Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Кучина М.И.
при секретаре Шагеевой О.В.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Проспект" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Проспект" обратилось в суд с иском об установлении кадастровой стоимости находящегося в его собственности земельного участка с кадастровым номером 74:36:0204002:49 площадью 3 361 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, Тракторозаводский район, ул.Мамина, 15, равной рыночной стоимости в размере 3 162 701 рубль по состоянию на 01 января 2010 года.
В обоснование указано, что кадастровая стоимость этого земельного участка в размере 21 173 695,02 рублей, установленная по результатам государственной кадастровой оценки земель, превышает его рыночную стоимость, определенную в заявленном размере отчетом оценщика, что нарушает права заявителя как налогоплательщика.
После уточнения требований ООО "Проспект" просило установить кадастровую стоимость этого земельного участка по состоянию на ту же дату в размере 3 331 937 рублей, определенном на основании заключения судебной экспертизы.
Дело рассмотрено судом по правилам главы 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
В судебном заседании представители ООО "Проспект" Левинская И.В. и Фомичева СЮ. требования поддержали.
Представители заинтересованных лиц Администрации г. Челябинска, Правительства Челябинской области, Управления Росреестра по Челябинской области ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Дело в соответствии со статьей 167 ГПК РФ рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, письменные отзывы ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Челябинской области и Управления Росреестра по Челябинской области, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Установление рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении кадастровой оценки земельных участков и впоследствии утвердившие их кадастровую стоимость, а также органы местного самоуправления, которые обладают властными полномочиями по отношению ко второму участнику названных
правоотношений, определяют порядок и условия вступления в
данные правоотношения.
Согласно статье 245 ГПК РФ, содержащей перечень дел, возникающих из публичных правоотношений, таковыми являются, кроме указанных, и иные отнесённые федеральным законом к ведению суда дела.
Следовательно, обращение в суд с требованием об установлении рыночной стоимости земельного участка (независимо от его формы) является основанием для возбуждения гражданского дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, рассмотрение которого пунктом 8 части 1 статьи 26 ГПК РФ отнесено к подсудности областных и равных им судов, подлежащего рассмотрению в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса РФ, частью 1 статьи 3 и частью 1 статьи 4 ГПК РФ судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса РФ. При этом избираемый заявителем способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре). Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом о кадастре порядке документов, если иное не установлено этим законом (ч. 2, ч. 5 ст. 1, ч. 5 ст. 4 Закона о кадастре).
Пунктами 11,14 части 2 статьи 7 Закона о кадастре установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр
недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась
предметом оспаривания.
Сам по себе факт установления рыночной стоимости земельного участка отличной от его кадастровой стоимости, не влечет за собой изменения гражданско-правовых либо налоговых обязательств, исполнение которых происходило с учетом результатов государственной кадастровой оценки.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Системный анализ положений главы III. 1 Закона об оценочной деятельности, пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ, пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316, пункта 10 Федерального стандарта "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 года N 255, позволяет сделать вывод о том, что действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об её утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости и внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Индивидуальная рыночная стоимость земельного участка подлежит доказыванию путем предоставления относимых, допустимых и достаточных доказательств.
Согласно части 3 статьи 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. Рассмотрение судом заявлений об определении кадастровой стоимости земельного участка равной
его рыночной стоимости не может быть ограничено только проверкой соблюдения формальных требований, установленных к процедуре принятия соответствующих решений, но и должно включать проверку законности и обоснованности принятых решений с точки зрения оценки судом по существу правовых доводов и доказательств, касающихся действительной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела, ООО "Проспект" на основании передаточного акта к договору присоединения от 15.09.2010 года является собственником земельного участка с кадастровым номером 74:36:0204002:49, равнозначного кадастровому номеру 74:36:02 04 002:0049 площадью 3 361 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, Тракторозаводский район, ул. Мамина, 15, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации нежилого здания (магазин).
Действующие результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области по состоянию на 01 января 2010 года утверждены постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 годаN284-П.
Как следует из кадастровой справки, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0204002:49 в размере 21 173 695, 02 рублей определена по состоянию на 01 января 2010 года.
Поскольку собственник земельного участка ООО "Проспект" в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ является плательщиком земельного налога, определением кадастровой стоимости этого земельного участка затрагиваются его права и обязанности.
Предусмотренный статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности досудебный порядок урегулирования спора заявителем соблюден. На соответствующее обращение ООО "Проспект" комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Челябинской области дан ответ за N 74-2014/306 от 09.12.2014 года о том, что результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, определенной до вступления в силу Федерального закона N 167-ФЗ, не могут быть оспорены в комиссии.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Частью 1 статьи 11 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.
Для целей применения Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не
отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства; под
кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3).
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Таким образом, отчет об оценке как документ, содержащий сведения доказательственного значения, оценивается по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Представленный заявителем в обоснование своих требований отчет об оценке N 43-2014 от 01.12.2014 года составлен оценщиком ООО "Комплекс-Проект" Брюхановой Д.С, являющейся членом некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Южно-Сибирская организация профессиональных оценщиков и экспертов". Ответственность оценщика и ООО "Комплекс-Проект" застрахована полисами ОАО Страховая компания "Альянс" N OKI0-140401718 от 30.05.2014 г. и Страховое ОАО "ВСК" N 14717В4001788 от 21.08.2014 г. соответственно.
Согласно указанному отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0204002:49 по состоянию на 01 января 2010 года определена в размере 3 162 701 рубль.
Положительным экспертным заключением некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Южно-Сибирская организация профессиональных оценщиков и экспертов" N 03-14-12-05-3 от 05.12.2014 года вышеуказанный отчет признан соответствующим требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.
Вместе с тем, на основании определения суда о назначении судебной экспертизы от 26.02.2015 года экспертом ООО "Судебная экспертиза и оценка" Г. М.С., предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса РФ за дачу заведомо ложного заключения, была проведена судебная экспертиза, которой отчет N 43-2014 от 01.12.2014 года, выполненный ООО "Комплекс-Проект" об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:36:0204038:26 признан достоверным; при этом эксперт пришел к выводу, что рыночная стоимость этого земельного участка составляет 3 331 937 рублей.
Достоверность выводов, содержащихся в заключении судебной экспертизы, никем из заинтересованных лиц под сомнение не поставлена. О проведении дополнительной либо повторной экспертизы в порядке статьи 87 ГПК РФ никто из сторон не ходатайствовал.
Оценивая в соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ добытые судом доказательства рыночной стоимости земельного участка по
состоянию на 01 января 2010 года, суд находит их достоверными, отвечающими требованиям, установленным статьей 11 Закона об оценочной деятельности, а также принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности. Судом нарушений требований к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности, определяемых стандартами оценочной деятельности, в том числе федеральными стандартами оценки (ФСО N1 - "Общие понятия оценки. Подходы и требования к проведению оценки", утв. приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N256; ФСО N 2 "Цель оценки и виды стоимости", утв. приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20 июля 2007 г. N 255; ФСО N 3 "Требования к отчету об оценке", утв. приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20 июля 2007 г. N 254; ФСО N 4 "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости", утв. приказом Минэкономразвития РФ от 22 октября 2010 г. N 508; ФСО N 5 "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения", утв. приказом Минэкономразвития РФ от 4 июля 2011г. N 328; ФСО N 6 "Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков", утв. приказом Минэкономразвития РФ от 7 ноября 2011г. N 628; ФСО N 7 - "Оценка недвижимости", утв. приказом Минэкономразвития РФ от 25 сентября 2014 г. N 611, а также стандартами и правилами оценочной деятельности (статья 20 Закона об оценочной деятельности) при получении заключения эксперта не установлено.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка существенно (в 6,35 раз) превышает его рыночную стоимость на ту же дату, в связи с чем соответствующее требование заявителя, обратившегося в защиту охраняемых законом интересов, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Общества с ограниченной ответственностью "Проспект" удовлетворить.
Пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0204002:49 площадью 3 361 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, Тракторозаводский район, ул.Мамина, 15, установив её равной рыночной стоимости в размере 3 331 937 (три миллиона триста тридцать одна тысяча девятьсот тридцать семь) рублей по состоянию на 01 января 2010 года.
Кадастровая стоимость, установленная настоящим решением суда, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2014 года, но не ранее даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.