постановлении и решении должностных лиц, нарушения имели место быть, что законным представителем заявителя не оспаривалось.
Вопреки утверждению доводов жалобы, отсутствие причинения вреда охраняемым общественным интересам не свидетельствует о малозначительности совершенного юридическим лицом правонарушения. Наоборот, с учетом характера правонарушения, степени его реальной угрозы для жизни и здоровья людей, общественной опасности, конкретных обстоятельств дела, оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения не имеется.
Срок и порядок привлечения МКДОУ детский сад "Миляш" к административной ответственности соблюдены. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления и судебного решения, не допущено. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном
правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, по делу не установлено.
При таких обстоятельствах, требования жалобы об отмене судебного решения не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
РЕШИЛ:
решение судьи Кунашакского районного суда Челябинской области от 15 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения - детский сад "Миляш" оставить без изменения, жалобу Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения - детский сад "Миляш"- без удовлетворения.
Судья:
А.А. Жуков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.