Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев в судебном заседании жалобу муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр детского творчества Фрунзенского района города Владивостока" на решение судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 10 августа 2015 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МБОУ ДОД "Центр детского творчества Фрунзенского района города Владивостока",
УСТАНОВИЛА:
постановлением главного государственного инспектора Фрунзенского района города Владивостока по пожарному надзору N от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ ДОД "Центр детского творчества Фрунзенского района города Владивостока" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 10 августа 2015 года указанное постановление изменено, снижен размер административного штрафа до 20000 рублей.
Не согласившись с указанным решением, защитник МБОУ ДОД "Центр детского творчества Фрунзенского района города Владивостока" Петракова А.А. подала на него жалобу, в которой просила решение отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях учреждения состава административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, выслушав объяснения защитника юридического лица Петраковой А.А., поддержавшей доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Закона N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
На основании статьи 37 Закона N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В силу требований статьи 38 Закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Из материалов дела следует, что в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной ОНД Фрунзенского района города Владивостока УНД ГУ МЧС России по ПК в отношении МБОУ ДОД "Центр детского творчества Фрунзенского района города Владивостока", расположенного по адресу: "адрес" установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: на путях эвакуации отсутствуют знаки пожарной безопасности, в том числе знаки, обозначающие пути эвакуации и эвакуационные выходы (знаки, указывающие места размещения средств противопожарной защиты (огнетушителей, пожарных кранов, кнопок выключения установок (систем) пожарной автоматики, мест размещения телефона, по которому можно вызвать пожарную охрану), направляющие линии и стрелки на путях эвакуации, сигнальная разметка с чередующимися зигзагообразными полосами ("елочка") зеленого и желто-белого цветов для обозначения границ безопасного движения по ходу эвакуации), относящихся к указательным элементам фотолюминесцентной эвакуационной системы (далее ФЭС), выполненный из фотолюминесцентных материалов, монтаж которых осуществляется лицами, имеющими соответствующую лицензию на данный вид работ (п.33, п.43 ППР в РФ; ст.1 ФЗ от 21.12.1994 N69-ФЗ; п.1 ч.2 с.1, ч.1 ст.6, ст.4, ст.53 ФЗ от 22.07.2008 N123-Ф3; Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.04.2009 N1573; п.1.1, п.1.2, п.2.6 Табл.2 и Табл.3 НПБ 160-97; п. 1, п.5.1.1, п.5.1.1.1, п.6.1.4, п.6.2.6, п.6.3.1, п.6.3.2 Табл.2, п.7.2.5, Приложение "Ж", Приложение "И" ГОСТ Р 12.4.026-2001; п.4.1 и Примечание 2, п.4.2, п.4.2.1, п.5.3, п.5.3.9. п.5.7, п.6.1, п.6.4, п.6.6, п.6.6.4, п.6.6.6, п.6.6.7, п.6.6.8, п.6.7, п.7.10, п.9.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009; п.6 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 30.12.2011 N1225).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ в отношении МБОУ ДОД "Центр детского творчества Фрунзенского района города Владивостока" протокола об административном правонарушении и вынесения постановления по делу об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ.
Исследовав и оценив по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представленные в материалы дела доказательства, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях МБОУ ДОД "Центр детского творчества Фрунзенского района города Владивостока" состава вмененного ему правонарушения.
При этом судьей верно указано, что требования ГОСТ Р 12.2.143-2009 являются обязательными для исполнения. Невозможность обнаружения путей эвакуации в случае задымления или в темное время суток создает угрозу жизни и здоровью находящихся в помещении лиц, а также может затруднить тушение пожара.
Доводы учреждения об отсутствии достаточного финансирования, были предметом рассмотрения судьей районного суда и правомерно отклонены, поскольку данное обстоятельство не исключает вину заявителя в несоблюдении правил пожарной безопасности при эксплуатации образовательного бюджетного учреждения.
Заявитель является учреждением с массовым пребыванием детей, несоблюдение требований пожарной безопасности и эксплуатация помещения при наличии выявленных административным органом и зафиксированных в протоколе нарушений свидетельствует о необеспечении безопасности детей и создает непосредственную угрозу их жизни и охране здоровья, гарантированные статьей 41 Конституции Российской Федерации
В связи с этим соответствующий довод жалобы отклоняется.
Между тем, снизив размер административного штрафа до 20000 рублей, судья не учел следующего.
Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена частями 3.2 и 3.3 следующего содержания:
"При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса".
Таким образом, назначенное МБОУ ДОД "Центр детского творчества Фрунзенского района города Владивостока" административное наказание в виде административного штрафа в сумме 150 000 рублей, в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежало снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера, то есть до 75000 рублей.
При таких обстоятельствах у судьи не имелось правовых оснований снижать размер назначенного учреждению штрафа ниже, чем установлено частью 3.3 статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - до 20 000 рублей.
С учетом изложенного, при существенном нарушении процессуальных требований, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, постановление судьи районного суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с направлением дела в суд на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛА:
решение судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 10 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МБОУ ДОД "Центр детского творчества Фрунзенского района города Владивостока" отменить.
Дело направить во Фрунзенский районный суд города Владивостока на новое рассмотрение.
Судья С.П. Судницына
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.