Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Зайцевой О.А., Туктамышевой О.В.
при секретаре Труновой Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному иску Ильяшенко Т.Ю. к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края об отказе в предоставлении земельного участка по апелляционной жалобе Департамента земельных и имущественных отношении Приморского края на решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 13 июля 2015 года, которым заявление удовлетворено, признано незаконным решение Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Ильяшенко Т.Ю. в предоставлении в аренду земельного участка площадью 88 кв.м., расположенного в районе проспекта Океанский в г. Владивостоке для строительства капитального гаража, на Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., объяснения представителя Департамента земельных и имущественных отношений Е.В.Е., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ильяшенко Т.Ю. обратилась в суд с административным иском к Департаменту земельных и имущественных отношений "адрес". В обоснование указала, что письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ N ей отказано в предоставлении земельного участка для строительства гаража с предварительным согласованием места размещения объекта в районе "адрес". Основанием для отказа послужило превышение нормы размера земельного участка предназначенного для постройки одного гаража, которая составляет 30 кв.м., а также нахождение испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования. Заявитель считает отказ незаконным, поскольку отсутствуют доказательства того, что она планирует строительство гаража площадью 80 кв.м., а также полагает, что не доказан статус испрашиваемого земельного участка как территории общего пользования. Участок не поставлен на кадастровый учет другими лицами, он не налагается на проезды для транспорта и проходы для третьих лиц, на топографической съемке земельного участка отсутствуют красные линии, подтверждающие нахождение на данном земельном участке мест общего пользования. Просит признать решение Департамента земельных и имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ N незаконным, обязать Департамент принять решение о предварительном согласовании Ильяшенко Т.Ю. места размещения объекта капитального гаража на земельном участке площадью 88 кв.м., расположенном в районе "адрес", в месячный срок.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования.
Представитель Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края возражала против иска, указав, что площадь испрашиваемого земельного участка 88 кв.м. не соответствует установленным нормам, размещение на испрашиваемом участке индивидуального гаража не соответствует градостроительному регламенту территории, кроме того, данный участок используется для прохода неопределенным кругом лиц. Просит в удовлетворении иска отказать.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.
Судебная коллегия в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 8 марта 2015 N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", изучив письменные материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, находит решение суда подлежащим отмене ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении суда обстоятельствам административного дела, неправильного применения норм материального права.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконным отказ Департамента земельных и имущественных отношений в предоставлении Ильяшенко Т.Ю. земельного участка в аренду для строительства гаража, суд исходил из принципа целевого назначения участка, указав, что в соответствии с картой градостроительного зонирования земельный участок расположен в территориальной зоне застройки многоэтажными домами Ж-3, в которой одним из основных видов разрешенного использования предусмотрено размещение капитальных гаражей. Суд посчитал недоказанным отнесение испрашиваемого земельного участка к местам общего пользования, поскольку на схеме расположения земельного участка на кадастровой карте территории отсутствуют красные линии, суд также установил, что земельный участок не налагается на места общего пользования, и при его планировке соблюдены градостроительные регламенты.
Между тем выводы суда не могут быть признаны обоснованными по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Ильяшенко Т.Ю. обратилась в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду сроком на три года земельного участка, примерной площадью 88 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", цель предоставления: для строительства капитального гаража (л.д. 10).
Письмом администрации г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ Ильяшенко Т.Ю. было отказано в выборе земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане для строительства. Данное решение решением Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным, на Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Владивостока возложена обязанность устранить нарушение прав заявителя.
Письмом Департамента земельных отношений Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ Ильяшенко Т.Ю. отказано в согласовании места размещения капитального гаража в связи с тем, что размещение капитального гаража на обособленном земельном участке не соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны, площадь испрашиваемого земельного участка, мерою 88 кв.м. превышает допустимую норму, участок используется для прохода неопределенного круга лиц и парковки автотранспорта.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности предусмотрен статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей до 1 марта 2015 года.
Процедура выбора земельного участка осуществляется уполномоченным органом, при этом основой выбора являются документы государственного кадастра недвижимости (статья 68 ЗК РФ), во внимание принимаются экологические, градостроительные и иные условия размещения объектов, предусмотренные законодательством (часть 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ). Статьей 31 Земельного кодекса РФ закреплялась компетенция исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления принимать решение о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с абзацем 1 пункта 11 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В рамках своих полномочий по обеспечению территориального планирования, администрация г. Владивостока обеспечила осмотр земельного участка в районе "адрес", в результате которого установлено, что испрашиваемый участок граничит с ГСК " ... ", доступ на земельный участок может быть использован для прохода неопределенного круга лиц, фактически участок используется для парковки автотранспорта, основная часть территории заасфальтирована, присутствуют зеленые насаждения. К материалам дела приобщены фотоматериалы, которые не получили надлежащую оценку суда.
Представив указанные доказательства, административный ответчик подтвердил довод об отнесении испрашиваемого земельного участка к местам общего пользования, что исключает возможность передачи земельного участка заявителю для строительства гаража.
Следует также учитывать, что земельное законодательство закрепляет принцип нормирования площадей земельных участков при их предоставлении, в связи с этим несоответствие площади испрашиваемого земельного участка размерам земельных участков отдельно стоящих автостоянок для хранения легковых автомобилей, утвержденных нормативами Приморского края является основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Поскольку решение Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края соответствует требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа и регулирующих земельные правоотношения и не нарушает прав заявителя на обращение в уполномоченный орган, судебная коллегия по административным делам считает необходимым в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства РФ отказать Ильяшенко Т.Ю. в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 13 июля 2015 года отменить, принять новое решение.
Ильяшенко Т.Ю. отказать в удовлетворении административного иска к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края об отказе в предоставлении земельного участка.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.