Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Загайновой А.Ф.,
судей Смолина А.А., Зариповой Ю.С.
при секретаре Бурцеве П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации города Троицка Челябинской области на решение Троицкого городского суда Челябинской области от 24 июня 2015 года по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области к обществу с ограниченной ответственностью "Троицкводоснабжение", администрации города Троицка Челябинской области о признании действий противоправными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, по иску прокурора города Троицка Челябинской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Троицка Челябинской области, Управлению по капитальному строительству администрации города Троицка Челябинской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
заслушав доклад судьи Загайновой А.Ф. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области обратилось в суд с иском о признании ( поел, изм.) противоправными действий ООО "Троицкводоснабжение") по подаче в период с 13 февраля по 24 марта 2015 года населению г.Троицка Челябинской области питьевой воды, не соответствующей требованиям санитарных правил, небезвредной по химическому составу и микробиологическим показателям и действия по использованию водного объекта в г. Троицке Челябинской области без санитарно - эпидемиологического заключения противоправными, возложении на ООО "Троицкводоснабжение" и администрацию города Троицка Челябинской области обязанности обеспечить подачу из водного объекта - реки Уй питьевой воды населению г. Троицка Челябинской области, отвечающей требованиям санитарного законодательства посредством проведения технических и технологических мероприятий по обеспечению выполнения требований СанПиН.
В обоснование исковых требований указано, что 18 февраля 2015 года по сообщению и.о. начальника Челябинского ЦГМС -филиала ФГБУ "Уральское УГМЧС" об экстремально повышенном загрязнении воды марганцем, в ходе внеплановой проверки произведен отбор проб воды в реке Уй, в том числе из источника, перед поступлением в распределительную сеть и из разводящей сети. Согласно проведенным лабораторным испытаниям питьевая вода, подаваемая из систем водоснабжения ООО "Троицкводоснабжение" не отвечает требованиям гигиенических нормативов по 8 санитарно -химическим показателям. При проведении проверки в отношении ООО "Троицкводоснабжение" предметом деятельности которого является сбор, очистка и распределение воды, выявлены нарушения санитарно -эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно - бытовому водоснабжению. У ООО "Троицкводоснабжение" отсутствует санитарно эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (реки Уй) санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения в использовании водного объекта. Подача питьевой воды ненадлежащего качества осуществлялась населению города Троицка с 13 февраля по 24 марта 2015 года.
Прокурор города Троицка Челябинской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц ( с пол. изм.) к администрации г. Троицка о признании незаконным бездействия в части проведения реконструкции очистных сооружений водозабора, расположенных по адресу: Челябинская область, г.Троицк, комплекс водозаборных сооружений, просил возложить на администрацию г.Троицка и Управление капитального строительства администрации г.Троицка обязанность провести реконструкции очистных сооружений водозабора, расположенных по адресу: Челябинская область, г.Троицк, комплекс водозаборных сооружений в соответствии с проектом "реконструкция очистных сооружений водозабора г.Троицка производительностью 25 тыс. куб.м./сутки. В обоснование исковых требований указал, что источником водоснабжения для г. Троицка является река Уй, водопроводные очистные сооружения были запроектированы в 1981 году и станция очитки воды не может обеспечить качество воды нормативным требованиям в современных условиях.
В судебном заседании помощник прокурора Панова М.Н. исковые требования прокурора поддержала, исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Челябинской области просила удовлетворить.
Представитель истца и третьего лица Управления Федералы: службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области Прокудина М.С. исковые требован поддержала, исковые требований прокурора г.Троицка просила удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации г.Троицка Бачанова Г. возражала против удовлетворения исковых требований.
Представители ответчика и третьего лица - ООО "Троицкводоснабжение" Усманова Л.Р. и Николаева Е.В. возражали против удовлетворения исковых требований.
Суд постановил решение, которым признал противоправными действия ООО "Троицкводоснабжение" по подаче в период с 13 февраля по 24 марта 2015 года населению г.Троицка Челябинской области питьевой воды не соответствующей требованиям санитарных правил, небезвредной по химическому составу и микробиологическим показателям и по использованию водного объекта в г. Троицке Челябинской области без санитарно-эпидемиологического заключения противоправными; обязал ООО "Троицкводоснабжение" обеспечить подачу населению г. Троицка питьевой воды соответствующей требованиям санитарного законодательства путем проведения технологических мероприятий в течение двух месяцев со вступления решения суда в законную силу; обязал администрацию г.Троицка Челябинской области организовать реконструкцию очистных сооружений водозабора, расположенных но адресу: Челябинская область, г. Троицк, комплекс водозаборных сооружений, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу; прокурору г. Троицка в удовлетворении иска о признании незаконными бездействия администрации г.Троицка в части проведения реконструкции очистных сооружений водозабора, расположенных по адресу: Челябинская область, г. Троицк, комплекс водозаборных сооружений. В удовлетворении иска к Управлению по капитальному строительству администрации г. Троицка Челябинской области о возложении обязанности произвести реконструкцию очистных сооружений водозабора, расположенных по адресу: Челябинская область, г. Троицк, комплекс водозаборных сооружений, отказал; взыскал с ООО "Троицкводоснабжение" государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6000 рублей; обязал ООО "Троицкводоснабжение" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать его исполнение в средствах массовой информации.
В апелляционной жалобе администрация города Троицка Челябинской области просит отменить решение в части удовлетворения требований прокурора, указывая, что, удовлетворяя требования прокурора, суд оставил без внимания представленные по делу доказательства, в частности, выполненные работы направленные на развитие, модернизацию объектов водоснабжения, предпринятые меры по реализации проектно-сметной документации по указанному объекту.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Исходя из положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав прокурора Малышеву О.П., представителя администрации города Троицка Челябинской области Бачанову Г.Г., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии со статьей 2 этого же Закона, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно статье 23 Федерального закона от 07.12.2011 года 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
На основании постановления главы г. Троицка от 14 октября 2014 года N 181 гарантирующей организацией, осуществляющей водоснабжение территории г.Троицка, за исключением поселка ГРЭС, определено ООО "Троицкводоснабжение", которой на основании распоряжения Управления муниципальной собственности администрации г. Троицка от 19 января 2015 года N 15 переданы для эксплуатации бесхозяйные объекты централизованных систем холодного водоснабжение до момента государственной регистрации на них права муниципальной собственности, в том числе очистные сооружения водозабора, распложенные по адресу: г.Троицк, Челябинское области, комплекс водозаборных сооружений.
Право муниципальной собственности на указанные объекты зарегистрировано в установленном законом порядке.
Материалами дела, результатами проведенной 18 февраля 2015 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области внеплановой проверки подтверждается факт несоответствия качества подаваемой питьевой воды требованиям п. 3.2. и 3.3 СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
ООО "Троицкводоснабжение" за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению привлечен к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Таким образом, в ходе внеплановой проверки, 18 февраля 2015 года, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области установило, что у данной гарантирующей организации в нарушение
Водного кодекса РФ и Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ отсутствует санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (р.Уй) санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области о признании противоправными действий ООО "Троицкводоснабжение" по использованию водного объекта в г.Троицке Челябинской области без санитарно-эпидемиологического заключения удовлетворены.
Разрешая иск прокурора, суд установил, что находящиеся в эксплуатации ООО "Троицкводоснабжение" очистные сооружения водозабора запроектированы институтом "Челябинскгражданпроект" в 1981 году по типовому проекту 901-3-59 "Водопроводная очистная станция для поверхностных источников с содержанием взвешенных веществ до 2000 мг/л".
Очистка воды в настоящее время производится по схеме, не предусмотренной проектом, техническое состояние сооружений по водоподготовке находится в удовлетворительном состоянии, однако реагентный корпус требует реконструкции, приготовление и ввод коогулянта извести производится кустарным способом, углевание отсутствует, что препятствует полному удалению привкусов и запахов в паводковый период; отсутствует проектируемый вихревой смеситель, предназначенный для интенсивного смешения регентов с водой, что влияет на процент осветления воды и другое.
Таким образом, доводы прокурора о том, что станция очистки воды г. Троицке, построенная по типовому проекту, в условиях плохой экологической обстановки не может обеспечить качество воды и соответствие его нормативным требования нашли подтверждение. Необходимость реконструкции действующей станции очистки целью повышения эффективности очистки воды не оспаривается.
Статьей 19 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" обязанность обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям лежит на организации, осуществляющей холодное водоснабжение.
Вместе с тем, суд с учетом положений статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", пункта 2 статьи 23 Федерального Закона от 07 декабря 2011 года N
416-ФЗ " О водоснабжении и водоотведении", предусматривающих обязанность органов местного самоуправления обеспечить условия, необходимые организации для подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, суд обоснованно обязал администрацию г.Троицка Челябинской области организовать реконструкцию очистных сооружений водозабора, расположенных но адресу: Челябинская область, г. Троицк, комплекс водозаборных сооружений, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы жалобы об отсутствии незаконного бездействия со стороны администрации города в решении данного вопроса были предметом обсуждения в судебном акте и учтены судом при отказе прокурору г. Троицка в удовлетворении иска о признании незаконными бездействия администрации г.Троицка в части проведения реконструкции очистных сооружений водозабора, расположенных по указанному адресу.
При этом суд установил, что в 2011 году по заказу управления г капитальному строительству администрации г. Троицка разработана проектно-сметная документация по объекту "Реконструкция очистных сооружений водозабора, производительностью 25 ООО куб.м. в г. Троицке, получены положительные заключения Госэкспертизы в 2011 году по проектной и сметной документации. В 2012 году произведено выполнение монтажных и пуско - наладочных работ электролизной установки на хлораторной станции очистки воды объекта "Реконструкция очистных сооружений водозабора производительностью 25 ООО куб.м. в г.Троицк". Однако, до настоящего времени администрацией г. Троицка реконструкция очистных сооружений водозабора не завершена.
Необходимость в проведении реконструкции очистных сооружений водозабора подтверждено пояснительной запиской к рабочему проекту "Реконструкция очистных сооружений водозабора г.Троицка производительностью 25 тыс. м.куб./сутки, корректировка", из которой следует что станция очистки воды в г.Троицке, построенная по типовому проекту 1981 года, в условиях плохой экологической обстановки не может обеспечить качество воды нормативным требованиям. Отсутствие денежных средств на реконструкцию спорного объекта суд обоснованно отверг при установленных обстоятельствах, как основание для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора.
Решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Троицкого городского суда Челябинской области от 24 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Троицка Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.