Свердловский областной суд в составе председательствующего судьи Некрасовой А.С. при секретаре Бабкиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению акционерного общества "Уральская большегрузная техника - Уралвагонзавод" об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
акционерному обществу "Уральская большегрузная техника - Уралвагонзавод" (далее АО "УБТ-Уралвагонзавод") принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N площадью 5 603 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация автозаправочной станции, расположенный по адресу: Российская Федерация, ...
Кадастровая стоимость указанного участка согласно кадастровой справке составляет ( / / ) руб. ( / / ) коп.
Ссылаясь на несоответствие кадастровой стоимости участка его рыночной стоимости, заявитель 29.04.2015 обратился в суд с требованием об определении кадастровой стоимости участка по состоянию на 10.08.2013 равной рыночной стоимости по состоянию на ту же дату в размере ( / / ) руб.
После проведения экспертизы по делу на предмет определения рыночной стоимости данного участка заявителем 09.09.2015 уточнены заявленные требования, он просил установить кадастровую стоимость указанного участка в размере рыночной стоимости ( / / ) руб.
В судебном заседании представитель заявителя Златковский А. В., действующий на основании доверенности N107 от 01.02.2015, уточненные требования поддержал, указав, что основывает их на заключении проведенной по делу экспертизы.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Свердловской области - Быков А. С., действующий на основании доверенности от 25.11.2014, указал, что Управление не является органом кадастрового учета, не уполномочено на определение кадастровой стоимости, прав и законных интересов заявителя не нарушало, а потому не является заинтересованным лицом по данному делу. Полагал, что таковым в данном случае будет являться ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра". Рыночная стоимость определена по состоянию на ту же дату, на какую определена кадастровая стоимость участка по результатам государственной кадастровой оценки. С выводами эксперта не спорит, считает заключение составленным правильно, в связи с чем не возражает против установления стоимости участка в размере, определенном экспертизой.
Заинтересованные лица Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Свердловской области, Администрация Муниципального образования "г.Нижний Тагил", надлежаще извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили. Просили дело рассмотреть в свое отсутствие. В направленных в суд отзывах Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области указало на обоснованность установления кадастровой стоимости, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Свердловской области указало на отсутствие своей заинтересованности в разрешении заявленного требования, поскольку не уполномочено на проведение государственной кадастровой оценки земель, а лишь осуществляет внесение представленных в установленном порядке сведений об экономических характеристиках участков в государственный кадастр недвижимости. Функции по проведению государственной кадастровой оценки земель возложены на Управление Росреестра по Свердловской области. Подтвердило соответствие даты определения рыночной стоимости участка дате, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость по результатам массовой оценки.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
Право собственности на вышеуказанный земельный участок согласно представленному свидетельству о праве собственности и выписки из ЕГРП зарегистрировано в установленном порядке на имя Закрытого акционерного общества "Уральская большегрузная техника" (далее ЗАО "УБТ-Уралвагонзавод") ИНН 6623009965, ОГРН 1026601370267, КПП 662301001. В соответствии с решением акционера открытого акционерного общества "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод", обладающего 100% голосующих акций ЗАО "УБТ- Уралвагонзавод" фирменное наименование ЗАО "УБТ- Уралвагонзавод" изменено на акционерное общество "Уральская большегрузная техника - Уралвагонзавод" (АО "УБТ-Уралвагонзавод"). Факт изменения наименования ЗАО "УБТ- Уралвагонзавод" подтвердила и Межрайонная ИФНС России N16 по Свердловской области в ответе на запрос от 14.09.2015. Согласно свидетельств о государственной регистрации юридического лица, о постановке на учет Российской организации в налоговом органе, выданных АО "УБТ-Уралвагонзавод" и листа записи ЕГРЮЛ на АО "УБТ-Уралвагонзавод", акционерное общество имеет те же ИНН, ОГРН и КПП.
В соответствии с ч.7 ст.3 Федерального закона от 05.05.2014 N99- ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу данного Закона, подлежат приведению в соответствии с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации не требуют внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование.
Учитывая положения указанной нормы и исследовав вышеназванные доказательства, суд установил, что заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью 5 603 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, ...
С учетом положений статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации размер кадастровой стоимости затрагивает права и обязанности заявителя при исчислении платы за пользование участком в будущих периодах.
Из положений пунктов 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что кадастровая стоимость участка определяется по общему правилу на основании государственной кадастровой оценки земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, но может быть установлена также путем определения рыночной стоимости применительно к индивидуальному земельному участку.
Следовательно, законодателем предусмотрено две модели определения кадастровой стоимости земельных участков. При этом определение рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, что само по себе согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (определения N 2343-О от 23.10.2014, N 280-О-О от 01.03.2011) не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими или юридическими лицами в случае, если указанные результаты затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из отзыва ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" следует, что кадастровая стоимость принадлежащего заявителю участка была утверждена Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 20.12.2013 N 3106 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования город Нижний Тагил" и установлена на основании перечня земельных участков для проведения государственной кадастровой оценки, сформированного по состоянию на 10.08.2013.
Исходя из изложенного, суд с учетом положений ст.24.15 Закона об оценочной деятельности приходит к выводу о том, что указанная заявителем дата определения кадастровой стоимости земельного участка, является правильной.
В обоснование своих первоначальных требований заявитель представил отчет от ( / / ), выполненный оценщиком ООО " ( / / )" Ю.И.Г. , из которого следует, что рыночная стоимость участка по состоянию на 10.08.2013 составляет ( / / ) руб.
В подтверждение соответствия отчета требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартам и правилам оценочной деятельности заявителем представлено положительное экспертное заключение НП " ( / / )" от ( / / ), членом которого является оценщик Ю.И.Г.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя заявителя судом была назначена экспертиза на предмет определения рыночной стоимости участка, производство которой поручено эксперту ЗАО " ( / / )" П.А.В.
По результатам экспертизы рыночная стоимость участка определена в размере ( / / ) руб. С указанной стоимостью согласился заявитель, в связи с чем произвел уточнение своего заявления.
Оценивая доказательства рыночной стоимости участка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом того, что в силу статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд не связан доводами первоначального заявления, суд приходит к выводу о том, что размер рыночной стоимости участка заявителя должен быть определен на основании сведений, указанных в экспертном заключении.
Согласно данному заключению стоимость участка определена в рамках сравнительного подхода методом сравнения продаж. Все использованные экспертом объекты-аналоги имеют сопоставимый с объектом оценки вид разрешенного использования. При этом экспертом проанализирован вид разрешенного использования аналогов с учетом их местоположения. Приведены соответствующие корректировки, обоснован отказ от использования иных методов.
Возражений относительно данного заключения эксперта не поступило, иных доказательств рыночной стоимости участка в суд не представлено. На представленном ранее в суд отчете заявитель уточненные требования не основывает. Оснований сомневаться в заключении эксперта у суда не имеется, поскольку эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, обладает специальными познаниями в области оценки. Заключение является мотивированным.
При отсутствии мотивированных и подтвержденных доказательствами возражений заинтересованных лиц суд приходит к выводу, что указанный экспертом размер рыночной стоимости является обоснованным и достоверным.
В соответствии с абзацем 23 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, рассматривающий данное заявление орган принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Принимая во внимание, что разница между кадастровой и рыночной стоимостью участка затрагивает права и обязанности заявителя при исчислении платы за пользование участком в будущих периодах, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных требований и об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N равной рыночной стоимости в размере ( / / ) руб. по состоянию на 10.08.2013.
Доводы Управления Росреестра по Свердловской области о том, что оно не является заинтересованным лицом по делу, судом отклоняются.
Исходя из положений Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (часть 1 ст. 3), Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (пункты 1, 5.1.3), Приказа Минэкономразвития России от 05.10.2009 N 395 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" функции по государственной кадастровой оценке земель осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в лице своих территориальных органов по субъектам Российской Федерации.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", находясь в ведении Росреестра осуществляет, прежде всего, полномочия по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, определять кадастровую стоимость названное учреждение вправе исключительно в отношении вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик (статья 24.19 Закона об оценочной деятельности, приказ Россреестра от 26.12.2011 N П/531).
Поскольку характеристики данного участка после массовой оценки не менялись и указанный орган не осуществлял действий по определению его кадастровой стоимости, он подлежит исключению из числа заинтересованных лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление акционерного общества "Уральская большегрузная техника - Уралвагонзавод" об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, поданное 29.04.2015, удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью 5 603 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, ... , равной рыночной в размере ( / / ) руб. по состоянию на 10.08.2013.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через Свердловский областной суд.
Решение в окончательном виде изготовлено 19 сентября 2015 г.
Судья А. С. Некрасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.