Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Ковалевой Т.И.,
судей Седых Е.Г., Кучеровой Р.В.,
при секретаре Власовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24.09.2015 гражданское дело по иску ( / / )1 к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области об оспаривании решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии и признании права на досрочное назначение страховой пенсии,
поступившее по апелляционной жалобе истца Пожаловой С.В. на решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 17.07.2015.
Заслушав доклад судьи Седых Е.Г., объяснения истца Пожаловой С.В., её представителя Пожалова В.А., представителя ответчика Татариновой О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области (далее - ГУ УПФ России в г. Алапаевске) от 25.03.2015 N 279381/15 Пожаловой С.В. отказано в досрочном установлении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельности по охране здоровья населения в учреждениях в сельской местности и поселках городского типа ввиду отсутствия необходимого 25-летнего стажа.
Не согласившись с названным решением, Пожалова С.В. обратилась в суд с настоящим иском, в котором просила признать незаконным решение ГУ УПФ России в г. Алапаевске от ( / / ) N, возложить обязанность на ответчика включить в специальный стаж следующие периоды её трудовой деятельности:
- с 18.07.1990 по 31.12.1991 - в должности фельдшера в фельдшерско-акушерском пункте с. ( / / ) Центральной районной больницы г. ( / / ) (ЦРБ) в течение 1 год 8 мес. 18 дней (с учетом коэффициента 1,2 месяца стажа за месяц работы);
- с 19.08.1993 по 31.12.1998 - в должности фельдшера в фельдшерско-акушерском пункте ЦРБ в течение 6 лет 8 мес. 15 дней (с увеличением на 3 мес. стажа за каждый год работы);
- с 01.01.1992 по 18.08.1999 - в должности фельдшера в фельдшерско-акушерском пункте ЦРБ с увеличением на 3 мес. стажа за каждый год работы;
- с 15.02.1999 по 04.07.1999 и с 04.05.2001 по 31.12.2001 - в должности фельдшера в ММУ " ( / / ) ЦРБ" фельдшерско-акушерском пункте с. ( / / ) (с увеличением на 3 мес. за каждый год работы);
- с 19.08.1999 по 17.04.2000 и с 18.06.2000 по 30.10.2000 - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Также истец просила возложить обязанность на ГУ УПФ России в г. Алапаевске назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения, то есть с 03.03.2015, взыскать расходы на представителя.
Решением Алапаевского городского суда Свердловской области от 17.07.2015 Пожаловой С.В. отказано в удовлетворении исковых требований.
Оспаривая законность и обоснованность постановленного судом решения, истец обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. При этом доводы апелляционной жалобы включают в себя несогласие истца с выводами суда только по двум спорным периодам. Истец оспаривает вывод суда об отсутствии оснований включить в её специальный стаж период работы с 19.08.1993 по 31.12.1998 в фельшерско-акушерском пункте в льготном порядке, указывая, что суд, делая вывод о наличии оснований по включению в специальный стаж названного периода, указал, что данный период подлежит включению только в календарном порядке. Также указывает на то, что судом не принято решение по требованию о включении периода нахождения её в отпуске по беременности и родам с 15.02.1999 по 04.07.1999 также в льготном порядке.
Истец Пожалова С.В. и её представитель Пожалов В.А., действующий по устному ходатайству, в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика Татаринова О.И., действующая на основании доверенности от 12.01.2015, с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила оставить решение суда без изменения.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно ч. 2,3,4 ст. 30 данного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Учитывая вышеназванную норму права, разрешая исковые требования, суд обоснованно руководствовался положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", принял во внимание, что оценка пенсионных прав истца сделана пенсионным органом по двум вариантам: первый вариант оценки, основанный на действующем законодательстве (специальный стаж составил 22 года 10 месяцев 01 день) и второй вариант оценки, основанный на законодательстве, действовавшим в период выполнения работы (17 лет 11 месяцев 07 дней).
Проанализировав первый вариант оценки страхового стажа истца (л.д.25-27), суд пришел к выводу о том, что заявленные истцом спорные периоды не подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении, также не подлежат включению в специальный стаж периоды нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, в связи с чем первый вариант оценки, основанный на действующем законодательстве, сделан ответчиком правильно. Данные выводы суда истцом не обжалуются, в связи с чем судебная коллегия считает возможным не входить в обсуждение законности данных выводов суда.
Анализируя второй вариант оценки пенсионных прав истца, основанный на законодательстве, действовавшим в период выполнения работы (17 лет 11 месяцев 07 дней), суд пришел к выводу о том, что ответчик необоснованно не включил в специальный стаж истца по данному варианту период её работы в должности фельдшера в фельдшерско-акушерском пункте ( / / ) сельского Совета с. ( / / ) с 19.08.1993 по 31.12.1998 в календарном порядке, поэтому указал, что названный период подлежал включению в специальный стаж, исчисленный по второму варианту.
Данные выводы суда представителем ответчика не оспариваются. Истец же в своей жалобе настаивает на том, что данный спорный период её работы подлежит исчислять в льготном порядке 1 год работы за 1 год 3 месяца.
Указанные доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания, поскольку выводы суда об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж истца указанного периода в льготном исчислении основаны на неправильном применении норм материального права.
Истец поясняла в суде апелляционной инстанции, что на работу она была принята 18.07.1990 фельдшером в ( / / ) центральную районную больницу на фельдшерско-акушерский пункт с. ( / / ), и, начиная с указанного времени, её место работы в с. ( / / ) до настоящего времени не менялось, и вне зависимости от наименования в дальнейшем места её работы, она, работая в фельдшерско-акушерском пункте с. ( / / ), всегда находилась в подчинении ( / / ) центральной районной больницы.
Как следует из трудовой книжки истца (л.д.16-19), 18.07.1990 она принята в ( / / ) ЦРБ на ФАП с. ( / / ) в должности фельдшера. Сведений о том, чтобы считать данную запись недействительной, не имеется. Далее следует запись от этого же числа, 18.07.1990, о том, что истец принята на работу в Администрацию Толмачевского сельсовета на ФАП с. ( / / ) в должности фельдшера. 31.12.1998 уволена в порядке перевода в ( / / ) ЦРБ. 01.01.1999 принята в ( / / ) ЦРБ в порядке перевода фельдшером ФАП с. ( / / ).
При этом из решения пенсионного органа видно, что как до начала спорного периода, до 19.08.1993, так и после спорного периода, после 31.12.1998, работа истца фельдшером в фельдшерско-акушерском пункте с. ( / / ) включена в специальный стаж, причем в льготном исчислении.
Указанные выше обстоятельства подтверждают правоту позиции истца и свидетельствуют о том, что на протяжении всего периода работы истца, начиная с июля 1990 года, фактически рабочее место и характер работы, трудовые функции истца Пожаловой С.В., являющейся фельдшером фельдшерско-акушерского пункта оставались неизменными вне зависимости от того, к кому относился фельдшерско-акушерский пункт с. ( / / ) - к сельскому совету или к районной больнице, тем более, что данное обстоятельство носило объективный характер, и не зависело от воли истца.
В силу толкования положений нормативных актов, регулирующих пенсионные правоотношения, изложенного в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 названных выше Правил).
Вместе с тем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002 могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31.12.2001 пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - Постановление N 1066).
Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившим в силу с 01.11.1999, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 01.11.1999.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01.11.1999 засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464.
Учитывая, что пунктом 2 этого постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 01.11.1999 может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что спорный период работы истца с 19.08.1993 по 31.12.1999, составляющий в календарном порядке 05 лет 04 месяца 13 дней подлежит включению в специальный стаж истца, рассчитанный по второму варианту расчетов пенсионного органа в льготном порядке из расчета один год работы за один год и три месяца, что составит 06 лет 08 месяцев 15 дней.
Довод апелляционной жалобы по включению в специальный стаж истца периода нахождения её в отпуске по беременности и родам с 15.02.1999 по 04.07.1999 также в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 3 месяца, судебная коллегия находит обоснованным.
Из второго варианта оценки пенсионных прав Пожаловой С.В. видно, что данный период включен пенсионным органом в специальный стаж истца в календарном порядке 04 месяца 20 дней. Исчисление указанного периода в календарном порядке судебная коллегия находит неправильным в силу нижеследующего.
Отпуска по беременности и родам в силу статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляются женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, в случае предоставления женщинам отпусков по беременности и родам в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж на льготных условиях, периоды таких отпусков также подлежат включению в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В рассматриваемый спорный период времени с 15.02.1999 по 04.07.1999 Пожалова С.В. занимала должность фельдшера фельдшерско-акушерского пункта с. ( / / ) ММУ ( / / ) ЦРБ, работа в данной должности исчисляется в льготном порядке 1 год работы за 1 год 3 месяца, что подтверждается и 2 вариантом расчетов пенсионного органа (л.д.28).
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при подсчете специального стажа, основанного на законодательстве, действовавшем в период выполнения работы, (второй вариант расчетов ответчика) данный период нахождения истца в отпуске по беременности и родам подлежит включению в специальный стаж истца в льготном исчислении, что составит 05 месяцев 25 дней.
По вопросу наличия или отсутствия необходимого льготного стажа для досрочного назначения страховой пенсии по старости Пожаловой С.В. по п. 20 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" судебная коллегия приходит к следующему.
Из решения ответчика об отказе в установлении пенсии следует, что при определении специального стажа истца по второму варианту последний период, включенный пенсионным органом в специальный стаж истца, стал период её работы с 01.01.2013 по 03.03.2015 в должности фельдшера ГБУЗ СО ( / / ) ЦРБ фельдшерско-акушерский пункт с. ( / / ). При этом судом апелляционной инстанции установлено, что Пожалова С.В. в настоящее время, по-прежнему, работает в указанной должности в том же фельдшерско-акушерском пункте.
Решением об отказе в установлении пенсии при расчетах по второму варианту ответчиком засчитано в стаж истца на соответствующих видах работ 17 лет 11 месяцев 07 дней при требуемом стаже 25 лет. С учетом наличия основания для включения истцу в специальный стаж спорных периодов с 19.08.1993 по 31.12.1998 в льготном исчислении 06 лет 08 месяцев 15 дней, а также периода с 15.02.1999 по 04.07.1999 в льготном исчислении 00 лет 05 месяцев 25 дней (то есть к имеющимся за этот период 04 месяца 20 дней, включенных ответчиком, следует добавить 01 месяц 05 дней), специальный стаж истца на момент обращения в пенсионный орган 03.03.2015 составит 24 года 08 месяцев 27 дней (17-11-07 + 06-08-15 + 00-01-05), что менее необходимого 25-летнего стажа на 03 месяца 03 дня.
Учитывая изложенное, вывод суда о правильности оспариваемого решения ГУ УПФ России в г. Алапаевске об отказе в установлении досрочной пенсии с момента обращения, с 03.03.2015, по существу является правильным.
В соответствии с ч.1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом положений названной статьи судебная коллегия приходит к выводу о том, что у Пожаловой С.В. право на досрочную страховую пенсию возникло до рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции, с 07.06.2015, именно к указанной дате её специальный стаж составил 25 лет, в связи с чем судебная коллегия считает возможным принять решение о возложении обязанности на ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости по рассматриваемому основанию с 07.06.2015.
В связи с вышеизложенным решение суда об отказе в удовлетворении требований о включении Пожаловой С.В. периодов в специальный стаж с льготном исчислении, а также возложении обязанности на ответчика назначить досрочную страховую пенсию подлежит отмене в части в связи с неправильным применением норм материального права, по п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с вынесением в этой части нового решения об удовлетворении требований Пожаловой С.В.
Истец также просила взыскать расходы на оплату услуг представителя в сумме ( / / ) руб. (л.д.88-90).
Судебная коллегия в силу ч.1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая конкретные обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, объем работы, проведенной представителем истца по настоящему делу, считает, что расходы истца на представителя подлежат удовлетворению частично. Принимая во внимание требования разумности, судебная коллегия считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца в возмещение расходов на оплату услуг представителя ( / / ) руб.
Руководствуясь п.1 ст. 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алапаевского городского суда ... от 17.07.2015 отменить в части.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования ( / / )1 о включении периода её работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности досрочно назначить страховую пенсию по старости удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации включить ( / / )1 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы с 19.08.1993 по 31.12.1998 в должности фельдшера в фельдшерско-акушерском пункте с. ( / / ) ( / / ) сельском совете в льготном исчислении 06 лет 08 месяцев 15 дней и период нахождения в отпуске по беременности и родам с 15.02.1999 по 04.07.1999 в льготном исчислении 05 месяцев 25 дней.
Возложить обязанность на ГУ УПФ России в г. Алапаевске назначить ( / / )1 досрочную страховую пенсию по старости с 07.06.2015.
Взыскать с Государственного учреждения Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области в пользу ( / / )1 в возмещение расходов на представителя ( / / ) руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий: Т.И. Ковалева
Судьи: Е.Г. Седых
Р.В. Кучерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.