Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Пилипенко Е.В., Украинцевой С.Н.
при секретаре Климовой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лариной Л.В. к управлению градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока, департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о признании незаконными действий, возложении обязанности по апелляционной жалобе департамента земельных и имущественных отношений Приморского края на решение Первомайского районного суда г.Владивостока Приморского края от 26 июня 2015 года, которым требования Лариной Л.В. удовлетворены: признано незаконным решение УГА администрации г.Владивостока, оформленное письмом от 28 ноября 2014 года, о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка площадью 556 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", разрешенное использование: для ведения дачного хозяйства, на кадастровом плане (карте) территории; возложена обязанность на департамент земельных и имущественных отношений Приморского края рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 556 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", разрешенное использование: для ведения дачного хозяйства, на кадастровом плане (карте) территории в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Пилипенко Е.В., выслушав объяснения представителя департамента земельных и имущественных отношений Приморского края Михайловой К.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Лариной Л.В. и ее представителя Мошкович Е.А., объяснения представителя УГА администрации г.Владивостока Грачевой А.Ю., не согласившейся с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ларина Л.В. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что 28 октября 2014 года она обратилась в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении для ведения дачного хозяйства земельного участка площадью 556 кв.м., расположенного по адресу: "адрес". Письмом управления архитектуры и градостроительства администрации г. Владивостока (далее - Управление) от 28 ноября 2014 года N N в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории отказано. По мнению административного истца, указанные действия Управления по отказу в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории противоречат требованиям действующего земельного законодательства и нарушают ее права, в связи с чем, просила суд признать действия администрации г.Владивостока по отказу в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 556 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", разрешенное использование:для ведения дачного хозяйства, на кадастровом плане (карте) территории; обязать администрацию г. Владивостока принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 556 кв.м., расположенного по адресу: "адрес"
В ходе судебного разбирательства административный истец уточнила заявленные требования, просила признать незаконными действия управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока по отказу в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 556 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", разрешенное использование: для ведения дачного хозяйства, на кадастровом плане (карте) территории; обязать департамент земельных и имущественных отношений Приморского края принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 556 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Представитель администрации г. Владивостока, УГА администрации г. Владивостока возражала против заявленных требований, ссылаясь на то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок представляет собой огражденный забором огород с расположенным на нем нежилым строением, в связи с этим при формировании границ земельного участка будут нарушены права третьих лиц; также земельный участок находится в охранной подземной линии электроснабжения напряжением 0,4 кВ. и не относится к фонду перераспределения земель, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для его предоставления Лариной Л.В. для ведения дачного хозяйства.
Представители привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, администрации Приморского края в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, в поданной его представителем апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене указанного решения в связи с неправильным определением судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права.
Рассмотрев административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.
По делу установлено, что 29 октября 2014 года Ларина Л.В. обратилась в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка площадью 556 кв. м., расположенного по адресу: "адрес", для ведения дачного хозяйства.
Департамент 13 ноября 2014 года направил главе г.Владивостока обращение о рассмотрении возможности утверждения и выдачи заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории.
Письмом от 28 ноября 2014 года N N управление градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока информировало Ларину Л.В. о том, что принять решение об утверждении представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории не представляется возможным со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок огорожен забором, в связи с чем могут быть нарушены права третьих лиц, которые в силу ст.36 ЗК РФ имеют исключительное право на приобретение указанного земельного участка в собственность или аренду, в представленной на утверждение схеме расположения земельного участка указан заявитель П., в то время как с заявлением обратилась Ларина Л.В.
Признавая указанное решение Управления незаконным и возлагая на департамент земельных и имущественных отношений Приморского края обязанность устранить допущенное нарушение прав Лариной Л.В., суд первой инстанции исходил из того, что основания для отказа, изложенные в ответе Управления от 28 ноября 2014 года, не исключают возможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории.
Между тем, суду при разрешении требований, вытекающих из публичных правоотношений, надлежало выяснить, нарушены ли права и законные интересны заявителя оспариваем решением независимо от мотивов отказа, изложенного в таком решении.
В силу ч.ч. 2, 3 ст. 34 ЗК РФ, действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения, лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают соответствующее заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в котором должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Согласно ч. 4 ст. 34 ЗК РФ указанное заявление является основанием для инициирования органом местного самоуправления процедуры определения возможных вариантов размещения испрашиваемого земельного участка с учетом зонирования территорий и последующего утверждения схемы его расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (пункт 2 статьи 81 ЗК РФ в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).
В соответствии с п. 4 ст.13 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках.
Порядок выбора и предоставления земельных участков гражданам для указанных выше целей определен ст.14 названного Федерального закона.
Так, орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, после государственной регистрации которого ему в соответствии с земельным законодательством бесплатно предоставляется земельный участок.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Иного порядка предоставления гражданам земельных участков для целей ведения огородничества названный Федеральный закон и иные федеральные законы не содержат.
Таким образом, действующее на момент возникновения спорных правоотношений земельное законодательство закрепляло возможность предоставления земельных участков для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства только гражданам, входящим в состав соответствующего некоммерческого объединения. Выделение гражданам земельных участков для названных целей в индивидуальном порядке законом не предусмотрено.
Согласно п. 2 ст. 14 ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
Из пояснений представителей лиц, участвующих в деле установлено, что Ларина Л.В. членом садового товарищества не является, испрашиваемый заявителем земельный участок не входит в фонд перераспределения земель.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что у заявителя отсутствовало право на получение испрашиваемого земельного участка для ведения дачного хозяйства в порядке ст. 34 ЗК РФ, в связи с чем отказ органа местного самоуправления в утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории не нарушает законных интересов заявителя и его прав.
В связи с чем, вывод суда первой инстанции, что наличие на земельном участке охранной зоны подземной линии электроснабжения не является препятствием для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории является необоснованным.
При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для признания незаконным решения Управления об отказе в утверждении и выдачи схемы расположения земельного участка, оформленного письмом от 28 ноября 2014 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первомайского районного суда г. Владивостока от 26 июня 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Лариной Л.В. к управлению градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока, департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о признании незаконным действий, возложении обязанности отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.