Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Светловой С.Е.
судей Пилипенко Е.В., Украинцевой С.Н.
при секретаре Труновой Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению представителя городской спортивной организации "Федерация горнолыжного спорта города Владивостока" М.А.А. об оспаривании действий Управления муниципальной собственности города Владивостока по апелляционным жалобам представителя заявителя, представителя администрации г. Владивостока на решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 25 июня 2015 года, которым заявление удовлетворено частично, суд признал незаконным решение Управления муниципальной собственности г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, обязал Управление муниципальной собственности г. Владивостока устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, повторно рассмотрев заявление городской спортивной организации "Федерация горнолыжного спорта" с учетом настоящего решения, в остальной части в удовлетворении отказал.
Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., объяснения представителя ГСО "Федерация горнолыжного спорта города Владивостока" М.А.А. поддержавшего доводы своей апелляционной жалобы и возражавшего против доводов апелляционной жалобы администрации г. Владивостока, объяснения представителя администрации г. Владивостока Г.А.Ю., поддержавшей доводы своей апелляционной жалобы и возражавшей против доводов апелляционной жалобы заявителя, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Представитель ГСО "Федерация горнолыжного спорта города Владивостока" обратился в суд с названным заявлением, указав, что письмом Управления муниципальной собственности г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ N председателю Федерации отказано в предоставлении в аренду земельного участка площадью ... кв.м., расположенного в районе "адрес" для строительства горнолыжной детско-юношеской спортивной школы, на том основании, что администрация г. Владивостока имеет намерение использовать земельный участок с кадастровым номером N для муниципальных нужд, в связи с чем, не планирует проводить процедуру предоставления земельного участка в аренду. Представитель просил признать незаконным решение Управления муниципальной собственности г. Владивостока об отказе в предоставлении ГСО "Федерация горнолыжного спорта города Владивостока" в аренду земельного участка площадью N кв.м., расположенного в районе "адрес" для строительства горнолыжной детско-юношеской спортивной школы, просил обязать Управление муниципальной собственности утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка, утвердить и выдать акт выбора земельного участка, рассмотреть повторно заявление от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей до 1 марта 2015 года.
В судебном заседании представитель ГСО "Федерация горнолыжного спорта города Владивостока" Ш.А.К. поддержала заявленные требования.
Представитель ГСО "Федерация горнолыжного спорта города Владивостока" М.А.А. в судебном заседании поддержал уточненные требования, пояснив, что спорный участок не сформирован и на кадастровый учет не поставлен, законодательством предусмотрен только один порядок обращения о предоставлении земельного участка, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а так же земель находящихся на территории муниципальных образований, в аренду для строительства, который установлен статьей 30 ЗК РФ. В этом случае статья 209 ГК РФ применению не подлежит, поскольку муниципальное образование, как публичный субъект права не может осуществлять частные интересы в отношении указанного земельного участка. Оспариваемым решением нарушено право ГСО на получение достоверной информации и право на получение испрашиваемого земельного участка в аренду.
Представитель Управления муниципальной собственности г. Владивостока М.А.Н. представил письменный отзыв, возражал против удовлетворения требований, пояснив, что испрашиваемый земельный участок является частью земельного участка с кадастровым номером N, который поставлен на кадастровый учет, то есть сформирован. С 1 марта 2015 года орган местного самоуправления не наделен полномочиями по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в порядке статьи 31 ЗК РФ, земельный участок может быть приобретен исключительно на торгах, в соответствии с пунктом "б" статьи 30 ЗК РФ.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласились заявитель и администрация г. Владивостока.
В апелляционной жалобе заявителя ставится вопрос об отмене решения в части способа восстановления нарушенного права.
Представитель правового управления администрации г. Владивостока просит решение отменить, в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на то, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, находит решение подлежащим отмене в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
В силу статьи 258 ГПК РФ суд может признать действия государственного органа незаконными, если будет установлено, что данным органом нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Удовлетворяя частично заявление ГСО "Федерация горнолыжного спорта города Владивостока" и признавая незаконным решение Управления муниципальной собственности администрации г. Владивостока, суд исходил из того, что на момент обращения Федерации в управление муниципальной собственности с заявлением о предоставлении земельного участка, действовал порядок предоставления земельных участков, предусмотренный статьями 30, 31 ЗК РФ. Применяя указанные нормы, суд сделал вывод о том, что в собственность не предоставляются только те земельные участки, которые изъяты из оборота и не могут быть предметом гражданско-правовых сделок (пункт 4 статьи 27 ЗК РФ). Поскольку спорный участок к названной категории не относится, а заявитель представил в уполномоченный орган весь пакет необходимых документов, суд посчитал, что управление муниципальной собственности незаконно отказало в предоставлении земельного участка.
Между тем такие выводы суда не могут быть признаны обоснованными по следующим основаниям.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ГСО "Федерация горнолыжного спорта города Владивостока" обратилась в Управление муниципальной собственности г. Владивостока с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью ... кв.м., расположенного в районе "адрес" для строительства горнолыжной детско-юношеской спортивной школы, к заявлению приложены в том числе, эскизный проект, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N администрация отказала в предоставлении земельного участка в аренду по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок входит в границы земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", находящегося в собственности Владивостокского городского округа. Администрация планирует использовать данный участок для муниципальных нужд без передачи на него прав другим лица.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статьями 30, 31 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей на дату рассмотрения обращения, урегулировано предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности с предварительным согласованием места размещения объекта.
Нормами Земельного кодекса Российской Федерации, а также законодательными актами, принятыми в его развитие, не установлена безусловная обязанность органов местного самоуправления принять решение о выборе и утверждении схемы расположения земельного участка.
В силу части 2 статьи 31 Земельного кодекса орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Из анализа приведенных норм следует, что при рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка должны соблюдаться нормы образования земельных участков, поскольку образование земельных участков наряду с перераспределением или выделом земель является формой распоряжения имуществом собственником земельного участка.
Требования к образуемым и измененным земельным участкам закреплены в ст. 11.9 Земельного кодекса РФ и в силу п. 6 названной нормы образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Изучив представленные заявителем графические материалы, уполномоченный орган установил, что испрашиваемый объект является частью земельного участка с кадастровым номером N, находящегося в муниципальной собственности, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.48).
При таких обстоятельствах выбор и формирование земельного участка для строительства с наложением на ранее сформированный земельный участок противоречит статье 11.2 Земельного кодекса РФ, в связи с чем отказ администрации, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ N является законным и обоснованным.
В силу части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение принято в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления и прав либо свобод заявителя не нарушает.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 25 июня 2015 года отменить, вынести новое решение.
Городской спортивной организации "Федерация горнолыжного спорта города Владивостока" отказать в удовлетворении заявления об оспаривании действий Управления муниципальной собственности г. Владивостока.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.