Свердловский областной суд в составе председательствующего судьи Некрасовой А.С. при секретаре Бабкиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению акционерного общества "Уральская большегрузная техника - Уралвагонзавод" об определении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
акционерному обществу "Уральская большегрузная техника - Уралвагонзавод" (далее АО "УБТ-Уралвагонзавод") принадлежат следующие земельные участки: на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N площадью 1766 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации автозаправочной станции, расположенный по адресу: Российская Федерация, ... ; на праве аренды земельный участок с кадастровым номером N площадью 1 109 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для техперевооружения существующей автозаправочной станции, расположенный по адресу: Российская Федерация, ... (участок N2); на праве аренды земельный участок с кадастровым номером N площадью 375 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для техперевооружения существующей автозаправочной станции, расположенный по адресу: Российская Федерация, ... (участок N1).
Кадастровая стоимость указанных участков согласно кадастровым справкам составляет ( / / ) руб., ( / / ) руб. и ( / / ) руб., соответственно.
Ссылаясь на несоответствие кадастровой стоимости участков их рыночной стоимости, заявитель 09.06.2015 обратился в суд с требованием об определении кадастровой стоимости участков по состоянию на 10.08.2013 равной рыночной стоимости по состоянию на ту же дату в размере ( / / ) руб., ( / / ) руб. и ( / / ) руб., соответственно.
После проведения экспертизы по делу на предмет определения рыночной стоимости данных участков заявителем 09.09.2015 уточнены заявленные требования, он просил установить кадастровую стоимость указанных участков в размере рыночной стоимости ( / / ) руб., ( / / ) руб. и ( / / ) руб., соответственно.
В судебном заседании представитель заявителя Златковский А. В., действующий на основании доверенности N107 от 01.02.2015, уточненные требования поддержал, указав, что основывает их на заключении проведенной по делу экспертизы.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Свердловской области - Быков А. С., действующий на основании доверенности от 25.11.2014, указал, что Управление не является органом кадастрового учета, не уполномочено на определение кадастровой стоимости, прав и законных интересов заявителя не нарушало, а потому не является заинтересованным лицом по данному делу. Полагал, что таковым в данном случае будет являться ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра". Рыночная стоимость определена по состоянию на те же даты, на какие определена кадастровая стоимость участков по результатам государственной кадастровой оценки. С выводами эксперта не спорит, считает заключение составленным правильно, в связи с чем не возражает против установления стоимости участков в размере, определенном экспертизой.
Заинтересованные лица Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Свердловской области, Администрация Муниципального образования "г.Нижний Тагил", надлежаще извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили. Просили дело рассмотреть в свое отсутствие. В направленных в суд отзывах Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области и Администрация Муниципального образования "г.Нижний Тагил" указали на обоснованность установления кадастровой стоимости и несостоятельность представленного заявителем отчета, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Свердловской области указало на отсутствие своей заинтересованности в разрешении заявленных требований, поскольку не уполномочено на проведение государственной кадастровой оценки земель, а лишь осуществляет внесение представленных в установленном порядке сведений об экономических характеристиках участков в государственный кадастр недвижимости. Функции по проведению государственной кадастровой оценки земель возложены на Управление Росреестра по Свердловской области. Подтвердило соответствие даты определения рыночной стоимости участков датам, по состоянию на которую определена их кадастровая стоимость по результатам массовой оценки.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
Права собственности и аренды на вышеуказанные земельные участки согласно представленным свидетельству о праве собственности, договору аренды и выписки из ЕГРП зарегистрированы в установленном порядке на имя Закрытого акционерного общества "Уральская большегрузная техника" (далее ЗАО "УБТ-Уралвагонзавод") ИНН 6623009965, ОГРН 1026601370267, КПП 662301001. В соответствии с решением акционера открытого акционерного общества "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод", обладающего 100% голосующих акций ЗАО "УБТ- Уралвагонзавод" фирменное наименование ЗАО "УБТ- Уралвагонзавод" изменено на акционерное общество "Уральская большегрузная техника - Уралвагонзавод" (АО "УБТ-Уралвагонзавод"). Факт изменения наименования ЗАО "УБТ- Уралвагонзавод" подтвердила и Межрайонная ИФНС России N16 по Свердловской области в ответе на запрос от 14.09.2015. Согласно свидетельств о государственной регистрации юридического лица, о постановке на учет Российской организации в налоговом органе, выданных АО "УБТ-Уралвагонзавод" и листа записи ЕГРЮЛ на АО "УБТ-Уралвагонзавод", акционерное общество имеет те же ИНН, ОГРН и КПП.
В соответствии с ч.7 ст.3 Федерального закона от 05.05.2014 N99- ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу данного Закона, подлежат приведению в соответствии с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации не требуют внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование.
Учитывая положения указанной нормы и исследовав вышеназванные доказательства, суд установил, что заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером N и арендатором земельных участков с кадастровыми номерами N и N.
С учетом положений статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации размер кадастровой стоимости затрагивает права и обязанности заявителя при исчислении платы за пользование участком, находящимся в его собственности в будущих периодах.
Из представленной копии договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами N и N от ( / / ) N N и приложения N2 к нему, следует, что размер арендной платы в соответствии с положениями постановления Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N1855-ПП определяется с учетом размера кадастровой стоимости участков.
Исходя из этого, размер кадастровой стоимости названных земельных участков влияет на определение размера уплачиваемой заявителем арендной платы, в связи с чем вопрос о величине кадастровой стоимости участков затрагивает его права и обязанности.
Из положений пунктов 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что кадастровая стоимость участка определяется по общему правилу на основании государственной кадастровой оценки земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, но может быть установлена также путем определения рыночной стоимости применительно к индивидуальному земельному участку.
Следовательно, законодателем предусмотрено две модели определения кадастровой стоимости земельных участков. При этом определение рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, что само по себе согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (определения N 2343-О от 23.10.2014, N 280-О-О от 01.03.2011) не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими или юридическими лицами в случае, если указанные результаты затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из отзыва ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" следует, что кадастровая стоимость названных участков была утверждена Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 20.12.2013 N 3106 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования город Нижний Тагил" и установлена на основании перечня земельных участков для проведения государственной кадастровой оценки, сформированного по состоянию на 10.08.2013.
Исходя из изложенного, суд с учетом положений ст.24.15 Закона об оценочной деятельности приходит к выводу о том, что указанная заявителем дата определения кадастровой стоимости земельного участка, является правильной.
В обоснование своих первоначальных требований заявитель представил отчет от ( / / ), выполненный оценщиком ООО " ( / / )" Ю.И.Г. , из которого следует, что по состоянию на 10.08.2013 рыночная стоимость участка с кадастровым номером N составляет ( / / ) руб., участка с кадастровым номером N - ( / / ) руб. и участка с кадастровым номером N - ( / / ) руб.
В подтверждение соответствия отчета требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартам и правилам оценочной деятельности заявителем представлено положительное экспертное заключение НП " ( / / )" от ( / / ), членом которого является оценщик Ю.И.Г.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя заявителя судом была назначена экспертиза на предмет определения рыночной стоимости участка, производство которой поручено эксперту ЗАО " ( / / )" П.А.В.
По результатам экспертизы рыночная стоимость по состоянию на 10.08.2013 участка с кадастровым номером N определена в размере ( / / ) руб., участка с кадастровым номером N - ( / / ) руб. и участка с кадастровым номером N определена в размере ( / / ) руб. С указанной стоимостью согласился заявитель, в связи с чем произвел уточнение своего заявления.
Оценивая доказательства рыночной стоимости участков по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом того, что в силу статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд не связан доводами первоначального заявления, суд приходит к выводу о том, что размер рыночной стоимости участков должен быть определен на основании сведений, указанных в экспертном заключении.
Согласно данному заключению стоимость участков определена в рамках сравнительного подхода методом сравнения продаж. Все использованные экспертом объекты-аналоги имеют сопоставимый с объектом оценки вид разрешенного использования. При этом экспертом проанализирован вид разрешенного использования аналогов с учетом их местоположения. Приведены соответствующие корректировки, обоснован отказ от использования иных методов.
Возражений относительно данного заключения эксперта не поступило, иных доказательств рыночной стоимости участка в суд не представлено. На представленном ранее в суд отчете заявитель уточненные требования не основывает. Оснований сомневаться в заключении эксперта у суда не имеется, поскольку эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, обладает специальными познаниями в области оценки. Заключение является мотивированным.
При отсутствии мотивированных и подтвержденных доказательствами возражений заинтересованных лиц суд приходит к выводу, что указанный экспертом размер рыночной стоимости является обоснованным и достоверным.
В соответствии с абзацем 23 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, рассматривающий данное заявление орган принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Принимая во внимание, что разница между кадастровой и рыночной стоимостью участков затрагивает права и обязанности заявителя при исчислении платы за пользование участками, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных требований и об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N равной рыночной стоимости в размере ( / / ) руб., земельного участка с кадастровым номером N равной рыночной стоимости в размере ( / / ) руб. и земельного участка с кадастровым номером N равной рыночной стоимости в размере ( / / ) руб. по состоянию на 10.08.2013.
Доводы Управления Росреестра по Свердловской области о том, что оно не является заинтересованным лицом по делу, судом отклоняются.
Исходя из положений Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (часть 1 ст. 3), Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (пункты 1, 5.1.3), Приказа Минэкономразвития России от 05.10.2009 N 395 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" функции по государственной кадастровой оценке земель осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в лице своих территориальных органов по субъектам Российской Федерации.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", находясь в ведении Росреестра осуществляет, прежде всего, полномочия по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, определять кадастровую стоимость названное учреждение вправе исключительно в отношении вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик (статья 24.19 Закона об оценочной деятельности, приказ Россреестра от 26.12.2011 N П/531).
Поскольку характеристики данных участков после массовой оценки не менялись и указанный орган не осуществлял действий по определению их кадастровой стоимости, он подлежит исключению из числа заинтересованных лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление акционерного общества "Уральская большегрузная техника - Уралвагонзавод" об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, поданное 09.06.2015, удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью 1 766 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, ... , равной рыночной в размере ( / / ) руб. по состоянию на 10.08.2013.
Определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью 1 109 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, ... (участок N2) равной рыночной в размере ( / / ) руб. по состоянию на 10.08.2013.
Определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью 375 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, ... (участок N1) равной рыночной в размере ( / / ) руб. по состоянию на 10.08.2013.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через Свердловский областной суд.
Решение в окончательном виде изготовлено 19 сентября 2015 г.
Судья подпись А. С. Некрасова
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.