Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Украинцевой С.Н.
судей Пилипенко Е.В., Ровенко П.А.
при секретаре Сылко Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сорокиной Н.В., Левенко О.В., Левенко М.В., Беловой Н.М., Горбуновой Н.В., Клокова В.В., Крепкого С.А., Кухаренко О.В., Богуцкой Т.А., Богатыревой Э.А., Меренковой О.В., Симонова С.М., Гавриленко Н.Ю., Батаенковой И.А., Янгузаровой А.А., Лаврова А.С., Демченко Н.Г. об обжаловании действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Федерального агентства по управлению государственным имуществом по апелляционным жалобам Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае на решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 7 ноября 2014 года, которым заявления удовлетворены, признан незаконным отказ в разделе земельного участка площадь ... кв.м., кадастровый номер N, выраженный в письме Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае от ДД.ММ.ГГГГ N со ссылкой на письмо Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ N, суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей.
Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., объяснения представителя Федерального агентства по управлению имуществом, Территориального Управления Росимущества в Приморском крае Ф.А.А., поддержавшей доводы апелляционных жалоб, возражения представителя заявителей Н.В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заявители обратились в суд с названным заявлением, указав в обоснование требований, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ направили обращения в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае заявления о разделе земельного участка с кадастровым номером N, согласно прилагаемой схеме раздела, и просьбой о предоставлении образуемых земельных участков в собственность соответственно: Сорокиной Н.В. площадью ... кв.м. ( N на схеме); Левенко О.В. площадью ... кв.м. ( N на схеме); Левенко М.В. площадью ... кв.м. ( N на схеме); Беловой Н.М. площадью ... кв.м. ( N на схеме); Горбуновой Н.В. площадью ... кв.м. ( N на схеме); Горбуновой Н.В. площадью ... кв.м. ( N на схеме); Клокову В.В. площадью ... кв.м. ( N на схеме); Крепкому С.А. площадью ... кв.м. ( N на схеме); Кухаренко О.В. площадью ... кв.м. ( N на схеме); Богуцкой Т.А. площадью ... кв.м. ( N на схеме); Богатыревой Э.А. площадью ... кв.м. ( N на схеме); Меренковой О.В. площадью ... кв.м. ( N на схеме); Симонову С.М. площадью ... кв.м. ( N на схеме); Гавриленко Н.Ю. площадью ... кв.м. ( N на схеме); Батаенковой И.А. площадью ... кв.м. ( N на схеме); Янгуразовой А.А. площадью ... кв.м. ( N на схеме); Лаврову А.С. площадью ... кв.м. ( N на схеме); Демченко Н.Г. площадью ... кв.м. ( N на схеме). ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ " ... ", созданное собственниками жилых домов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером N также обратилось к Руководителю Территориального управления Росимущества по Приморскому краю с заявлением о разделе названного земельного участка в целях последующей передачи вновь образованных участков собственникам возведенных на них жилых домов. Заявления направлены с приложением всех, предусмотренных законодательством документов. Однако ДД.ММ.ГГГГ представителем заявителей получен письменный отказ ТУ Росимущества в ПК в разделе указанного земельного участка ввиду отсутствия полномочий на раздел данного земельного участка. Из ответа Росимущества следует, что в заявлении о разделе имеются разночтения в площадях заявленного к разделу земельного участка, установлено пересечение границами вновь образуемых земельных участков границ жилых домов, а также указано на нецелесообразность образования земельных участков, на которых отсутствуют объекты недвижимости. Заявители считают указанный отказ в разделе земельного участка незаконным, поскольку в ходе уточнения границ земельного участка его площадь, определенная по фактическому землепользованию, увеличилась в пределах допускаемых п. 1 ч. 5 ст. 27 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; Росимуществу представлены доказательства возможности каждого из собственников объектов недвижимости, расположенных на одном делимом земельном участке с кадастровым номером N, совершить сделку приватизации причитающейся ему части участка после выделения в натуре и внесения в кадастр недвижимости в качестве самостоятельного объекта; полагают, что право на приобретение вновь образуемого земельного участка в собственность не связано с получением разрешений на строительство, оно является исключительно формой реализации прав, закрепленных в ст. 36 Земельного кодекса РФ. Просили признать незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае от ДД.ММ.ГГГГ N в разделе земельного участка с кадастровым номером N, обязать указанный государственный орган по вступлении решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей путем осуществления раздела указанного земельного участка согласно представленной схеме раздела земельного участка.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителей в соответствии со статьей 167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель заявителей по доверенности Н.В.В. дополнила заявленные требования, просила также признать незаконным отказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в разделе земельного участка площадью ... кв.м. кадастровый номер N незаконным, обязать Федерального агентства по управлению государственным имуществом устранить допущенное нарушение прав заявителей путем осуществления раздела земельного участка площадью 154360 кв.м. кадастровый номер N согласно схеме раздела земельного участка.
Представители Росимущества и ТУ Росимущества в ПК, будучи надлежаще извещенными о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. ТУ Росимущество в ПК направило в суд письменный отзыв, возражая против заявленных требований, ссылаясь на отсутствие у Территориального управления полномочий на раздел земельного участка, площадью свыше 10 га.
Суд постановил указанное решение, с которым не согласились Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, в апелляционных жалобах представители ставят вопрос об отмене решения как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, находит решение подлежащим отмене в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
В силу ст. 258 ГПК РФ суд может признать действия государственного органа незаконными, если будет установлено, что данным органом нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как следует из материалов дела, Дальневосточному отделению Российской академии наук был предоставлен земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование для строительства малоэтажной коттеджной застройки Академгородка на основании Постановления администрации города Владивостока от 11 мая 2001 года N. Право постоянного (бессрочного) пользования ДВО РАН было прекращено в 2013 году, земельный участок площадью ... кв.м., с кадастровым номером N передан в казну РФ.
Заявители, являясь собственниками возведенных жилых домов, обратились в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае с заявлением о разделе и дальнейшем предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N, площадью ... кв.м., в чем им отказано.
Удовлетворяя заявление и возлагая на Территориальное Управление Федерального агентства по управлению имуществом обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителей отказом в разделе земельного участка с кадастровым номером N, суд исходил из того, что выявленное несоответствие площадей в правоустанавливающих документах на спорный земельный участок не препятствует его разделу, поскольку кадастровый учет земельного участка с увеличенной площадью не оспорен, каждый из собственников домов вправе приватизировать используемый земельный участок в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Проанализировав закрепленные Постановлением Правительства РФ N 432 от 5 июня 2008 года "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" полномочия федерального органа власти, суд пришел к выводу о том, что территориальный орган Росимущества уполномочен рассматривать вопросы о разделе земельного участка площадью ... кв.м.
Оценивая отказ по существу, суд исходил из закрепленного ст. 1 Земельного кодекса РФ единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов и рассмотрения споров об образовании земельных участков в судебном порядке.
Между тем выводы суда о незаконности отказа в разделе земельного участка постановлены при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм материального и процессуального права, что повлекло вынесение незаконного решения.
В соответствии с п. 4.1.14 Положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, территориальное управление вправе предоставлять в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью равной либо меньше 10 га.
Поскольку земельный участок, которые просят разделить заявители с последующим оформлением на него прав, составляет ... кв.м., то территориальный орган не правомочен распоряжаться им от имени Российской Федерации, в связи с чем, Территориальным управлением обращения заявителей с пакетом документов были направлены в Росимущество.
Росимущество, рассмотрев заявление о разделе земельного участка, с учетом представленных документов, указало, что принять решение о разделе спорных земельных участков не представляется возможным.
Основанием для отказа в разделе земельного участка послужило отсутствие правоустанавливающих документов, подтверждающих увеличение площади земельного участка, предоставленного Дальневосточному отделению ДВО РАН под застройку с ... кв.м. и ... кв.м. до ... кв.м. и ... кв.м. указанных в свидетельствах о государственной регистрации права; образование земельных участков с нарушением норм ГК РФ и Земельного кодекса РФ, в результате которого допущено пересечение границ зданий и границ земельных участков, а также отсутствие сведений о полномочиях председателя ТСЖ " ... ", согласовавшего схемы раздела земельных участков.
В соответствии с п. 5.35(2), 5.35(3) Постановления Правительства РФ от 5 июня 2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает решения о прекращении прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
В соответствии со ст. 44 Земельного кодекса РФ право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.
Таким образом, усмотрение собственника имеет значение для обсуждения вопроса о возможности раздела земельного участка, находящегося в федеральной собственности и передаче его в собственность заявителей.
Установив, что в перечне образуемых земельных участков на участках за N1-а площадью ... кв.м., N площадью ... кв.м., N площадью ... кв.м., N площадью ... кв.м., N площадью ... кв.м. отсутствуют объекты недвижимости, федеральный орган вправе отказать в предоставлении земельного участка по основанию отсутствия на земельном участке объекта недвижимости ввиду того, что земельный участок испрашивался в собственность под жилой дом.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Требования к образуемым и измененным земельным участкам закреплены в ст. 11.9 Земельного кодекса РФ и в силу п. 6 названной нормы образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Порядок размещения объектов недвижимости на земельных участках регулируется нормами Градостроительного кодекса РФ, один объект размещается на одном земельном участке с соблюдением организации земельного участка, с соблюдением отступов от границ земельных участков.
Установив пересечение границ вновь образуемых земельных участков N, N, N, N на представленной схеме раздела земельного участка с кадастровым номером N и земельных участков N и N на представленной схеме раздела земельного участка с кадастровым номером N с объектами недвижимости, Росимущество обоснованно пришло к выводу о нарушении правил формирования земельных участков и отказало в удовлетворении заявления граждан.
Поскольку уполномоченный орган с соблюдением требований закона отказал заявителям в разделе земельного участка с кадастровым номером N, площадью ... кв.м. и земельного участка с кадастровым номером N, площадью ... кв.м., Территориальное Управление не вправе подменить его компетенцию и рассмотреть обращение по существу.
Решением уполномоченного органа права заявителей на оформление земельных участков не нарушены, так как они не лишены возможности в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" в индивидуальном порядке обратиться за предоставлением земельных участков, расположенных под индивидуальными домами.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При указанных обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований заявителей.
Руководствуясь ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 7 ноября 2014 года отменить, вынести новое решение.
Заявителям отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Федерального агентства по управлению государственным имуществом в разделе земельного участка площадью ... кв.м., с кадастровым номером N.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.