Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 17 сентября 2015 г. по делу N 33-601/2015
Ленинградский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Савельева И.Г.,
судей: Позднякова С.И.,
Лазарева Е.В.,
при секретаре Писаревой И.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца Цыганова А.С. на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 25 июня 2015 года по административному делу по заявлению подполковника Цыганова А.С. об оспаривании действий начальника Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военно-космическая академия имени А.Ф.Можайского" Министерства обороны Российской Федерации, выразившихся в отказе выплатить ему денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Лазарева Е.В., объяснения административного истца Цыганова А.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Мороз Ю.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, окружной военный суд,
УСТАНОВИЛ:
Решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 25 июня 2015 года отказано в удовлетворении заявления Цыганова о признании незаконными действий начальника Военно-космической академии, выразившихся в отказе выплатить ему денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения в Санкт-Петербурге за период с сентября 2014 года по май 2015 года включительно в сумме ... рублей.
Принимая данное решение, суд указал, что Цыганов отказался от предложенного ему общежития и в силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" правом на получение компенсации не обладает.
В апелляционной жалобе административный истец Цыганов А.С. просит отменить решение гарнизонного военного суда в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По мнению автора жалобы, суд неправильно истолковал понятие "место военной службы" и необоснованно применил к спорным правоотношениям пункт 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", не подлежащий применению. Свой довод он обосновывает тем, что к новому месту военной службы не прибывал, а перевелся в военную образовательную организацию высшего образования из другой воинской части в пределах одного населенного пункта - Санкт-Петербурга. При этом остался в списках очередников для предоставления служебного жилого помещения в том же органе - Западном региональном управлении жилищного обеспечения.
Административный истец обращает внимание, что общежитие предоставлено ему в нарушение порядка, установленного приказом МО РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 и статьей 99 ЖК РФ, поскольку уполномоченным органом не было направлено сообщение о предлагаемом жилом помещении по установленному приказом образцу либо решение собственника жилого помещения.
Ссылаясь на тот факт, что он зачислен в академию приказом от 25 июля 2014 года, автор жалобы считает незаконным утвержденный 3 июля того же года начальником академии список офицеров переменного состава, которым предлагаются общежития. Обращает внимание, что предоставление ему помещений в общежитии осуществлялось в устной форме, а само жилое помещение отличалось от того, которое указано в списке, так как состояло из двух комнат общей площадью 27 квадратных метров.
По его мнению, суд неправильно истолковал содержание его рапорта, в котором он не отказывался от предложенного общежития, а через командование военно-учебного заведения просил обеспечить его жилым помещением на законных основаниях. Однако данный рапорт на разрешение Западного регионального управления жилищного обеспечения не поступал.
Административный истец полагает, что при рассмотрении дела суд не применил пункт 4 "Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений" (далее - Инструкция), утвержденной приказом МО РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, в соответствии с которым общежитие предоставляется военнослужащим только с их согласия. Отсутствие такого согласия не может повлечь для военнослужащего санкции в виде отказа в выплате компенсации за наем жилого помещения. Кроме того, данный пункт Инструкции предусматривает предоставление военнослужащим служебных жилых помещений и общежитий по норме 18 квадратных метров на человека, что в отношении него соблюдено не было.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно выписке из послужного списка в 2002 году военнослужащий Цыганов назначен на воинскую должность после получения профессионального образования в военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (л.д. 42, 113) и в силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" относится к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.
Обеспечение военнослужащих данной категории служебными жилыми помещениями осуществляется в соответствии с пунктами 1, 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", статьей 99 Жилищного кодекса Российской Федерации и изданными в их развитие нормативными правовыми актами.
Согласно пунктам 2, 5 Инструкции, утвержденной приказом МО РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявления по рекомендуемому образцу в структурное подразделение уполномоченного органа, к которому прилагают необходимые документы, после чего включаются в список на предоставление служебных жилых помещений и обеспечиваются ими в порядке очередности.
Цыганов включен в соответствующий список Западным региональным управлением жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации с 12 сентября 2013 года, перерегистрирован в нем на период обучения в декабре 2014 года, а служебное жилое помещение по установленным законодательством нормам предложено ему только 27 мая 2015 года (л.д.14, 45-46, 55, 86).
На этот случай пунктом 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пунктом 4 Инструкции определено, что военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений по установленным нормам при их согласии могут предоставляться меньшие по площади служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" только при отсутствии указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Тем самым Федеральный закон определил, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения может выплачиваться военнослужащему лишь в случае невозможности обеспечения его и членов семьи для временного проживания одним из перечисленных выше жилых помещений специализированного фонда, включая общежитие.
Аналогичная норма содержится в пункте 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим-гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909, пунктах 11, 17 "Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909", утвержденной приказом МО РФ от 16 июня 2005 года N 235, которыми выплата компенсации поставлена в зависимость от невозможности обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями.
Как правильно указал суд первой инстанции, по делу установлены такие обстоятельства, которые свидетельствуют об отсутствии условий для выплаты Цыганову оспариваемой компенсации.
Так, приказом МО РФ от 25 июля 2014 года N 470 (по личному составу) офицер Цыганов зачислен в очную штатную адъюнктуру Военно-космической академии им А.Ф.Можайского и с 1 сентября зачислен в списки личного состава военной образовательной организации (л.д.43, 82).
Командование академии 3 июля 2014 года согласовало с уполномоченным органом - Западным региональным управлением жилищного обеспечения вопрос о выделении поступившим на обучение офицерам переменного состава и членам их семей комнат в общежитии, что усматривается из соответствующего списка. Заявителю была забронирована комната в общежитии по адресу: Санкт-Петербург, ... жилой площадью 18,3 квадратных метров (л.д.40-41).
Согласно дополнительно представленному доказательству, - согласованному с уполномоченным органом списку от 28 августа 2014 года, заявителю на семью из трех человек в том же общежитии были выделены две комнаты жилой площадью 27,2 квадратных метров.
Тот факт, что первый список был составлен ранее даты издания приказа о зачислении заявителя в очную адъюнктуру, правового значения для дела не имеет, поскольку обусловлен правомерными действиями командования по заблаговременному решению вопроса о его размещении на период обучения. Со слов заявителя, к этому времени он уже успешно сдал вступительные испытания. К тому же указанное в списке от 3 июля 2014 года жилое помещение ему предложено не было, поскольку, как указано выше, было заменено другим большего размера.
Предложенное Цыганову на семью из трех человек жилое помещение в общежитии соответствовало норме, установленной пунктом 11 Примерного положения об общежитиях, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 11 августа 1988 года N 328 (6 квадратных метров жилой площади на одного человека).
Нормы, установленные в соответствии с пунктом 1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" для жилых помещений социального использования и служебных жилых помещений, - 18 квадратных метров на одного члена семьи, к общежитиям применению не подлежат.
Таким образом, командование академии во взаимодействии с уполномоченным органом выполнило все необходимые действия по обеспечению Цыганова и членов его семьи общежитием для временного проживания до предоставления служебного жилого помещения.
Рапортом от 3 сентября 2014 года Цыганов от предложенных ему комнат в общежитии письменно отказался (л.д.11).
Такой отказ является правом военнослужащего и, вопреки мнению административного истца, не влечет для него негативных последствий и санкций, однако является законодательно установленным препятствием для выплаты компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.
Ссылки административного истца на отсутствие у командования академии соответствующих полномочий и ненадлежащее документальное оформление предложения о предоставлении служебного жилого помещения о незаконности действий командования не свидетельствуют.
Согласно объяснениям представителя начальника академии командование проводило лишь предварительную работу по согласованию с уполномоченным органом вопросов о выделении необходимого количества комнат в общежитиях. При согласии военнослужащих с предложенным временным жильем вопрос о его предоставлении решался Западным региональным управлением жилищного обеспечения.
Данные объяснения согласуются с дополнительно представленными административным истцом доказательствами, - сообщениями о предлагаемых жилых помещениях специализированного фонда и выписками из решений об их предоставлении, согласно которым последующее предоставление и оформление жилых помещений в общежитии в случае согласия военнослужащих осуществлялось Западным региональным управлением жилищного обеспечения в пределах компетенции, в порядке и по форме, установленных Инструкцией.
Окружной военный суд отвергает утверждение административного истца о том, что его отказ был обусловлен неконкретностью предложения, поскольку в рапорте от 3 сентября 2014 года были изложены иные мотивы отказа, обусловленные желанием получать денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения (л.д.11).
Более того, излагая в рапорте от 31 марта 2015 года свою позицию относительно права на денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения, Цыганов указал о том, что в сентябре 2014 года ему были предложены две комнаты в общежитии площадью 27 квадратных метров (л.д.16-17), что согласуется с параметрами жилого помещения, указанного в списке от 28 августа 2014 года.
У суда отсутствуют основания не доверять содержанию рапорта, поскольку он подан командованию и затем представлен в суд в качестве доказательства самим Цыгановым.
Доводы административного истца о том, что пункт 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не мог быть применен судом, поскольку он перевелся по службе в пределах Санкт-Петербурга и к новому месту военной службы в другую местность не прибывал, основаны на неверном толковании указанной нормы закона.
Поступление военнослужащих в военную образовательную организацию высшего образования возлагает на соответствующих должностных лиц по новому месту военной службы обязанности по размещению обучающихся, результатом чего стало выделение им комнат общежитиях для временного размещения. В данном случае пункт 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" носит универсальный характер. Причем, приведенная норма является единственной законодательной гарантией по выплате военнослужащим денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения при невыполнении командованием соответствующих обязанностей.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, а доводы апелляционной жалобы не могут служить основаниями для отмены судебного решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 307, 309 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 25 июня 2015 года по административному делу по заявлению подполковника Цыганова А.С. оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.