Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Никитенко Н.В.,
судей: Киневой О.Н., Малоедовой Н.В.,
при секретаре: Бабкине С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Калининского районного суда г. Челябинска от 28 апреля 2015 года по иску Катаргина И.И., Ткачевой Н.И. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, Федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Никитенко Н.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения истца Катаргина И.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Катаргин И.И., Ткачева Н.И. обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее - МО РФ), Федеральному государственному казенному учреждению "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУ "Специальное ТУИО" МО РФ), Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (КУиЗО г. Челябинска), Федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ
"ПУрТУИО" МО РФ), Федеральному государственному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (ФГУ "Центррегионжилье" МО РФ), Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации о признании в порядке приватизации права собственности на квартиру **** за Катаргиным И.И. в 2/3 доле в праве собственности, за Ткачевой Н.И. - в 1/3 доле в праве собственности.
В обоснование требований истец указал, что 16 июня 1993 года Катаргину И.И. и членам его семьи был выдан ордер на жилое помещение, расположенное по адресу: ****. Истцами принято решение о реализации права на приватизацию, однако, в оформлении договора безвозмездной передачи квартиры им было отказано, поскольку спорная квартира в реестре муниципальной собственности, реестре имущества Челябинской области, реестре федерального имущества не значится. Отказ в оформлении договора безвозмездной передачи квартиры нарушает имущественные права истцов, в связи с чем, они обратились в суд.
Представитель истцов Попова Ю.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании на удовлетворении иска настаивала.
Истцы Катаргин И.И., Ткачева Н.И., представители ответчиков, третьи лица Катаргин В.И., Завизьон М.В., представитель третьего лица ТУ Росимущества по Челябинской области в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Суд постановил решение, которым заявленные требования удовлетворил: признал в порядке приватизации за Катаргиным И.И. право собственности на 2/3 доли в праве на квартиру, расположенную по адресу: ****; признал за Ткачевой Н.И. в порядке приватизации право собственности на 1/3 доли в праве на вышеуказанную квартиру.
В апелляционной жалобе ФГКУ "Специальное ТУИО" МО РФ просит решение суда отменить. Указывает на то, что ФГКУ "Специальное ТУИО" МО РФ не является правообладателем спорного жилого помещения, в связи с чем, является ненадлежащим ответчиком по иску, и удовлетворение требований к ФГКУ "Специальное ТУИО" МО РФ повлечет у данного лица обязанности по совершению действий в пользу истца.
Истец Катаргин И.И. в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец Ткачева Н.И., представители ответчиков, третьи лица Катаргин В.И., Завизьон М.В., представитель третьего лица ТУ Росимущества по Челябинской области судом апелляционной инстанции о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, не явились, доказательств уважительности причин неявки суду не представили, в связи с чем, судебная
коллегия, руководствуясь ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании ордера N**** от 16 июня 1993 года (т. 1 л.д. 18) Катаргину И.И. на семью из 4 человек предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: ****.
Из справки ООО "ДЕЗ Калининского района" от 24 марта 2015 года N7151, поквартирной карточки следует, что в спорной квартире зарегистрированы по месту жительства с 04 февраля 1994 года Катаргин И.И., Катаргин В.И., Ткачева (Катаргина) Н.И.
Согласно ответу ТУ Росимущества в Челябинской области от 24 марта 2015 года N03618 (т. 1 л.д. 114) в реестре федерального имущества отсутствуют сведения о доме ****, расположенном по ул. ****, и о квартире **** в указанном доме. При этом указано, что реестр федерального имущества формируется на основании сведений, предоставляемых правообладателями, на балансе которых находится данное имущество, в соответствующее Территориальное управление Росимущества по месту государственной регистрации указанного юридического лица. Федеральным государственным учреждением "Челябинская квартирно-эксплуатационная часть района" сведения о данном объекте недвижимого имущества в ТУ Росимущества в Челябинской области не представлялись.
В соответствии с Положением об учете федерального имущества, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года N447, учет федерального имущества представляет собой получение, экспертизу и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр федерального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом.
Реестром федерального имущества признается федеральная информационная система, представляющая собой организационно упорядоченную совокупность документов и информационных технологий, реализующих процессы учета федерального имущества и предоставления сведений о нем.
Ведение реестра осуществляется путем помещения в соответствующие его подразделы заверенных карт сведений об объектах учета, записей об изменениях сведений об объекте учета или о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество и исключения из карт изменившихся сведений о федеральном имуществе, принадлежащем правообладателям на соответствующем
вещном праве или составляющем государственную казну Российской Федерации (п. 11 Положения).
Аналогичные нормы содержались в Положении об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 03 июля 1998 года N696.
Таким образом, в случае исключения имущества из реестра федерального имущества в реестр вносится запись о прекращении права собственности Российской Федерации.
Согласно выписке из реестра федерального имущества N1401 от 06 февраля 2003 года (т. 1 л.д. 41) жилой дом **** и квартира **** в нем является объектом федеральной собственности и внесен в реестр федерального имущества, основание: акт N9 государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 30 марта 1993 года; постановление Администрации г. Челябинска от 27 сентября 1993 года N1169 "Об утверждении актов государственных приемочных комиссий фирмы "Челябстройзаказчик"; дата внесения в реестр - 27 сентября 1993 года.
Таким образом, в материалах дела имеются сведения о включении спорной квартиры в реестре федерального имущества. При этом, сведений, позволяющих достоверно определить, что право собственности Российской Федерации на квартиру было прекращено и она была исключена из реестра федерального имущества, материалы дела не содержат. При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что квартира, расположенная по адресу: ****, принадлежит к государственному жилищному фонду.
В соответствии со ст.ст. 1, 2, 8 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе, несовершеннолетних. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов, в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений, он вправе обратиться в суд.
/7
Пунктом 12 статьи 1 Федерального закона N61-ФЗ от 31 мая 1996 года "Об обороне" предусмотрено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, военных формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N1082, МО РФ осуществляет в пределах своей компетенции полномочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также полномочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативно-правовыми актами в Российской Федерации. В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Поскольку спорная квартира относится к федеральному имуществу, к перечню жилых помещений, не подлежащих приватизации не отнесена, истцы свое право на приватизацию не реализовали, суд, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 67 ГПК РФ, пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований Катаргина и Ткачевой. Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он является законным, основан на правильном применении норм права и всестороннем анализе имеющихся в материалах дела доказательств.
При этом, судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации N1871 от 17 декабря 2010 года "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" ФГУ "ПУрТУИО" МО РФ с 20 декабря 2010 года реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений и федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, указанных в приложении N4 к Приказу.
В пункте 29 приложения N4 к приказу в числе присоединяемых учреждений указано и ФГКЭУ "Челябинская квартирно-эксплуатационная часть района".
При этом пунктом 9 Приказа к числу обязанностей руководителей территориальных управлений имущественных отношений МО РФ отнесен прием на баланс ТУИО МО РФ объектов недвижимого имущества, проведение в срок до
20 января 2011 года инвентаризации имущества и обязательств учреждений, указанных в приложениях к настоящему приказу; регистрация прав оперативного управления на федеральное недвижимое имущество и прав постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; представление в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации копий выписок из реестра федерального имущества и копий свидетельств о регистрации прав оперативного управления на федеральное недвижимое имущество и прав постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
К видам деятельности ФГКУ "ПУрТУИО", в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными при регистрации, в числе прочего относятся управление имуществом, находящимся в государственной собственности,
Таким образом, исходя из содержания текста указанного выше приказа, материалов дела, с декабря 2010 года все имущество, находившееся на балансе ФГКЭУ "Челябинская КЭЧ района", в том числе, спорная квартира, перешло в управление ФГКУ "ПУрТУИО", при этом, именно на ФГКУ "ПУрТУИО" возложена обязанность юридического сопровождения передачи имущества.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что надлежащим образом ФГКУ "ПУрТУИО" возложенные на него обязанности не исполнило, в связи с чем, сведения о принадлежности квартиры, расположенной по адресу: ****, не были своевременно внесены в карточки учета реестра федерального имущества.
Однако, закрепив в законе право на бесплатную приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения, государство обязано обеспечить гражданам возможность его реализации. При этом ненадлежащее и несвоевременное оформление соответствующими учреждениями прав на спорное жилое помещение не может являться препятствием для реализации права граждан на получение жилых помещений в собственность в порядке приватизации и служить основанием для отказа истцам в реализации права на приватизацию спорной квартиры.
Также судебная коллегия отмечает, что решением суда за истцами признано право на приватизацию спорной квартиры, которое было нарушено действиями ФГКУ "ПУрТУИО". Обязанность совершить какие-либо действия данным решением на ФГКУ "Специальное ТУИО" МО РФ не возложена, права и законные интересы подателя жалобы решением суда не нарушены, в связи с чем, довод апелляционной жалобы об обратном подлежит отклонению.
Иных доводов апелляционная жалоба ФГКУ "Специальное ТУИО" не содержит.
Суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и разрешил спор в соответствии с требованиями закона. Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда
первой инстанции в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда г. Челябинска от 28 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.