Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Никитенко Н.В.,
судей: Малоедовой Н.В., Киневой О.Н.
при секретаре: Бабкине С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе войсковой части 3442 на решение Трехгорного городского суда Челябинской области от 22 июня 2015 года по иску войсковой части 3442 к Авдеевой И.Е. о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Никитенко Н.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения представителя истца Майер Н.Ф., представителя ответчика Шиманович Н.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА
Войсковая часть 3442 обратилась в суд с иском к Авдеевой И.Е. о взыскании денежных средств в размере **** руб. **** коп.
В обоснование заявленных требований указано, что Авдеева И.Е. уволена в запас в 2008 году, в списке очередников на получение жилья состояла с 01 марта 2000 года. Авдеева И.Е. при увольнении с военной службы была обеспечена **** кв.м. общей площади по договору социального найма. Исходя из нуждаемости ответчика, согласно норме предоставления **** кв.м., ей требовалось предоставить **** кв.м. общей площади жилого помещения. С учетом законодательной нормы о том, что размер общей площади жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, может превышать размер общей площади жилых помещений, но не более чем на **** кв.м. в общей сложности, а для одиноко проживающего военнослужащего не более **** кв.м., жилищной комиссией принято решение предоставить Авдеевой И.Е. жилье общей площадью **** кв.м., в виде квартиры, расположенной по адресу: ****, по договору социального найма жилого помещения. Норма предоставления жилого помещения превышена на **** кв.м. С Авдеевой И.Е. составлено соглашение об оплате площади, превышающей норму предоставления на **** кв.м., сумма, которую должна внести Авдеева при обращении с заявлением о передаче жилого помещения в собственность, составила **** руб. **** коп. До настоящего времени ответчица оплату денежных средств не произвела, что может повлечь ущерб для войсковой части.
Представитель истца Рамазанов Р.Н. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал.
Представитель ответчика Шиманович Н.И., действующий на основании
ордера, в судебном заседании с иском не согласился.
Ответчик Авдеева И.Е. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом.
Суд постановил решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе войсковая часть 3442 просит решение суда отменить. Указывает на то, что суд первой инстанции не до конца разобрался в ситуации, поскольку договор социального найма, по которому Авдеева пользуется выделенным ей жилым помещением, включает в себя и дополнительную жилую площадь, которая она обязалась оплатить.
Представитель истца Майер Н.Ф., действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика Шиманович Н.И. в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик Авдеева И.Е. судом апелляционной инстанции о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, не явилась, доказательств уважительности причин неявки суду не представила, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением судом норм материального права.
Федеральным законом "О статусе военнослужащих" установлены основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрен механизм реализации ими права на жилище и определены источники и формы обеспечения их жильем, в том числе, при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
Часть 1 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих гарантирует военнослужащим предоставление государством жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абзацу 12 части 1 указанной статьи военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста
пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-шттатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Закона о статусе военнослужащих норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В силу части 3 указанной статьи, с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в п. 1 настоящей статьи. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, - не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Согласно абз. 3 ч. 16 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих, при предоставлении гражданам, указанным в абз. 12 п. 1 настоящей статьи жилых помещений в собственность в соответствии с настоящим федеральным законом указанные жилые помещения с их согласия могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную ст. 15.1 настоящего закона, с оплатой общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную ст. 15.1 настоящего закона, за счет собственных средств таких граждан.
Порядок оплаты общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную ст. 15.1 Закона о статусе военнослужащих, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 24 октября 2013 года N942 "Об утверждении Правил оплаты военнослужащими, нуждающимися в улучшении жилищных условий, дополнительной общей площади жилого
помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что при изъявлении военнослужащим желания получить жилое помещение, указанное в п. 4 настоящих правил, с оплатой площади жилого помещения, превышающей норму предоставления, за счет собственных средств им сообщается федеральному органу об этом в срок не позднее 3 рабочих дней со дня его извещения. Федеральный орган не позднее 3 рабочих дней со дня получения согласия военнослужащего направляет ему подписанное уполномоченным должностным лицом федерального органа соглашение об оплате площади жилого помещения, превышающей норму предоставления.
Оплата общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления, осуществляется военнослужащим в течение 20 рабочих дней со дня подписания им соглашения (п. 7 Правил).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением жилищной комиссии войсковой части 3442 N7 от 17 апреля 2014 года военнослужащей Авдеевой И.Е. представлено жилое помещение по адресу: ****, общей площадью **** кв.м., превышающее норму предоставления на 9,6 кв.м., с ее согласия.
В этот же день между войсковой частью 3442 и Авдеевой И.Е. заключено соглашение (л .д. 10-11) об оплате площади жилого помещения, превышающего норму предоставления, в размере **** руб. **** коп., срок оплаты определен в течение тридцати дней с момента регистрации заявления нанимателя о предоставлении данного жилого помещения в собственность.
Договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: ****, заключен между войсковой частью 3442 и Авдеевой И.Е. 26 декабря 2013 года (л.д. 5-9).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что основанием для взыскания оплаты излишне предоставленной площади жилого помещения может являться согласие военнослужащего на принятие в собственность такого жилого помещения и на такую оплату за счет собственных средств.
Между тем, судом не было учтено следующее.
Из материалов дела, текста искового заявления и пояснений представителя истца следует, что при увольнении с военной службы ответчица была обеспечена жилым помещением размером **** кв.м. на условиях социального найма. Таким образом, для обеспечения ответчика жильем по норме предоставления необходимо **** кв.м. общей площади жилого помещения.
С учетом установленной нормы предоставления, конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади предоставляемого ответчице жилого помещения не мог превышать **** кв.м.
В соответствии с п. 13 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (утв. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N1280), военнослужащие, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, после получения извещений о распределении жилых помещений при их согласии с предоставлением распределенных жилых помещений в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган согласие с предоставлением распределенного жилого помещения, оформленное в корешке N1 к извещению.
Таким образом, военнослужащей Авдеевой И.Е. по норме предоставления полагалось жилое помещение общей площадью не выше **** кв.м., однако, ей была предоставлена квартира большей площадью (**** кв.м.) с условием внесения ею за счет собственных средств компенсации федеральному бюджету за площадь жилого помещения, превышающую норму предоставления, т.е. за **** кв.м.
Авдеева в случае несогласия с распределенным ей жилым помещением большей площади и доплатой за разницу площадей была вправе отказаться от получения предоставляемого жилого помещения, оставаться на жилищном учете и требовать предоставления жилого помещения в точном соответствии с нормой предоставления. Между тем, ответчица выразила волеизъявление на заключение договора социального найма квартиры, превышающей норму предоставления, а также добровольно дала согласие на компенсацию затрат федерального бюджета. Договор социального найма до настоящего времени никем не оспорен и является действующим.
То, что оплата площади, превышающей норму предоставления, является обязательной при предоставлении жилых помещений в собственность, не свидетельствует о незаконности заявленных требований, поскольку договор социального найма заключен с Авдеевой именно с целью дальнейшего оформления жилого помещения в собственность в порядке приватизации, что следует из текста соглашения (л.д. 10-11), заявлений (л.д. 12,16), письма (л.д. 15).
Кроме того заключенное между Авдеевой И.Е. и войсковой частью Соглашение об оплате дополнительной общей площади жилого помещения от 17 апреля 2014 года не расторгнуто, недействительным не признано, в связи с чем в соответствие с требованиями ст. 309 ГК РФ должно быть исполнено надлежащим образом.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что вывод суда о необходимости отказа в удовлетворении требования является незаконным и необоснованным, а решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения о взыскании с Авдеевой И.Е. в пользу войсковой части 3442 денежных средств в сумме **** руб. **** коп.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых
требований в доход соответствующего бюджета.
Органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, отнесены к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, при выступлении в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, поскольку исковые требования войсковой части 3442 удовлетворены, с Авдеевой И.Е. в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме **** руб. **** коп. ((**** руб. **** коп. - **** руб.) * 1% + **** руб.).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Трехгорного городского суда Челябинской области от 22 июня 2015 года отменить, принять новое, которым:
Исковые требования войсковой части 3442 удовлетворить.
Взыскать с Авдеевой И.Е. в пользу войсковой части 3442 денежные средства в размере **** (****) руб.**** коп.
Взыскать с Авдеевой И.Е. в доход местного бюджета госпошлину в сумме **** (****) руб. **** коп.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.