Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ковалевой Т.И.,
судей Седых Е.Г.,
Кучеровой Р.В.,
при секретаре судебного заседания Бакиной Т.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Закомалдиной О.В. об оспаривании решения Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в ( / / ) об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и о понуждении принять в качестве документа, удостоверяющего личность свидетельство об удостоверении тождественности личности для выдачи сертификата,
по апелляционной жалобе заявителя Закомалдиной О.В. на решение ( / / ) от ( / / ) года,
Заслушав доклад судьи Кучеровой Р.В., пояснения стороны заявителя, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заявитель обратилась в суд, указав, что ( / / ) ГУ УПФР России в ( / / ) отказало ей в выдаче сертификата на материнский капитал, поскольку ею в качестве документа, удостоверяющего личность было представлено свидетельство об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке. Данное свидетельство не было признано надлежащим документом, удостоверяющим ее личность. В то же время заявитель не желает получать паспорт гражданина РФ, по религиозным убеждениям. Просит признать отказ УПФР в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным и обязать принять в качестве документа, удостоверяющего личность свидетельство об удостоверении тождественности личности для выдачи сертификата, также взыскать с заинтересованного лица судебные расходы.
Решением Верхотурского районного суда Свердловской области от 22.06.2015 года в удовлетворении заявления Закомалдиной О.В. об оспаривании решения Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в ( / / ) об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и о понуждении принять в качестве документа, удостоверяющего личность свидетельство об удостоверении тождественности личности для выдачи сертификата было отказано.
Закомалдина О.В. с решением суда не согласилась, в апелляционной жалобе просит его отменить, и вынести новое решение об удовлетворении требований.
Заявитель Закомалдина О.В. в суде апелляционной инстанции поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя Алексеева Н.Б., действующая по устному ходатайству, в суде апелляционной инстанции, доводы апелляционной жалобы поддержала, в дополнении пояснила, что факт того, имеет ли истец право на меры социальной поддержки, судом первой инстанции не исследовался, суд не запрашивал документы, подтверждающее рождение детей. Истец имеет право на получение сертификата, так как является матерью N детей, N из которых родились после 2007, а именно в ( / / ) в ( / / ), в ( / / ) годах. В свидетельстве о рождении детей истец указана как мать, а также указано, что она является гражданином Российской Федерации. Основанием для выдачи свидетельства о рождении также является паспорт, вместе с тем, свидетельства о рождении детей были выданы истцу на основании свидетельства о тождественности. В действующем законодательстве указан исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть отказано в выдаче сертификата на получения материнского (семейного) капитала. Непредставление паспорта не является основанием для отказа. Личность истца могла была быть установлена и по иным документам. При рассмотрении дела суд устанавливал личность истца именно по данному свидетельству, иных документов суду представлено не было. Право на дополнительные меры государственной поддержки у истца возникло, и она имеет право получить данную льготу. Оснований для отказа в выдаче сертификата не имелось.
Представитель заинтересованного лица ГУ-УПФ в ( / / ) в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении в его отсутствие.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося третьего лица.
Заслушав заявителя, его представителя, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции было установлено, что Закомалдина О.В. обратилась в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ( / / ) с заявлением о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал, на которое ( / / ) получила письменное уведомление об отказе в выдаче сертификата. Отказ мотивирован непредоставлением надлежащего документа, удостоверяющего личность, коим не признано представленное ( / / )1 свидетельство об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке N, удостоверенное нотариусом ( / / ) года.
Паспорт гражданина Российской Федерации сдан Закомалдиной О.В. в УФМС ( / / ) по религиозным убеждениям.
Заявителем ( / / )1 при обращении в Управление Пенсионного фонда, в качестве документа, удостоверяющего личность, было представлено свидетельство об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, удостоверенное нотариусом.
Федеральный закон от 29.12.2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
Согласно ст. 3 Закона, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года; женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки ...
Таким образом, из вышеизложенной нормы следует, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у граждан Российской Федерации.
Согласно пунктам 16, 17 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утв. Приказом Минтруда России от 29.10.2012 года N 345н, заявление о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее - заявление) принимается по форме согласно приложению N 2 к настоящему Административному регламенту, заполненное на государственном языке Российской Федерации (русском языке), подписанное лично заявителем или его представителем.
Заявление принимается при представлении документов, указанных в пункте 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата) и формы государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 октября 2011 года N 1180н (далее - Правила).
В силу п. 5 вышеуказанных Правил, заявление подается с предъявлением документов (их копий, верность которых засвидетельствована в установленном порядке), удостоверяющих личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки.
Из вышеизложенного следует, что заявитель при обращении в Пенсионный фонд с заявлением на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал обязан представить документы, удостоверяющие личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания, а также принадлежность к гражданству Российской Федерации, поскольку правом на дополнительные меры государственной возникает только у граждан Российской Федерации.
В Российской Федерации в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года N 232 введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Пунктом 2 данного Указа Правительству Российской Федерации поручено утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации.
8 июля 1997 г. Правительством Российской Федерации принято Постановление N 828, которым утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации (далее - Положение).
Пунктом 1 Положения установлено, что паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.
Согласно статье 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года 62-ФЗ "О гражданстве" документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.
При вынесении решения судом первой инстанции было установлено, что паспорта гражданина Российской Федерации у заявителя нет, иного документа, содержащего указание на гражданство лица, перечень которых приведен в п. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 14.11.2002 года N 1325 заявителем при подаче заявления также представлено не было.
В соответствии со статьей 84 "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" от 11 февраля 1993 года N 4462-1 нотариус удостоверяет тождественность личности гражданина с лицом, изображенным на представленной этим гражданином фотографии. При этом статьей 42 Основ установлено, что при совершении нотариального действия нотариус устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина, при этом нотариус при принятии заявления о совершении указанного нотариального действия выясняет причины, по которым возникла необходимость получения такого свидетельства. Целью выдачи такого свидетельства не может быть удостоверение личности, поскольку это не предусмотрено действующим федеральным законодательством.
Действующее законодательство о нотариате не относит нотариуса к числу органов государственной власти Российской Федерации либо должностных лиц, наделенных в установленном порядке полномочиями по выдаче документа, удостоверяющего личность гражданина, что свидетельствует о том, что выданное свидетельство не обладает юридическими признаками документа, удостоверяющего личность.
Таким образом, выдаваемое в соответствии со ст. 84 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, свидетельство об удостоверении тождественности лица, изображенного на фотографической карточке, не может служить документов, документов, удостоверяющим личность гражданина, исходя из требований, предъявляемых к такому документу Федеральным законом от 29.12.2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", поскольку не удостоверяет личность гражданина, не подтверждает его гражданство, а лишь удостоверяет факт тождественности личности с лицом, изображенным на фотографической карточке, и не содержит юридически значимой информации, необходимой для целей получения мер по дополнительной государственной поддержки семей, имеющий детей.
Представление по собственному усмотрению гражданина, документа, в том числе, и выданного нотариусом, к полномочиям которого государством не отнесена выдача документов, удостоверяющих личность граждан в Российской Федерации, для подтверждения личности, не может служить надлежащим основанием для признания и подтверждения государством его права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, а соответственно, и не может служить основанием для признания незаконным отказа ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в ( / / ), в связи с непредставлением надлежащего документа, удостоверяющего его личность.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Доводам заявителя и ее представителя о том, что ее личность и гражданство могли быть установлены должностным лицом УПФР на основании иных, имеющихся у нее документов, судом первой инстанции также была дана правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Доводы представителя истца о том, что судом первой инстанции не установлен факт наличия у Закомалдиной О.В. права на получения дополнительной государственной поддержки, суд апелляционной инстанции во внимание не принимает, поскольку данный факт никем не оспаривался и не являлся предметом рассмотрения по делу.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат оснований к отмене решения, поскольку по своей сути направлены на иное толкование нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, и иную оценку установленных судом обстоятельств, для чего достаточных оснований не имеется.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 320, п.1 327.1, п. 1 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верхотурского районного суда Свердловской области от 22.06.2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Закомалдиной О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.И. Ковалева
Судьи: Е.Г. Седых
Р.В. Кучерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.