Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе: председательствующего Никитенко Н.В., судей Киневой О.Н., Малоедовой Н.В.,
при секретаре Бабкине С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Ореховой Н.Н.на решение Копейского городского суда Челябинской области от 3 июня 2015 года по иску Ореховой Н.Н.к Главному Управлению МЧС России по Челябинской области, ФГКУ "6 ОФПС" по Челябинской области, МЧС России ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" о постановке на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты, о включении в список очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Никитенко Н.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Орехова Н.Н. обратилась в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Челябинской области, ФГКУ "6 ОФПС" по Челябинской области МЧС России ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" с учетом уточнений о постановке на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты, о включении в список очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование иска указала, что с 21 декабря 1976 года по 31 января 2002 года проходила службу в Государственной противопожарной службе по Челябинской области, уволена по ограниченному состоянию здоровья. С 26 декабря 1994 года состояла в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников. Решением комиссии ГУ МЧС России по Челябинской области, оформленным протоколом N 2 от 25 апреля 2014 года в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты отказано по причине удовлетворения жилищными условиями по установленным нормам. Полагает данный отказ незаконным, противоречащим Правилам, утвержденных Постановлением Правительства от 24 апреля 2013 года N 369, а также положениям ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации". Жилое помещение, в котором проживает истец в настоящее время является аварийным и подлежащим сносу, иного жилого помещения в собственности или по договору социального найма не имеет.
Представитель Ореховой Н.Н., Шишменцев В.В., в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Орехова Н.Н., Главное управление МЧС России по Челябинской области, ФПСУ "6 ОФПС по Челябинской области", МЧС России ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", ТУ Росимущества в Челябинской области, ОАО "Завод Пластмасс" при надлежащем извещении участия в суде первой инстанции не принимали.
Суд вынес решение, которым в удовлетворении исковых требований Ореховой Н.Н. отказал.
В апелляционной жалобе Орехова Н.Н. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что с 21 декабря 1976 года по 31 января 2002 года проходила службу в Государственной противопожарной службе по Челябинской области, уволена по ограниченному состоянию здоровья. С 26 декабря 1994 года состояла в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников. 19 июня 2014 года Комиссией ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения (протокол N 12 от 19 июня 2014 года) была снята с учета лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору социального найма. Отказ был мотивирован тем, что на момент постановки на учет истец была обеспечена жилым помещение для постоянного проживания, что противоречит Правилам, утвержденных Постановлением Правительства от 24 апреля 2013 года N 369, а также положениям ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данные Правила не содержат в качестве основания для отказа в получении единовременной социальной выплаты - удовлетворение жилищным условиям по установленным нормам.
Орехова Н.Н., Шишменцев В.В., Главное управление МЧС России по Челябинской области, ФПСУ "6 ОФПС по Челябинской области", МЧС России ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", ТУ Росимущества в Челябинской области, ОАО "Завод Пластмасс" о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в суд не явились, доказательств наличия уважительных причин неявки или наличия иных обстоятельств, препятствующих апелляционному рассмотрению, не
представили, поэтому судебная коллегия, в соответствии с положениями ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Аналогичное положение, на основании которого граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, было закреплено в статье 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент признания Ореховой Н.Н. нуждающимся в жилом помещении.
Согласно статье 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу части 2 статьи 6 указанного Федерального закона граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие
Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Перечень, предусмотренный статьей 56 Жилищного кодекса РФ, является исчерпывающим, снятие граждан с учета по иным основаниям недопустимо.
В соответствии с пунктом 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
До введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан и принятие на учет в соответствии со статьями 30, 31 Жилищного кодекса РСФСР осуществлялись также по месту работы.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Орехова Н.Н. проходила службу с 21 декабря 1976 года по 31 января 2002 года в органах внутренних дел. Уволена со службы по ограниченному состоянию здоровья (приказ УГПС N 15 от 31 января 2002 года). Выслуга лет по состоянию на 31 января 2002 года составляет 25 лет 01 месяц 02 дня.
В соответствии с заявлением (рапорт) от 03 февраля 2014 года Орехова Н.Н. обратилась к Председателю комиссии Главного управления МЧС по Челябинской области с просьбой принять ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и (или) строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года N 369.
С 26 декабря 1994 года Орехова Н.Н. состояла в списках очередности, нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников.
Согласно протоколу заседания жилищной комиссии от 19 июня 2014 г. N 12 майор внутренней службы Орехова Н.Н., с составом семьи 1 человек, снята с учета для последующего предоставления жилого помещения по договору социального найма, с 19 июня 2014 г., в связи с обеспеченностью жилыми помещениями для постоянного проживания (Том 2.л.д.3,4).
В настоящее время Орехова Н.Н. зарегистрирована и проживает в *** Названный жилой дом заключением N 965-12.2014 признан аварийным и подлежащим сносу.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Ореховой Н.Н. суд первой инстанции исходил из того, что Орехова Н.Н. на момент постановки на учет была обеспечена жилым помещением для постоянного проживания.
С такими выводами суда первой инстанции находит необходимым согласиться судебная коллегия, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего гражданского дела по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно договора безвозмездной передачи квартир в совместную собственность граждан N 71 от 21 декабря 1992 года, Ореховой КН. передана в совместную долевую собственность 1/3 доля в праве собственности на квартиру ***
Из справки от 28 марта 2014 года ОГУП "ОЦТИ" по сведениям, имеющимся в государственном архиве Челябинского управления по состоянию на 17 сентября 1998 года, указанная квартира была зарегистрирована за Ореховой Н.Н., Ореховой А.В., Ореховой М.А.(Том 1 л.д.17).
Согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся у него объекты недвижимости имущества (имеющиеся) предоставленной Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии от 27 апреля 2015 года, Ореховой Н.Н. принадлежали следующие объекты недвижимого имущества: с 21.12.1992 года 1/3 доля в праве собственности на 2-комнатную квартиру ***, общей площадью*** кв.м. с 20.03.2006 года еще 1/3 доля в праве собственности на указанную квартиру (Том 1 л.д. 130-132, 212-263).
Согласно справки Администрации Копейского городского округа Челябинской области от 30 апреля 2015 года Орехова Н.Н. жилое помещение, жилищную субсидию и государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения при администрации городского округа не получала (Том 1 л.д. 133).
В настоящее время Орехова Н.Н. проживает в***(Том 1 л.д. 18, 25).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. Гарантии социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и иные гарантии) устанавливаются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369 установлено, что право на получение единовременной выплаты сохраняется за гражданами РФ, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенных со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в п. 19 Правил, имевшегося у них на день увольнения.
Статьей 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата) (ч. 1).
Частью 3 названной статьи определены условия предоставления единовременной социальной выплаты сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа
исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч. 5).
Подпунктом "г" пункта 15 указанных выше Правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты: в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).
В соответствии с решением облисполкома Челябинской области от 27 марта 1984 года N 112 была установлена единая норма жилой площади для принятия граждан на учет на территории Челябинской области в размере 6 кв.м.
Учитывая, что Орехова Н.Н. на момент постановки на учет имела в собственности 1/3 долю в праве на квартиру ***площадью*** кв.м. жилой площади ***кв.м., то есть была обеспечена свыше учетной нормы (***) *** кв.м., как была обеспечена жилой площадью и на момент увольнения (31 января 2002 года), однако сведений об этом не предоставила, то обоснованным является вывод суда о том, что решение об отказе Ореховой Н.Н. в постановке на очередь по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369 правомерно, оснований для удовлетворения ее требований не имеется. Доводы жалобы истца не состоятельны, отмену вынесенного решения не влекут, основаны на неверном толковании закона.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны доводам, заявленным в суде первой инстанции, и не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда по одним только формальным соображениям на основании ч. 6 ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст.327-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Копейского городского суда Челябинской области от 3 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ореховой Н.Н.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Суудьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.